В середине 1960-х годов Финляндия столкнулась с проблемой – вырубка леса превысила его производство. В это время в стране действовал лесной кодекс, принятый в конце XIX века. Он обязывал владельца участка сразу после порубки высаживать новые деревья. Но документ не был приспособлен к промышленной вырубке.
Общественность заволновалась: в стране действовал принцип доступности лесов для каждого жителя. Горожане регулярно отдыхают на природе, и последствия сплошной рубки быстро стали известны всем. Перед страной замаячило банкротство: основой экономики Финляндии были лес и его продукты.
Государство поставило задачу улучшить условия деятельности лесной промышленности поддержкой производства. Были разработаны долгосрочные общегосударственные лесные программы по улучшению состояния природных ресурсов. Бюджетные деньги сначала пошли на мелиорацию. Потом на питомники молодняка, строительство дорог и реконструкцию насаждений. К 80-м годам сумма вливаний составляла уже около 100 миллионов евро.
Лесное хозяйство начали регулировать через рычаги. Нормативные – это закон о лесе, законы об охране окружающей среды. Экономические – закон о финансировании устойчивого лесного хозяйства, нормативы по облегчению налогообложения, регулирование торговли выбросами. И информационные – через спонсируемые из общественных фондов консультации, информирование и обучение, общество стало стимулировать функционеров отрасли работать в соответствии со своими интересами.
Но главным принципом осталось право частной собственности: леса – национальное достояние, но принадлежат они частным лицам, у которых есть право извлекать выгоду из собственности.
Лес не только можно, но и нужно рубить – для его большей продуктивности. Рубить надо по правилам, и при их нарушении немедленно налагается штраф на владельца участка. Саженцы тоже выращивают по правилам. А при их нарушении выписывают штраф. Более того, собственники несут финансовую ответственность за состояние леса через механизм стоимостной оценки лесной земли.
В итоге сегодня 60 процентов всех лесов Финляндии находится в семейной собственности. Размеры владений невелики. В среднем 30 гектаров. Но это 400 тысяч финских семей. Или пятая часть нации. По-настоящему национальное богатство. Государству принадлежит лишь 26 процентов лесов.
Научную поддержку хозяйствам оказывает НИИ леса Metla. Этот же институт ведет инвентаризацию, мониторит санитарное состояние, вплоть до каждого больного дерева и сухостоя, определяет методы и правила измерения ресурсов. Всем этим хозяйством рулят сразу два министерства – сельского и лесного хозяйства и окружающей среды через региональные центры и лесоводческие объединения. В их работе участвуют владельцы земли. Все это сделано, чтобы отделить административные функции от хозяйственных. И убрать государство из леса. Таким образом, работа всей отрасли регулируется комплексно, а не ведомственно. А во главу угла поставлено увеличение национального достояния.
Результаты этой работы можно пощупать и измерить. За 50 лет ежегодный прирост древостоя увеличился с 55 до 80 миллионов кубометров. Зеленые массивы занимают две трети страны – 26 миллионов гектаров. На продуктивные угодья приходится 18 миллионов гектаров, или 70 процентов. Доля лесной промышленности в национальном продукте составляет 5 процентов и 20 процентов в экспорте. Имея лишь 2,8 процента мировой площади лесов, Финляндия в 2011 году произвела 65 миллионов кубометров пиломатериалов, 1 миллион квадратных метров фанеры, 11,3 миллиона тонн бумаги и картона…
Для сравнения: Россия, у которой 885 миллионов гектаров покрыто лесами, в 2015 году произвела 10 миллионов кубометров пиломатериалов, 20 миллионов квадратных метров фанеры, 15,3 миллиона тонн бумаги.
Площадь лесов в Казахстане – 12,3 миллиона гектаров. Как ни странно, это больше, чем в лесной Беларуси или Украине. Но в нашей стране лес большей частью саксаульный. Лиственный и хвойный занимают 3,3 миллиона гектаров. И вокруг него разгораются страсти.
По данным минсельхоза, в частных руках находится лишь 120 гектаров леса. Львиная доля – 82 процента – принадлежит акиматам. У которых всегда не хватает денег. Зато много других проблем. В итоге наши леса не принадлежат никому. Самый яркий пример – Семипалатинский ленточный бор. В 2004 году правительство ввело там запрет на всякую рубку, кроме санитарной. И сразу начались поджоги. А после пожара нужно проводить санитарную рубку...
Взвыли лесопромышленники. Половина лесов Восточного Казахстана переспела. Санитарная рубка снизит угрозу пожаров и заражения деревьев, обновит насаждения и позволит бизнесу заработать. По подсчетам Ассоциации деревопереработчиков РК, за 10 лет было потеряно 2 823,6 миллиона кубометров древесины. А экономическая отдача гектара леса равна отдаче от гектара пустыни.
Но промышленники просят рубить только в доступных районах. А самый спелый лес находится в горах, куда добраться тяжело. И никто не говорит, что хотел бы взять участок в полную собственность. При нашем законодательстве это невыгодно.
Содержать лес у нас вообще невыгодно. Поэтому денег на него нет. И только к 2030 году минсельхоз намерен увеличить площадь лесов в стране с 4,5 до 5 процентов территории. Расти, шишка, большая и маленькая!
Автор: Адил Урманов