"В Лесном кодексе нужно установить единый порядок деятельности пунктов приема и отгрузки древесины. Сегодня это полномочия регионов: где-то это сделано, где-то это сделано недостаточно, где-то это вообще не сделано. Этот порядок должен быть единым, очень жестким, чтобы китайские предприниматели не могли скупать лесопродукцию у людей".
В реальности такие поправки мало что изменят, и не помогут сберечь леса Сибири и Дальнего Востока от варварских опустошительных рубок. Дело в том, что эти рубки, проводящиеся на огромных площадях, без сколько-нибудь серьезной заботы о последующем восстановлении и выращивании леса, в подавляющем большинстве случаев проводятся не какими-нибудь "черными лесорубами", а вполне официальными лесозаготовителями, арендующими лесные участки для заготовки древесины. И рубят они леса таким беспощадным и бесхозяйственным образом не потому, что нарушают действующие лесные законы и правила - а наоборот, потому, что действующие законы и правила позволяют, а иногда даже заставляют, рубить лес именно так. Мелкие лесные воришки - простые граждане, рубящие лес без каких бы то ни было разрешительных документов - заготавливают настолько мизерные по сравнению с официальными лесозаготовителями объемы древесины, что их вклад в общее разорение российских лесов в большинстве лесных районов практически незаметен. Даже если государство полностью победит этих лесных воришек, запретив кому бы то ни было покупать у них заготовленную древесину - это почти никак не повлияет на масштабы и скорость разорения российских лесов.
Чтобы сохранить российскую тайгу от безжалостного уничтожения - необходимо перейти от абсолютно господствующей сейчас экстенсивной (бесхозяйственной) модели лесопользования к полноценному лесному хозяйству, подразумевающему обязательное выращивание новых ценных лесов на староосвоенных лесных землях. Чтобы такой переход случился - необходимо полностью изменить российское лесное законодательство и всю основанную на нем систему работы органов управления лесами, поскольку именно нынешнее лесное законодательство является основой для абсолютно бесхозяйственного обращения с российскими лесами. Нынешний руководитель Рослесхоза, он же замминистра Минприроды России, уже больше четырех лет занимает свою должность - но эта это время не сделал практически ничего для реального перехода от бесхозяйственного лесопользования к полноценному лесному хозяйству. Федеральное агентство лесного хозяйства у нас есть - а самого лесного хозяйства, особенно в таежной зоне нашей страны, практически нет.
Характерная для Восточной Сибири (Красноярский край) мозаика вырубок и гарей. Все вырубки в границах этого снимка, видимые невооруженным глазом, вырублены законными лесозаготовителями, заготавливавшими древесину в соответствии с действующим законодательством, с ведома и согласия уполномоченных органов исполни-
тельной власти.
Следующая стадия таких "законных" рубок - от коренной тайги не осталось уже практически ничего, кроме узких нерестоохранных полос вдоль некоторых крупных и средних рек. Но эти нерестоохранные полосы, в соответствии с федеральным законом от 27 декабря 2018 года № 538-ФЗ, будут ликвидированы с 1 июля 2019 года - так что и эти скудные остатки коренных таежных лесов можно будет почти полностью дорубить. И это все - тоже дело рук вполне законных лесопользователей, а отнюдь не "черных лесорубов"
0 коммент.:
Дописати коментар