ПІД ВИГЛЯДОМ БОРОТЬБИ З КОРУПЦІЄЮ

влада обвалила лісову галузь в Україні

ЛІС І РЕФОРМУВАННЯ

Державні ліси мають покривати свої видатки з власних доходів

Орест ФУРДИЧКО

Таємниці реформування "лісових відносин" в Україні

РЕФОРМАЦІЯ, ДЕГРАДАЦІЯ ЧИ ПРОФАНАЦІЯ?

Як Держлісагентство хоче реформувати лісову галузь

ЧИНОВНИКИ ПРОТИ ЛІСІВНИКІВ

Кому вигідний фінансовий саботаж лісгоспів?

11 січня 2019

16 января 2019 года собираются рассмотреть вопрос о борьбе с незаконными рубками

16 января 2019 года Совет Федерации на своем пленарном заседании собирается рассмотреть вопрос о борьбе с незаконными рубками. Об этом, в частности, сообщает ТАСС со ссылкой на председателя Совета Федерации В.И.Матвиенко. Насколько известно, Матвиенко настроена решительно, но что в итоге получится из этого рассмотрения - пока непонятно.

Матвиенко: Совфед будет активно бороться с проблемой "черных лесорубов"


Полгода назад, 13 июля 2018 года, Совет Федерации уже рассматривал эту тему. Валентик подвергся довольно жесткой критике со стороны Матвиенко, но никаких оргвыводов не последовало - ни тогда, ни в последующие полгода. Ситуация с незаконными рубками, да и в целом с лесным хозяйством, за прошедшее время нисколько не улучшилась - поэтому интересно, что на этот раз скажет В.И.Матвиенко, и как будет оправдываться И.В.Валентик.

К сколько-нибудь заметным действиям, относящимся к борьбе с незаконными рубками, за последние полгода можно отнести разве что принятый совместный приказ Генпрокуратуры России № 740, МВД России № 758, МЧС России № 502, Минприроды России № 598, Следственного комитета России № 104 и Федеральной таможенной службы России № 1807 от 08 ноября 2018 года "Об утверждении Инструкции о порядке взаимодействия при выявлении, пресечении, расследовании и раскрытии преступлений в сфере лесопользования" - но и он 24 декабря прошлого года был возвращен Минюстом без государственной регистрации. Текст этого приказа пока остается недоступным, поэтому судить о степени его разумности пока невозможно.


В качестве напоминания - приводим фрагмент видеозаписи обсуждения лесного вопроса на заседании Совета Федерации 13 июля 2018 года, и лесную часть официальной стенограммы заседания.




Фрагмент стенограммы (Председательствующий - В.И.Матвиенко):


Пятнадцатый вопрос - о Федеральном законе «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения» - докладывает Владимир Альбертович Лебедев.

В нашем заседании участвует Иван Владимирович Валентик, заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации - руководитель Федерального агентства лесного хозяйства.

Пожалуйста.

В.А. Лебедев, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Нижегородской области.

Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые коллеги! Федеральный закон совершенствует отношения в области сохранения лесов, в том числе правила лесовосстановления и лесоразведения.

Согласно федеральному закону лесовосстановление осуществляется в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, а также сохранения их полезных функций и биологического разнообразия лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений. А лесоразведение осуществляется как на землях лесного фонда, так и на землях иных категорий в целях предотвращения эрозии почв и в других связанных с повышением потенциала лесов целях.

Федеральный закон устанавливает обязанность лиц, использующих леса для геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, для строительства и эксплуатации водохранилищ и других подобных объектов, для переработки древесины, не позднее чем через один год после рубки выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений. Исключения составляют случаи перевода земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий.

Федеральным законом к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относится установление состава проекта лесовосстановления и проекта лесоразведения, а также порядка их разработки. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации передается полномочие по проведению на землях лесного фонда лесоразведения.

Также в целях предупреждения лесных пожаров федеральным законом вводится дополнительное требование к противопожарному обустройству лесов, согласно которому ширина просек устанавливается в размере от 10 до 100 метров.

Если говорить проще, то вводится новый принцип: сколько леса убыло - столько должно и прибыть, причем не лесных насаждений, а именно лесов, поскольку мы с вами понимаем, что после посадки леса проходит достаточный период времени (это 8-10 лет), когда лесные насаждения переводятся в леса.

