... в Иркутской области
Но дефицит воды лишь создает условия для развития катастрофических пожаров. Для того, чтобы эти условия привели к реальной катастрофе, нужны безумцы, которые будут обращаться с огнем на природных территориях в этих экстремальных условиях так же беспечно, как в обычный год, с обычным количеством снега и воды. И они, к сожалению, в Иркутской области могут найтись.
1 марта ГУ МЧС по Иркутской области объявило о принятом решении "провести контролируемые профилактические отжиги и очистку территорий от горючего мусора", и о том, что "первые профилактические отжиги уже начаты в Слюдянском районе" (ссылка).
Вот так сейчас выглядит ситуация со снегом на юго-востоке Иркутской области - в Слюдянсокм и сопредельных частях Усольского, Шелеховского и Иркутского районов (космоснимок Sentinel 2 за 28 февраля 2019 года; большое темно-серое пятно в верхнем правом углу - это загрязненный выбросами сажи от угольных котельных снег в Иркутске и окрестностях, замерзшее озеро в нижнем правом углу - Байкал):
Коричневые участки на снимке (они в основном видны в южной части - как раз на территории Слюдянского района Иркутской области) - это безлесные территории, главным образом склоны южной, юго-восточной или юго-западной экспозиций, уже полностью очистившиеся от снега. На таких участках сухая трава, если ее кто-то подожжет, уже может интенсивно гореть, особенно при устойчивом ветре и начинающем припекать солнце (а именно такая погода сейчас держится, и в ближайшие дни ожидается, на юге Иркутской области). Среди сторонников интенсивного весеннего выжигания сухой травы широко распространено убеждение, что при таких условиях огонь не может убежать в лес - поскольку там еще лежит, или должен лежать, снег. Но это убеждение ошибочное, по крайней мере для малоснежной зимы и ранней весны - поскольку обращенные к югу опушки леса просыхают так же быстро, как и прилегающие безлесные участки. Если же на этих опушках находятся скопления горючих материалов - например, кучи порубочных остатков, в том числе от воровских рубок, или заторфованные участки, или даже просто крупные сухие валежины - от заходящих в лес травяных палов могут возникать очаги тления, которые впоследствии могут стать источниками уже более серьезных пожаров.
Поэтому планируемое ГУ МЧС по Иркутской области проведение массовых выжиганий сухой растительности в условиях такой весны, как в 2019 году, может стать одной из причин весьма серьезной лесопожарной катастрофы. К сожалению, образумить "чрезвычайное" ведомство практически некому: оно традиционно не прислушивается к мнению остальных, и традиционно практически никак не отвечает за последствия своих ошибочных решений. А катастрофу, если она произойдет, оно столь же традиционно спишет на "лесников" или на органы местного самоуправления.
Об эффективности работы этого ведомства по защите населенных пунктов от угрозы перехода на них лесных пожаров можно судить, например, по прошлогодней истории, связанной с прорубкой так называемого "противопожарного разрыва" вокруг поселка Саннолыжный в Усольском районе Иркутской области. Разрыв был прорублен совершенно хулиганским способом, без оформления каких бы то ни было разрешительных документов; по фактам незаконной рубки документы переданы в полицию - но за прошедший почти год никаких реальных действий так и не было предпринято. Подробнее об этой истории можно прочитать здесь:
Продолжение истории с прорубкой "противопожарного разрыва" у поселка Саннолыжный Иркутской области: ответ Минлеса Иркутской области
Обращение в Департамент лесного хозяйства по Сибирскому ФО в связи с рубкой у поселка Саннолыжный Усольского района Иркутской области
Помогите!!! Вокруг моей деревни вырубают лес!
А вот как выглядит этот разрыв сейчас (фотография сделана 27 февраля 2019 года):
Слева - огороды, заборы и постройки поселка Саннолыжный, справа - лес на землях лесного фонда, по центру - прорубленный год назад "противопожарный разрыв" в таком же лесу на землях лесного фонда. На снимке видно, что порубочные остатки (сухие сосновые ветки и вершинки) так и лежат на "противопожарном разрыве", местами собранные в кучи, и что "разрыв" уже начал зарастать бурьяном. Почва на этом участке - песчаная, после схода снега просохнет в считанные дни, а остатки лесной подстилки, сухая трава и порубочные остатки превратятся не просто в горючий, а в легко горючий материал. По такому "противопожарному разрыву" огонь при сильном ветре, не сдерживаемом уже деревьями, может распространяться гораздо быстрее, чем по лесной подстилке под кронами деревьев. Таким образом, прорубка не уменьшила, а увеличила угрозу перехода огня с сопредельной территории на этот конкретный населенный пункт. По всей видимости, единственный практический смысл прорубки этого "разрыва" состоял в утолении потребности китайского лесного сектора в качественной и относительно дешевой сосновой древесине или древесных полуфабрикатах.
При таком отношении к пожарной безопасности и к защите населенных пунктов от пожаров на смежных территориях избежать крупной пожарной катастрофы после малоснежной зимы, если весна и лето тоже окажутся сухими, будет очень трудно.
0 коммент.:
Дописати коментар