Региональные власти считают экономически нецелесообразным тушить лесные пожары
Лето в разгаре, и по всей России заполыхали леса. Традиционно. Каждый год у нас в стране выгорает до 3 млн гектаров леса. Это по официальной статистике. Экспертные оценки дают цифру более 10 млн гектаров. Нынешний год не стал исключением: пожароопасный сезон открыт в 82 субъектах Федерации. Режим ЧС действует в Красноярском крае, двух районах Якутии и одном районе Иркутской области. Региональные власти разводят руками – дескать, пожары видим, стараемся локализовывать, но на тушение денег нет.
Кстати, Красноярский край вот уже две недели как значится в лидерах регионов, где горят леса. По состоянию на начало прошлой недели в крае было зафиксировано 164 природных пожара общей площадью 192,6 тыс. гектаров. С 22 июня в лесах региона был введён режим ЧС. Но на тушение всех пожаров, судя по всему, денег нет. Так что и в этом году мы вот уже в который раз не досчитаемся нескольких миллионов гектаров леса. «Красноярские власти демонстрируют сиюминутный подход в условиях дефицита средств, выделяемых на данное направление, – с грустью констатирует замдиректора по развитию Центра охраны дикой природы Любовь Якубовская. – Когда у вас минимум средств, действительно рациональным видится определиться с приоритетами в тушении. Это связано с нежеланием копить задолженности по зарплате, полевым выплатам и довольствию, которые неизбежно возникают при стремлении потушить всё подряд при минимуме средств. Для местного бюджета это решение вопроса. Для страны, да и для всего человечества, это потеря».
Другая проблема помимо нехватки средств – рассогласованность действий ведомств. Зачастую контролирующие органы просто не могут договориться между собой, чей это пожар и кому следует его тушить. Такое положение дела – прямое следствие провала реформы лесного хозяйства. Например, за сохранность лесного фонда отвечают органы местной власти, у которых, как выясняется, нет денег на то, чтобы эту сохранность обеспечивать. Безопасностью лесов ведает, с одной стороны, Минобороны, если леса расположены на его землях, или же МЧС – если леса расположены на землях запаса. Существует ещё Федеральный штаб при Рослесхозе, однако он лишь занимается профилактикой, но не координирует деятельность ведомств.
На прошлой неделе Минприроды выступило с инициативой создать оперативные штабы на уровне субъектов Федерации и лесничеств. «Это дополнительная оргструктура, которая будет взаимодействовать с Федеральным штабом и федеральной и региональными комиссиями МЧС по предупреждению чрезвычайных ситуаций», – отмечают в ведомстве. Также Федеральный штаб при Рослесхозе планируется наделить дополнительными полномочиями по координации всех ответственных за тушение и профилактику пожаров. Соответствующий законопроект Минприроды уже подготовило.
Впрочем, очевидно, что от появления дополнительной бюрократической структуры денег на тушение лесов не появится. А значит, уже сейчас можно с уверенностью утверждать, что и в этом году в России сгорит 3 млн гектаров леса. Минимум.
Любовь ЯКУБОВСКАЯ, замдиректора по развитию Центра охраны дикой природы:
20 лет назад, когда создавалось МЧС, нам обещали, что именно это ведомство будет решать проблему непредсказуемости чрезвычайных ситуаций, и некоторое время было ощущение, что есть движение в этом направлении. Но сейчас можно констатировать, что МЧС не справляется, а лесное хозяйство уже лишили необходимых для этого человеческих ресурсов.
https://versia.ru/regionalnye-vlasti-schitayut-yekonomicheski-necelesoobraznym-tushit-lesnye-pozhary
0 коммент.:
Дописати коментар