Федеральный закон в случае его одобрения вступает в силу с 1 января 2019 года. Для его реализации потребуется также принятие ряда нормативно-правовых актов Правительства Российской Федерации и Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Для информации: членами Совета Федерации было внесено шесть поправок. Все они учтены в редакции федерального закона.

Комитет рекомендует Совету Федерации одобрить данный федеральный закон.

Председательствующий. Спасибо, Владимир Альбертович.

Закон на самом деле очень важный и очень правильный.

Скажите, пожалуйста, как будет обеспечиваться контроль за его реализацией, чтобы он не был только благими пожеланиями, - сколько вырубили, столько посадили? Кто это будет контролировать?

В.А. Лебедев. В законе также предусмотрена система мониторинга лесовосстановления и лесоразведения.

Председательствующий. Со стороны кого? Кто будет мониторить?

В.А. Лебедев. Федерального органа.

Председательствующий. Федеральный орган. Для того чтобы мониторинг был на системной основе, очевидно, нужны нормативные акты какие то, да?

Иван Владимирович, как вы будете мониторить?

И.В. Валентик, заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации - руководитель Федерального агентства лесного хозяйства.

Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые члены Совета Федерации! Я хотел бы, безусловно, поблагодарить сенаторов за поддержку при рассмотрении проекта данного федерального закона. Очень существенные и значимые поправки были внесены. И, безусловно, хотел бы, пользуясь случаем, отдельные слова благодарности высказать Сергею Борисовичу Иванову. Он был идеологом этого закона, поэтому, конечно, огромное ему спасибо за идею, за концепцию этого закона.

Что касается Вашего вопроса, Валентина Ивановна, безусловно, очень важно не возложить обязанность, которая не будет обеспечена контролем, то есть она не должна быть пустым звуком. Поэтому в этой связи еще с 2016 года в Российской Федерации принята норма, которая возлагает на Федеральное агентство лесного хозяйства полномочие по отдельному мониторингу воспроизводства лесов. То есть это отдельный вид экологического мониторинга, который мы начали реализовывать с указанного мной периода.

В контексте принятия этого закона, безусловно, важнейшая задача - не в том, чтобы, скажем так, установить это требование, а в том, чтобы повысить качество воспроизводства лесов. Поэтому в рамках бюджетных проектировок этого года мы запрашиваем дополнительное финансирование именно на расширение сферы государственного мониторинга воспроизводства лесов, улучшаем наши возможности с точки зрения технологического оснащения осуществления контрольно-надзорных функций.

И поэтому мы считаем, что в контексте того, что существует специальный вид экологического мониторинга, в рамках нашей компетенции мы сможем справиться с контролем за реализацией этого закона.

Председательствующий. Я бы попросила комитет и всех вас, коллеги, проводить мониторинг за мониторингом агентства лесного хозяйства. Потому что все так гладко на бумаге… Вот недавно приехала из Забайкальского края. Народ подходит и говорит: «Валентина Ивановна, „черные“ лесорубы как были, так и есть, никуда не делись. Лес вырубается, лес вывозится, поджоги, никакого лесовосстановления», и так далее. Вот понимаете, как?.. Что людям то говорить? Люди то правы. Когда это прекратится, вот скажите мне? Это колоссальная проблема, Иван Владимирович. Я и не упрощаю. Но кто должен бороться с «черными» лесорубами, кто должен бороться с незаконными вырубками леса? Ответьте, чья это ответственность?

И.В. Валентик. Спасибо, Валентина Ивановна.

Действительно, острый вопрос, тема незаконной рубки беспокоит население. Люди видят, как лес вырубают рядом с их населенными пунктами. Безусловно, Правительством Российской Федерации прилагаются значительные усилия по пресечению этой противоправной деятельности…

Председательствующий. Каким образом? Ну, не надо общих фраз: «Правительством прилагаются усилия»… Конкретно: кто отвечает за пресечение незаконной вырубки, кто контролирует, кто несет за это ответственность? Вот с кого спросить за то, что в Забайкальском крае продолжается незаконная вырубка леса? Кто за это отвечает? Конкретно назовите структуру.

