В России лесные и другие ландшафтные пожары начинаются сразу со сходом снежного покрова. В этом году пожароопасный сезон к первым числам марта был открыт в трех регионах. Позже он начнется и на остальной территории страны.
Вчера мы опубликовали перевод интервью директора Центра глобального мониторинга пожаров (Global Fire Monitoring Center , GFMC), профессора Йоханна Дж. Голдаммера, размещенное на сайте Департамента ООН по снижению риска от стихийных бедствий (UNISDR). В нем профессор Голдаммер анализирует ситуацию с природными пожарами в глобальном масштабе.
Также проф. Голдаммер любезно согласился дать эксклюзивное интервью «Беллоне», посвященное специфике борьбы с лесными пожарами конкретно в России. Отвечая на вопросы «Беллоны» он рассказал о результатах международного сотрудничества российских ученых и специалистов в области управления природными пожарами, а также о тех шагах, которые необходимо сделать в будущем.
Елена Кобец: Есть ли какие-то специфические проблемы в ситуации с природными пожарами в России, которые Вы не упомянули, анализируя глобальные проблемы, и что делается в России, чтобы избежать катастрофических пожаров в будущем?
Йоханн Голдаммер: Интервью для UNISDR (Департамента ООН по снижению риска от стихийных бедствий) было дано после разрушительных лесных пожаров летом 2017 года в Португалии. Поэтому я больше сосредоточился на ситуации в евро-средиземноморском регионе. Пожарная ситуация в России в это время была проблематичной, но развивалась не столь драматично. Четверть века назад, летом 1993 года, GFMC совместно с Рослесхозом и Институтом леса им. Сукачева организовало первую в Красноярске международную конференцию «Восток-Запад» под названием «Пожары в экосистемах бореальной Евразии». Впервые команда ученых и практиков, занимающихся проблемой пожаров, выпустила предупреждения политикам стран бореальной зоны о том, что изменение климата приведет к изменениям экосистем, повышению уязвимости к пожарам и к возникновению более крупных и более катастрофических пожаров по сравнению с пожарами прошлого века. Пожары, охватившие Европейскую часть России летом 2010 года, показали, что растущая уязвимость старых культурных ландшафтов была результатом не только экстремальных климатических изменений, таких как действительно жаркое и сухое лето 2010 года, но и изменений в землепользовании и структуре общества. Подобно Западной Европе Россия сталкивается с резкими социально-экономическими изменениями в сельской местности. Быстрая урбанизация привела к тому, что десятки тысяч деревень были заброшены. Эта тенденция сопровождается увеличением площади необрабатываемых земель, которые зарастают кустарниками и деревьями и хорошо горят. Кроме этого, все в России знают, что прежние водно-болотные угодья (торфы), которые осушали десятилетия назад, и люди, живущие рядом, также находятся под угрозой пожаров.
Спустя двадцать лет после Красноярской конференции ученые, лесники, специалисты по управлению пожарами и политики снова встретились в Сибири. В 2012 и 2013 годах сообщество ученых-пожарных и специалистов по управлению пожарами провели в Красноярске два круглых стола «Международная неделя управления огнем». В рамках мероприятий был организован мозговой штурм, а также обсуждались необходимые направления в политике и практике управления пожарами.
За этим последовал Международный конгресс «Лесные пожары и изменение климата. Проблемы управления пожарами в природных и культурных ландшафтах Евразии», который прошел в Новосибирске в ноябре 2013 года. Еще раз было выработано обращение к политикам стран евразийского региона с предупреждением об опасном развитии характера природных пожаров, связанным с изменениями климата и землепользования, а также с практикой сжигания сельскохозяйственных остатков в растениеводстве. Эти сжигания являются основной причиной крупных лесных пожаров в регионе.
Эти документы были переданы в «Региональный форум Европейской экономической комиссии по трансграничному управлению пожарами» при ООН в Женеве. По результатам деятельности Форума были сформулировали рекомендации, среди которых – рекомендации вести наблюдения по трансграничным последствиям от выбросов от пожаров. Было указано, что «долгосрочные последствия выбросов от пожаров требуют усовершенствования существующих и, при необходимости, разработки дополнительных протоколов, направленных на сокращение неблагоприятных последствий от природных пожаров на международном уровне».
