во-первых, лес в границах отвода здоров, устойчив, и проведения сплошной санитарной рубки не требует (а волна усыхания, вызванная прокладкой нового Приозерского шоссе в 2013-2014 годах, на этом участке естественным образом затухла);
во-вторых, проходящие по лесу границы санрубки никак не связаны с санитарным состоянием насаждений - оно одинаковое внутри отведенной рубки и на примыкающих к ней участках;
в-третьих, предусмотренные актом лесопатологического обследования меры по обеспечению возобновления леса - посадка лесных культур - совершенно неадекватны: на всей площади отведенной лесосеки имеется обильный крупный и средний подрост ели, сформировавшийся после прошлой выборочной рубки 20-летней давности.
Очевидно, что главным мотивом к назначению в этом лесу сплошной санитарной рубки стал именно острый дефицит хозяйственно ценной хвойной древесины в Ленинградской области, вызванный критической истощенностью эксплуатационных лесов. Десятилетия экстенсивного (бесхозяйственного) лесопользования привели к тому, что основная часть наиболее продуктивных и удобных эксплуатационных хвойных лесов сменилась производными березняками и осинниками, не очень интересными большинству лесозаготовителей. Катастрофическая нехватка спелых сосняков и ельников в эксплуатационных лесах Ленобласти вынуждает лесопользователей и органы управления лесами всеми правдами и неправдами вовлекать в промышленные рубки даже самые ценные для жителей региона защитные леса, используя для этого все лазейки действующего законодательства.
Обследование отведенной санрубки в квартале 29 пока было визуальным. Инструментальное обследование, безусловно, потребуется - но его правильнее будет проводить официально, с участием представителей надзорных и правоохранительных органов. Это дело будущего; а пока просто посмотрите, как выглядит лес, отведенный в сплошную санитарную рубку в связи с "сильной степенью заселения насаждения короедом-типографом", и в котором после рубки в качестве меры по обеспечению возобновления леса назначена "закладка лесных культур". Лес примерно одинаков по всей площади отведенного в рубку участка, кроме узкой полосы, примыкающей к новому Приозерскому шоссе (шириной 20-30 метров), где произошло частичное усыхание и распад еловой части древостоя.
Вот так это место выглядит сверху (желтыми точками показан примерный контур рубки - реальные границы отвода извилисты, на отдельных участках ветвисты и плохо обозначены на местности; дорога вдоль левой границы снимка - новое Приозерское шоссе, вдоль нижней границы снимка - перемычка между ним и старым Приозерским шоссе). Серые деревья на снимке - это главным образом осина, сейчас уже полностью безлистная:
Далее идут фотографии, сделанные в ходе обследования (автор - Мария Васильева). Погода в течение всего дня была очень сырой, временами шел небольшой дождь, поэтому фотографии не солнечные.
Вся площадь, отведенная в рубку, и примыкающие к ней участки леса, покрыты сетью магистральных (идущих с севера на юг) и пасечных (расходящихся от них под углом примерно в 45 градусов - на северо-запад и северо-восток) волоков от выборочной рубки 20-летней давности - так называемой "рубки формирования ландшафта". Этот квартал раньше относился к лесопарковой зоне Санкт-Петербурга, потому и рубка имела такое специфическое название - по сути, конечно, это была обычная коммерческая равномерно-выборочная рубка. Магистральные и пасечные волока занимают примерно 15-20 процентов общей площади. Сейчас магистральные волока, и в меньшей мере пасечные, в основном заросли рябиной, местами с березой; на прилегающих к ним участках и отчасти на самих волоках, сформировался густой и крепкий еловый подрост:
Подрост ели вообще очень обилен и хорошо развит по всей площади отведенной санрубки - после выборочной рубки двадцатилетней давности он получил достаточно света, окреп и вытянулся:
Благодаря хорошей освещенности под пологом разреженного елового древостоя, подрост появляется везде, где есть подходящий для прорастания и укоренения семян деревьев субстрат - в последнее время главным образом на разнообразной мертвой древесине:
А это деревья ели, выросшие на пнях от позапрошлой выборочной рубки (видимо, еще советского времени):
В лесу много мертвой древесины (валежника) разных степеней разложения - прошлая выборочная рубка, видимо, проведенная не очень аккуратно, вызвала частичный распад разреженного ей древостоя. К настоящему времени этот распад практически полностью прекратился - свежего валежника мало. В целом эта мертвая древесина не представляет уже ни опасности для живых деревьев (она не может служить субстратом для размножения опасных организмов), ни существенного неудобства для людей, гуляющих в лесу, собирающих грибы и чернику - многочисленные тропинки свободно пересекают старые валежины. Труднопроходимые участки занимают совсем небольшую часть площади и практически не влияют на рекреационную привлекательность леса.
Лес, разумеется, находится не в идеальном для лесопарка состоянии - но это, тем не менее, вполне здоровый живой лес, переживший и прошлые приемы выборочных рубок, и прорубку полосы отвода нового Приозерского шоссе, и уже вполне оправившийся после этих тяжелых для него событий. Поскольку это не дикий лес, а вполне освоенная и очень посещаемая людьми территория - в нем нужно вести грамотное и вполне интенсивное лесопарковое хозяйство. Но хозяйство это должно опираться не на сплошные рубки большой площади, проводимые под видом санитарных, а на мелкоконтурные сплошные, выборочные или постепенные, позволяющие в максимальной степени сохранять лесную среду и выполняемые лесом защитные функции.
Факт назначения в этом здоровом лесу сплошной санитарной рубки с совершенно ничем не объяснимыми границами должен быть тщательно расследован как надзорными (Департаментом лесного хозяйства по СЗФО), так и правоохранительными органами - и мы будем добиваться такого расследования и привлечения к ответственности виновных должностных лиц. История с этой рубкой только начинается, и продолжение, надеемся, не заставит себя долго ждать.
А вот вторая страница акта лесопатологического обследования, на которой говорится о степени заселения этого ельника короедом-типографом. Обследование проводилось летом 2017 года - и если бы лес тогда действительно был в такой степени заселен короедом-типографом, сейчас он был бы представлен в основном свежим сухостоем; а фактически доля свежего сухостоя на отведенном в рубку участке составляет менее одного процента:
Ссылка на предыдущее сообщение по этой теме:
Почему люди часто не верят в честную работу лесопатологов: наглядный пример из Ореховского участкового лесничества Ленобласти
0 коммент.:
Дописати коментар