И.В. Валентик. В соответствии с Лесным кодексом полномочия по лесной охране и федеральному лесному надзору возложены на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. То есть сегодня фактически…

Председательствующий. Вы же говорите, что Правительство Российской Федерации прилагает колоссальные усилия по пресечению незаконной вырубки. Вы это только что сказали. (Аплодисменты.)

И.В. Валентик. Да, совершенно верно. С нашей стороны, я начинал отвечать на этот вопрос, это комплексная система. Со стороны Правительства реализована идея ввода в эксплуатацию системы «ЕГАИС лес», в соответствии с которой основные усилия направлены…

Председательствующий. Как вы далеки от практической жизни, господа мои дорогие!

Вот прошу Вас, Иван Владимирович, съездите в Забайкальский край, встретьтесь с людьми, посмотрите, как это в жизни происходит. Ну что Вы тут рассказываете сказки вообще какие то, понимаете? Ну, настолько оторваны от реальной жизни! Вы говорите: «В соответствии с Лесным кодексом обязанность возложена на регионы». А у регионов какие есть для этого ресурсы и возможности? Есть ли служба у регионов, которая может следить? Кто в регионе этим будет заниматься? Назовите структуры. Ну, не будьте формалистом, ну, не надо. Если Вам, молодому человеку, поручено такое великое дело - сохранить леса страны - выстроите Вы эту систему. Вот ответьте. Или Вас для начала надо было послать поработать министром природных ресурсов, скажем, Забайкалья, то есть председателем комитета, чтобы Вы там лет пять повкалывали, а потом пришли бы на федеральный уровень? Вы бы по другому отвечали, понимаете?

Ответьте Вы на вопрос: кто конкретно в субъекте Федерации должен заниматься охраной от незаконных вырубок? Кто конкретно, назовите.

И.В. Валентик. Валентина Ивановна, если позволите высказать мое откровенное суждение о том, как должна быть организована система… (Оживление в зале.)

Председательствующий. Нет-нет, давайте по очереди.

Иван Владимирович, я задаю конкретные вопросы и требую конкретных ответов. Вы сказали, что обязанность возложена на субъекты, а отвечает агентство. Скажите, пожалуйста, кто в субъектах борется с незаконной вырубкой, какая структура, какие органы?

И.В. Валентик. В каждом субъекте Российской Федерации существует либо департамент лесного хозяйства, либо, соответственно, лесная служба субъекта Российской Федерации, которая в своей структуре содержит подразделение, которое предусматривает штат государственных лесных инспекторов. Эти лесные инспекторы работают и в центральном аппарате этих региональных служб, и в каждом лесничестве в субъектах Российской Федерации. Сегодня численность лесных инспекторов составляет около 23 тысяч человек в Российской Федерации. Действительно, проблема сложная, лесных инспекторов не хватает. По существующим нормативам их численность должна быть около 39 тысяч человек. При том что количество инспекторов ежегодно увеличивается, сегодня их численность составляет 24 тысячи человек.

Председательствующий. Какой инспектор может бороться с криминальными структурами, известными в регионе, которые занимаются незаконной вырубкой? Да он за 10 километров близко туда не подойдет! Фантазеры вы (понимаете?), фантазеры! Ну, отладьте вы систему борьбы. Должны подключиться правоохранительные органы, система МВД, другие структуры - силовые, специальные, правоохранительные и так далее.

Все известно, понимаете? Что самое страшное, почему власть дискредитируется в глазах людей? Потому что народ знает, кто занимается вырубкой, пофамильно, какие структуры, какие организации, - и абсолютно бездействующая власть. Поэтому у людей складывается впечатление, что власть вся коррумпирована, она тоже вся там. Ну, наведите порядок! Это ценнее нефти, газа и всего. Отработайте вы эту систему! Ваши инспекторы с зарплатой 12 тысяч могут бороться с «черными» лесорубами? Поэтому и получается, что обидно.

Вот граница России и Китая - Забайкальский ли это край, другие приграничные регионы. По ту сторону - огромный рывок китайских регионов в развитии, новые дома, новые инфраструктура, дороги, мосты. А по нашу сторону - как было захолустье, так и осталось, потому что все туда вывозится нецивилизованным образом. А если бы мы цивилизованно торговали, то эти приграничные территории уже выглядели бы, извините, как лучшие территории.