Четыре года спустя МЧС России и UNISDR при поддержке Секретариата Европейского соглашения о повышенных опасностях при Совете Европы (EUR-OPA) и Центра глобального мониторинга пожаров организовали международную конференцию «Защита населенных пунктов и социальной инфраструктуры от природных пожаров», которая состоялась в помещении МЧС России в Москве 14-15 ноября 2017 года. Участники призвали федеральные и местные органы власти продолжать работу по борьбе с природными пожарами путем их предотвращения и готовности к ним. Они также рекомендовали национальным ведомствам, занимающимся вопросами сельского хозяйства, лесного хозяйства, охраны окружающей среды, здравоохранения и безопасности, разработать скоординированную и целостную политику и прагматические подходы в области управления ландшафтными пожарами на основе передовых технологических достижений и рекомендаций научно-исследовательского сообщества.
Если смотреть со стороны на пожары в разнообразных природных и культурных ландшафтах Российской Федерации, можно увидеть две перспективы.
Результаты наблюдения из космоса, доступ к которым в настоящее время не ограничен, и ознакомиться с которыми может каждый из любой точки нашей планеты, показывают, что пожары затрагивают обширные территории страны. Спутниковые данные не могут различать «хорошие» и «плохие» пожары. Пожары, вызванные молниями, оказывали влияние на экосистемы в течение тысяч лет, и будут продолжать это делать в будущем. Некоторые из таких пожаров полезны и важны для стабилизации экосистем, их биоразнообразия и их устойчивости к разрушительным пожарам.
Однако основная часть лесных пожаров вызвана деятельностью человека и не имеет отношения к естественным циклам. Изменение климата приводит к более масштабным пожарам. Огромные площади, горящие одновременно, большая интенсивность и серьезность чрезвычайно затрудняют их подавление. В этом отношении Россия сталкивается с такими же проблемами, как Австралия, Канада, США и другие страны мира, например, Чили или Португалия в 2017 году.
Точка зрения Глобального центра мониторинга пожаров больше связана с национальной политикой и возможностями агентств и гражданского общества в России и других упомянутых регионах. И здесь мы видим, что был достигнут огромный прогресс в развитии диалога в рамках взаимодействия науки и практики (SPI) и даже в диалоге по вопросам политики в области науки. Это было продемонстрировано вышеупомянутыми действиями последних лет.
Однако разрыв между общими знаниями и признанными потребностями в развитии возможностей управления пожарами, с одной стороны, и реальным положением дел – с другой, на практике по-прежнему остается большим. И здесь необходимо принять решительные меры: все правительства евразийского региона, включая российское, должны уделять первоочередное внимание наращиванию потенциала институтов и гражданского общества, становясь более активными с точки зрения предотвращения пожаров или прекращения сельскохозяйственных сжиганий. И реинвестирование доходов лесного сектора должно быть в первую очередь направлено на защиту от разрушительных лесных пожаров лесов и других экосистем. Это вызов для всех правительств данного региона и всего мира.
Е.К. Предполагается ли открытие Ресурсного центра по управлению пожарами в России? Какие организации в этой работе задействованы?
С 2010 года Центр глобального мониторинга пожаров, который базируется во Фрайбурге (Германия), начал действовать в направлении децентрализации своей глобальной работы. При содействии Совета Европы, в рамках EUR-OPA и ОБСЕ, при финансовой поддержке Федерального министерства продовольствия и сельского хозяйства Германии, GFMC создал несколько региональных Центров мониторинга пожаров и региональные Ресурсные центры управления пожарами в Юго-Восточной Европе / Южном Кавказе, Восточной Европе, Центральной Азии и Юго-Восточной Азии. Эти центры обслуживают страны своих регионов, предоставляя консультативные услуги, и проводят обучение членов местных сообществ, включая лиц, принимающих решения, управлению пожарами.
В 2018 году будут созданы еще два региональных центра. На основе решения девяти южноамериканских стран будет открыт «Региональный ресурсный центр управления пожарами в Южной Америке» с двумя филиалами – в Чили и Бразилии. Летом 2018 года в Институте леса им. Сукачева (Сибирское отделение РАН) и при Федеральном научном центре в Красноярске будет открыт «Региональный центр мониторинга пожаров в Евразии». Этот центр будет предоставлять спутниковые данные о пожарах в Центральной Азии и будет тесно сотрудничать с Региональным ресурсным центром по управлению пожарами в Монголии (Улан-Батор). Оба центра будут активно работать в рамках поддержки двустороннего российско-монгольского соглашения о трансграничном сотрудничестве в области управления пожарами.
Елена Кобец
kobets@bellona.ru
Published on March 28, 2018
http://bellona.ru/2018/03/28/borba-s-lesnymi-pozharami-v-rossii/
0 коммент.:
Дописати коментар