15 липня 2018

ВСЁ ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О ВЫВОЗЕ РОССИЙСКОГО ЛЕСА В КИТАЙ



Предисловие:

Юбилейный трёхсотый выпуск проекта мы посвятили очень важной теме вывоза российского леса в Китай. Эта тема окружена множеством мифов и может стать точкой политического напряжения в скором будущем. Поэтому нам показалось что крайне важно разобрать её спокойно и по фактам. В своём исследовании мы использовали не только материалы профильных изданий, но и доклады ООН, Гринпис, официальную статистику России и Китая. Мы НЕ использовали многочисленные агитационные материалы политического толка, как антигосударственного характера, так и охранительского — и те, и другие обычно далеки от истины. Желаем вам полезного просмотра, все ссылки на источники ищите в текстовой версии выпуска.

Вся Сибирь сдана в аренду китайцам, масштабы вырубки лесов такие, что через 10 лет здесь будет голая пустыня – такие утверждения всё чаще встречаются в интернете. Одни им слепо верят, другие просто отмахиваются, утверждая, что всё это фейк. Мы решили поставить точку в долгом споре и разобраться в сегодняшнем спецвыпуске. Как всегда, с опорой только на цифры и факты.



Сколько вывозит Китай

Первая цифра, которая поможет нам разобраться в ситуации – это объём экспорта российской древесины в Китай. Китай, действительно, является крупнейшим покупателем нашего леса в силу того, что мы имеем удобную сухопутную границу и качественный лес. Согласно официальным данным мы продаём соседу примерно 22 млн. кубометров лесопродукции в год.

Вывоз леса в обход таможни практически невозможен и если и существует, то в мизерных объёмах. Однако остаётся возможность махинаций на самой таможне с занижением объёма экспорта. Примерный масштаб можно рассчитать, исходя потребностей Китая. Они составляет примерно 170 млн. кубометров в год, около 100 из них закрывает сам Китай, а ещё не менее 30 млн. кубометров приходится на поставки в Китай из других стран. Получается, что если исходить из смелого предположения о том, что только в России поставщики занижают объёмы вывоза, то в общей сложности мы продаём соседу 40 млн. кубометров в год. Теперь разберёмся насколько это много.

Сколько леса в России

В России находится около одной пятой всего мирового резерва древесины. Общая площадь свыше 750 млн га, что больше чем у Канады, Швеции, Норвегии, США и Финляндии. Однако не весь лес годится для промышленной заготовки. В общей сложности для этих целей у нас находится в резерве 30 млрд. кубометров, что в три раза превосходит аналогичный показатель запасов Канады и США.

Следовательно, если предположить, что Китай будет скупать российский лес такими же темпами, что и сейчас, то даже с учётом рассчитанного нами чёрного экспорта, на вывоз всех промышленных ресурсов ему потребуется примерно 800 лет. Но этого не произойдёт никогда по нескольким причинам.

Во-первых, Китай наращивает собственное производство леса и через 10-15 лет намерен существенно сократить объёмы импорта. Во-вторых, лес является возобновляемым ресурсом и при грамотном подходе – практически бесконечным. В-третьих, не мы одни работаем с Китаем и та же Канада, Новая Зеландия, Финляндия, США и другие страны жёстко конкурируют за право быть продавать в Китай свой лес.



Однако всё вышесказанное не означает, что мы теперь можем расслабиться. Проблем в лесной отрасли у нас действительно хватает.

Виноваты ли китайцы?

Представление о том, что вся Сибирь и Приморье наводнены китайскими лесорубами, которые воруют и тайно вывозят наш лес не соответствует действительности. Китаю просто нет нужды так рисковать, потому что лес в том числе и незаконно рубят для них сами граждане России. А китайцы лишь покупают его и отправляют домой. Да, зачастую участвуя в незаконных сделках, но они невозможны без участия российской стороны. И главная проблема здесь не столько в масштабах теневого бизнеса, сколько в его варварском характере. Леса вырубаются беспорядочно с грубыми нарушениями, ни о каком компенсирующем восстановлении леса не ведётся даже речи.

Но хуже всего, что на местах вырубки образуются несанкционированные свалки, которые часто приводят к пожарам. А именно пожары сегодня губят гораздо больше леса, чем его незаконная добыча. Только в прошлом году в России из-за пожаров пострадало 4,5 млн. гектаров леса. Если бы это был только промышленный лес, то его вывозили бы в Китай 22 года.

Теперь поговорим о том, что делает государство для сохранения наших лесных ресурсов.

Как защищают лес

Говорить о том, что государство закрывает глаза на ситуацию было бы несправедливо. Первым делом была поставлена задача снизить вывоз необработанного круглого леса и простимулировать вывоз пиломатериалов. Поэтому ещё в 2008 году были введены заградительные таможенные пошлины на вывоз кругляка, что и привело к резкому сокращению экспорта лесного сырья и развитию собственной переработки. Результаты хорошо видны на этих графиках:





Вместе с тем редкие и особо ценные лесные породы вырубать запретили под страхом уголовного наказания. В отношении леса стали применять систему ЕГАИС. В итоге каждое дерево отслеживается на всем пути его коммерческой жизни — от места, где оно было срублено, до пересечения границы. Как результат – в 6 раз возрос объём выявляемых нарушений и количество уголовных дел.

Теперь государство пошло дальше и решило стимулировать глубокую переработку древесины с использованием сложных биохимических технологий. Для этого создаются отраслевые кластеры, проекты государственно-частного партнерства, о многих мы рассказывали в наших выпусках.

А, буквально, на днях был окончательно принят законопроект, который предусматривает обязательное восстановление леса после вырубки. Их обязуют в течение одного года после проведения работ высаживать саженцы в объеме равном площади вырубки. Причём той же породы. Либо вносить равнозначную сумму в фонд, который занимается лесовосстановлением самостоятельно.

Выводы

— Проблема незаконной вырубки леса в России и контрабанды в Китай существует и отрицать это глупо. О масштабы её не так велики, как рисует народная молва;

— Китайцы не воруют русский лес, а закупают его у наших дельцов, которые сами с лёгкостью нарушают законы в погоне за прибылью;

— Продавать лес заграницу – это нормально. Крупнейшие экономики мира борются за право поставок в Китай;

— Лес – это возобновляемый ресурс. Его можно и нужно продавать, но при этом проводить вырубку по правилам и распоряжаться им эффективно, в чём мы пока уступаем многим лесным странам;

— Нужно и дальше стремиться продавать не сырьё или продукцию элементарной обработки, а более сложные продукты, созданные на нашей территории – мебель, бумагу, домокомплекты и т.д.;

— Только государство способно навести порядок в лесной сфере с помощью тарифных мер и жёсткого контроля;

— Любое усиление контроля за отраслью в будущем будет сопровождаться протестами тех, кто привык кормиться с нелегального бизнеса, а значит нас ещё ждут протесты по этой теме и попытки придать ей политический характер.

0 коммент.:

Дописати коментар