Вот с такой «беззубой» политикой, Иван Владимирович, такими формальными подходами, ну, ничего вы сделать то не сможете!

В.А. Лебедев. Иван Владимирович затронул тему о ЕГАИС. Был принят в моем понимании очень интересный, важный и нужный федеральный закон № 415, который в принципе должен был поставить заслон реализации как раз продукции, которую добывают «серые» лесорубы или «черные» лесорубы. Я считаю, что нужно к этому вопросу вернуться, потому что мы однажды на заседании комитета рассматривали вопрос, связанный в том числе с оборотом лесных ресурсов. Когда создавалась система, она создавалась для всех федеральных структур. И оказалось, что таможня вообще не пользуется данными этой системы. Для нас это было откровением.

Председательствующий. Для кого же тогда ЕГАИС делалась, если у таможни нет данных? Везут лес - и везут, таможня не смотрит, с ЕГАИС он или не с ЕГАИС.

В.А. Лебедев. Надо доделать ее до конца и ввести ответственность лиц, которые используют древесину без подтверждения в ЕГАИС.

Председательствующий. А Вам не кажется, Владимир Альбертович, что это не просто так все происходит, что есть много людей, заинтересованных в том, чтобы ЕГАИС не работала, в том, чтобы не было контроля?

В.А. Лебедев. Да, здесь надо проявить волю, добиться, довести дело до конца. Это правда.

Председательствующий. Так вот есть воля у нашего Ивана Владимировича?

В.А. Лебедев. Я думаю, что есть, Валентина Ивановна. И я думаю, что конструктивная работа, которая идет… Мы эту систему добьем, доделаем.

Председательствующий. Давайте в повестку комитета на осеннюю сессию (и, Николай Васильевич, я прошу Вас за этим проследить) внесем все таки вопрос относительно того, каким образом организована система контроля в стране и в конкретных субъектах Федерации за незаконной вырубкой лесов. Это первое и серьезное задание. Давайте по косточкам разберем.

Поезжайте в Забайкальский край, в другой край и пройдите пешком с топором, я имею в виду, попробуйте незаконно вырубать лес - возьмет Вас кто то за руку или не возьмет? Или потребует мзду?

В.А. Лебедев. Валентина Ивановна, только тогда мне нужен карт-бланш, что я это делаю в качестве эксперимента.

Председательствующий. Да. Мы Вам выпишем такую «грамоту», что это в качестве… Только не увлекайтесь незаконной вырубкой. Это первое.

И второе. В средствах массовой информации прошло (Вы можете подтвердить или нет, Иван Владимирович?), что Правительство будет выделять деньги на возобновление лесов. Послушайте, восстанавливать лес должен тот, кто его вырубает. Если частные структуры на законных основаниях вырубают лес, зарабатывают большие деньги, то эти частные структуры и должны выделять… 100 деревьев вырубили - 100 деревьев минимум должны посадить. Или мы будем бизнес таким образом финансировать из федерального бюджета? Возможно, это недостоверная информация. Скажите, пожалуйста.

И.В. Валентик. Спасибо, Валентина Ивановна.

На самом деле в соответствии с указом Президента от 7 мая на нас возложена обязанность обеспечить гарантированное восстановление не только вырубленных, но и погибших лесов.

Я согласен с Вами, что тот, кто вырубил лес, тот и должен за свой счет его восстановить. В этой связи мы планируем, что бизнес начнет строить современные лесные питомники. И ужесточение требований к лесовосстановлению, которое мы планируем, должно обеспечить реализацию этих инициатив.

Что касается погибших лесов, у нас сегодня 80 процентов территорий лесного фонда находится в государственной собственности, не переданы в аренду. Соответственно, бремя выполнения всех лесохозяйственных работ, лесовосстановления возложено на органы государственной власти. И с этой точки зрения мы планируем обеспечить дополнительное финансирование региональным властям, для того чтобы они обеспечили гарантированное лесовосстановление на тех территориях, которые сегодня не переданы в пользование бизнесу. Для этого требуются целевые субсидии на строительство современных питомников. Мы планируем в рамках национального проекта по лесовосстановлению строительство шести таких питомников в тех субъектах Российской Федерации, где происходят наибольшие потери лесного покрова.

Председательствующий. Спасибо.

Тема пожаров - она вечная, характерная, конечно, не только для России. Но тоже никакой… Понимаете, там, где работает система, она работает. Если системы нет, каждый год это стихия. Это тоже требует отдельного досье, требует отдельного рассмотрения, отдельных дополнительных мер, усиления внимания в первую очередь к профилактике пожаров, профилактике. Бороться потом с «ветряными мельницами» тяжело. А профилактика, недопущение искусственных поджогов для заметания следов «черными» лесорубами и так далее - вот это тоже требует системного отдельного рассмотрения. Также прошу комитет взять это на заметку.

Спасибо.

Коллеги, еще есть вопросы, замечания? Нет. Ставлю…

А, выступление.

Присаживайтесь, пожалуйста, Владимир Альбертович.

Сергей Павлович Иванов выступить хочет. Пожалуйста.

С.П. Иванов, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Магаданской области.

Валентина Ивановна, спасибо. Очень коротко.

Вот то, о чем сегодня говорил господин Валентик, конечно, присутствует с 2006 года, когда полномочия отдали на исполнение субъектам Федерации. На самом деле, я думаю, нам уже нужно поставить вопрос о том, чтобы вернуть это все на федеральный уровень. И тогда не будет, как сегодня, господин Валентик говорить, как в Забайкальском крае или еще где то… Потому что он практически не знает… На местах непрофессиональные люди отвечают за лес, за охоту, за вот такие направления.

Вот это надо возобновить и, я думаю, поручить профильному комитету этот вопрос проработать и действительно выйти на этот уровень.

Председательствующий. Ну, давайте мы условимся, Михаил Павлович и Владимир Альбертович, комитет в целом, когда вы будете рассматривать этот вопрос, рассмотреть в том числе и этот вопрос.

Постановка вопроса правильная. 80 процентов лесов у нас находится в федеральной государственной собственности. Если субъектам в соответствии с законом (посмотрите, насколько это законно сделано) делегированы эти полномочия, значит, им должны быть переданы финансовые средства, инструменты, реальные властные полномочия. Потому что, скажем, те же органы внутренних дел, которые должны тоже с этим… Это преступность. Надо бороться с преступностью - а они регионам не подчиняются. Разберите всё это по косточкам и дайте предложения.

Возможна и такая постановка вопроса - возвращение на федеральный уровень. Либо усиление регионов для реального выполнения этих полномочий. Нет у регионов вообще никаких инструментов.

И я очень огорчена, Иван Владимирович, тем, что Вы очень поверхностно, кабинетно сегодня отвечали на вопросы. Советую Вам вместо отпуска поехать в наши лесные регионы, поработать там и посмотреть, как это на практике делается. Я думаю, что ответы тогда в следующий раз на заседании Совета Федерации у Вас будут другими.


http://forestforum.ru/viewtopic.php?f=9&t=23085&sid=9e4128c80dd488a3ca4389507216f97f

У мисливських угіддях Тернопільщини

За 2018 рік у мисливських угіддях Тернопільщини затримано 70 порушників правил полювання


Про це поінформував головний мисливствознавець області, головний спеціаліст відділу лісового та мисливського законодавства, охорони і захисту лісів управління Микола Слюсаревський.

Охорону державного мисливського фонду здійснює єгерська служба користувачів мисливських угідь та державна лісова охорона – відповідно здійснюються спільні рейди з працівниками поліції.

Патрулювання здійснюються не лише в дні полювання, протягом світлового дня, а й у нічний період часу.

Так, 2018 року в мисливських угіддях Тернопільської області проведено 1658 рейдів, затримано 70 порушників мисливського законодавства, на яких складено 70 протоколів на суму 22700 гривень. За словами Миколи Слюсаревського, в основному порушення правил полювання допускалось мисливцями без нанесення заподіяної шкоди державі, відповідальність за які передбачено ст. 20 Закону України «Про мисливське господарство та полювання».

Як зауважив головний мисливствознавець області, в аналізі ефективності охорони державного мисливського фонду не акцентувалося на тому, аби лише складати протоколи про вчинення адміністративного правопорушення. Разом із тим, порушники правил полювання, як і ті, хто ставить петлі, нищачи таким чином копитних і хутрових звірів, – ганебне явище, з яким потрібно боротися. До слова, за звітний період працівниками державної лісової охорони та єгерської служби знешкоджено 1634 браконьєрських петлі.

Прес-служба Тернопільського ОУЛМГ
11.01.2019

Житомирським школярам показали місце «народження» сіянців дерев


https://www.zhitomir.info/news_180582... Близько півсотні вихованців з музичних та художніх шкіл Житомира відвідали базовий розсадник держпідприємства «Житомирське лісове господарство». Тут, школярам взялися наочно демонструвати де, як та звідки народжуються сіянці дерев, перш ніж потрапити до лісу.



Житомир.info | Новости Житомира
Опубліковано 11 січ. 2019 р.

На Херсонщині місцеві мешканці вирубують лісосмуги на дрова



Дільничні офіцери поліції під час патрулювання поблизу села Виноградове Олешківського району у лісосмузі почули звук працюючої пили, повідомляє відділ комунікації поліції Херсонської області, передає ПІК.

На місці поліцейські побачили чоловіка, який спилив 8 великих дерев акації, не маючи спеціального дозволу на проведення порубки дерев.

У правопорушника вилучили електропилу. Чоловік пояснив, що вирішив запастися дровами, тож поїхав до найближчої лісосмуги. Встановлюється сума збитків, завданих природному середовищу.

За даним фактом відкрите кримінальне провадження за ч.1 ст.246 Кримінального кодексу України «Незаконна порубка лісу» (карається штрафом від тисячі до тисячі п’ятисот неоподатковуваних мінімумів доходів громадян або арештом на строк до шести місяців, або обмеженням волі на строк до трьох років, або позбавленням волі на той самий строк).

Лесовод Минобороны брал взятки в долг

Выявлена схема, по которой земли военного ведомства оказывались в распоряжении коммерсантов

Как стало известно “Ъ”, Главное военное следственное управление Следственного комитета РФ (ГВСУ СКР) расследует уголовное дело в отношении Ильи Тарасевича — главного специалиста-эксперта секретариата одного из заместителей министра обороны России. Будучи ведущим инженером ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» (УЛХиП) Минобороны, господин Тарасевич, по данным следствия, организовал выделение земельных участков военного ведомства коммерсантам, которые использовали их для свалок мусора, лесозаготовок и строительства коттеджных поселков. Сам обвиняемый Тарасевич утверждает, что брал не взятки, а деньги в долг.

Изначально фигурантами уголовного дела, возбужденного ГВСУ СКР по ч. 3 ст. 285 и ч. 4 ст. 159 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями и мошенничество в особо крупном размере), являлись неустановленные должностные лица ФГКУ УЛХиП и руководители трех ООО — липецкой Лесной производственной компании (ЛПК), подмосковного «ДСМУ-Центра» и столичного «Аконита». По некоторым данным, именно от последних военное следствие узнало, что коммерсанты получили за взятки крупные участки земли в Ногинском районе Московской области, а также в Нижегородской и Челябинской областях, которые использовали для свалок отходов, строительства и заготовок растущего на них леса.

Деньги через посредников Белоусова, Носова, Соловьева и Семенова они с 2015 по 2017 год передавали в Москве и Владимире ведущему инженеру ФГКУ УЛХиП Минобороны России Илье Тарасевичу. Отметим, что в ведении ФГКУ, которое имеет 39 филиалов в 62 субъектах Российской Федерации, находится почти 5 млн га земли в местах дислокации вооруженных сил. За работу с филиалами в ФГКУ УЛХиП как раз и отвечал господин Тарасевич, которому, по данным следствия, коммерсанты в общей сложности передали 7,6 млн руб.


Как военную землю поделили на садоводов

Проверив показания, следователи вызвали Илью Тарасевича, который уже перешел на работу из ФГКУ УЛХиП в центральный аппарат Минобороны, и предъявили ему обвинение в получении взяток в особо крупном размере (ч. 6 ст. 290 УК РФ). По ходатайству следствия Хамовнический райсуд Москвы заключил господина Тарасевича под стражу. Причем в ходе судебного разбирательства его защита и сам чиновник не отрицали получения денег от бизнесменов. Правда, утверждали, что около 8 млн руб. было получено в долг, чтобы обустроиться в столице. Суд в эту версию не поверил, заключив господина Тарасевича в СИЗО.

Отметим, что 35-летний Илья Тарасевич большую часть своей жизни провел в родном Липецке. Именно там в 2000 году он с отличием окончил среднюю школу. После службы во внутренних войсках МВД, за которую он был награжден знаком «За отличие в службе» первой степени, учился в местном университете, получив образование по специальности «инженер-строитель». В 2012 году господин Тарасевич зарегистрировал в родном городе три абсолютно разноплановых ООО — «Инновационные строительные технологии», медицинскую клинику «Здоровая семья» и «Липецкие ритуальные услуги» (все ликвидированы в 2014 и 2016 годах). Тогда же он выдвинул свою кандидатуру на пост главы Липецкого муниципального района. Впрочем, на эту должность, как и ранее в депутаты городского и областного советов, его не избрали.

Крутые перемены в жизни липецкого коммерсанта и несостоявшегося политика произошли в 2015 году, когда он перебрался в Москву, устроившись в ФГКУ УЛХиП Минобороны России. Как установили следователи ГВСУ СКР, на протяжении трех лет господин Тарасевич активно сотрудничал не только с земляками из Липецка — одним из взяткодателей по делу проходит ООО «Лесная производственная компания», занимающееся лесозаготовками и получившее от ФГКУ УЛХиП в 2016 году заказ на заготовку дров почти на 90 млн руб. Впрочем, менее чем через полгода контракт был расторгнут по инициативе заказчика, поскольку ЛПК оказалась в списке недобросовестных поставщиков.

Как чиновник Минобороны менял землю на деньги

Другими партнерами господина Тарасевича следствие называет малоизвестное подмосковное ООО «ДСМУ-Центр», которому понадобились земли под строительство коммерческого жилья, и довольно крупное ООО «Аконит», занимающееся утилизацией промышленных отходов. На сайте среди его партнеров значатся «Газпром», «Роснефть», «Росатом» и ЛУКОЙЛ. В «Аконите» “Ъ” комментировать ситуацию с уголовным делом не стали. Не нашлось желающих поговорить об Илье Тарасевиче и в ФГКУ УЛХиП. Посовещавшись, сотрудники учреждения, где должность начальника сейчас является вакантной, заявили “Ъ”, что сказать им попросту нечего. Недоступны для журналистов оказались и защитники обвиняемого Тарасевича.

Между тем в ГВСУ СКР не исключают, что земли Минобороны оказывались в распоряжении коммерческих структур благодаря не только Илье Тарасевичу, но и другим сотрудникам ФГКУ, в отношении которых сейчас проводятся проверки. Таким образом, возможно, что в деле появятся и новые коррупционные эпизоды. Аналогичные мероприятия ведет и центральный аппарат Минобороны, к которому у следствия пока претензий нет.

Олег Рубникович
Газета "Коммерсантъ" №3 от 11.01.2019, стр. 4

В Україні посилили покарання за вирубку лісів: деталі і суми

З початку 2019-го року почав діяти закон, який передбачає підвищення відповідальності аж до тюремних термінів за контрабанду лісу.

Ним внесли зміни до адміністративного, кримінального, кримінально-процесуального кодексів, а також до закону про підприємницьку діяльність з експорту лісу, повідомляє Радіо НВ.
Штрафи за перше порушення виросли втричі, а за друге протягом року — в п'ять разів. Уже з першого січня грошове покарання за незаконну вирубку, перевезення, зберігання, знищення або пошкодження дерев і ялинок стало від 170 до 250 гривень, для посадових осіб — від 204 до 680 гривень.

У свою чергу, за забруднення лісу стічними водами, шкідливими викидами або хімічними речовинами громадяни заплатять штраф 510-1530 грн, а посадові особи — 2550-4250 грн.


Незаконне вивезення з України необробленого або цінного лісу буде каратися позбавленням волі на строк від трьох до п'яти років. А якщо людина скоїла злочин вдруге або у великих розмірах, то їй загрожує позбавлення волі від п'яти до 10 років з позбавленням права обіймати певні посади до трьох років та з конфіскацією майна. А якщо це зробила група людей або в особливо великих розмірах, то їм загрожує позбавлення волі від 10 до 12 років з позбавленням права займатися певною діяльністю до 3 років і конфіскацією майна.

За словами народного депутата, секретаря Комітету Верховної Ради України з питань екологічної політики, природокористування та ліквідації наслідків Чорнобильської катастрофи Остапа Єднака, ці зміни не є системними, оскільки за три роки заборони на експорт деревини контрабанда не припинилася.

Новини
В Україні різко підвищили низку штрафів: кого і як покарають

"Наша позиція була такою, щоб передати частину функцій Міністерству екології та природних ресурсів. Тому що після реформи 2011 року уряду Януковича-Азарова фактично всі агентства підпорядковуються Міністерству аграрної політики. Тому, якщо вже лісгоспи підкоряються МінАПК, то хоча б функції видачі дозволів на руки потрібно передати Міністерству екології та природних ресурсів, щоб вони були розмежовані і щоб "рука руку не мила", а було розмежування функцій, зниження корупційних ризиків. Поки політично ми не бачимо підтримки таких пропозицій", - зазначив Єднак і додав, що часткова прозорість у лісовій сфері під тиском депутатських звернень уже досягнута.

Професор кафедри лісівництва Національного інституту біоресурсів і природокористування Сергій Зібцев розповів, що в Україні досі немає єдиних стандартів для визначення обсягів незаконної вирубки лісу, тому експерти й офіційні органи називають різні цифри.

"Є складна система відводу в рубку: все, що за межами офіційних дозволів, це менше відсотка від загального обсягу вирубаної деревини. Це те, що повідомляють Держлісагентства. Йде дискусія про правильність і неправильність дозволів, які отримує частина вирубаної деревини. Частина експертів відносить рубки, які офіційно мають дозвіл, до нелегальних, тому така дискусія виникає. Потрібно уточнювати терміни і поняття", — зазначив Зібцев.

Професор також додав, що зміни клімату мають значно більший ефект на лісові господарства, тому уряду варто розробляти механізми для протидії усиханню лісів.

Як повідомляв OBOZREVATEL, в Україні 1 січня 2019 року мінімальну зарплату підвищили з 3723 до 4173 грн. У результаті не тільки виросли доходи українців з мінімалкою, але і збільшився розмір пенсії та штрафи для роботодавців.

Читайте всі новини по темі "Вирубка лісу в Україні" на сайті "OBOZREVATEL".

Тема
Вирубка лісу в Україні
https://www.obozrevatel.com/ukr/economics/economy/v-ukraini-posilili-pokarannya-za-virubku-lisiv-detali-i-sumi.htm

Лесничество на Херсонщине лишилось своих угодий



Триумф защитников окружающей среды: на Херсонщине сделан важный шаг на пути к созданию еще одного Национального природного парка «Каменская сечь». Кабинет министров Украины уже согласовал передачу НПП более 12,2 тысячи гектаров земли, половину которой изъяли у прежних пользователей. А из этой половины около трех тысяч гектаров составляют земли Качкаровского лесничества Великоалександровского гослесхоза. Причем ни Гослесагентство Украины, ни областное управление лесного и охотничьего хозяйства сперва не горели желанием поступаться таким внушительным участком. Даром, что особой ценности для хозяйствования он не имеет, представляя собой овраги, балки и прочие неудобья, поросшие кустарниками, у побережья Каховского водохранилища. «Плох тот хозяин, который разбрасывается своим имуществом», — заявил на этот счет начальник облуправления лесного и охотничьего хозяйства Виктор Тищенко.

Тем не менее, и управление, и Гослесагентство все же убедили передать землю новому Национальному парку. Хотя лесоводы по-прежнему сомневаются в том, что новые хозяева смогут оперативно наладить защиту прибрежной зоны от браконьеров и пожаров в экосистемах. Как показывает опыт других «свежесозданных» нацпарков, на это может уйти не год и не два. Так что на время «переходного периода» присмотр за территорией придется усилить другим компетентным органам – от полиции до экологической инспекции.

Новый день

Рекомендації щодо виділення заповідних зон об'єктів природно-заповідного фонду України і створення заповідних урочищ В.Є. Борейко, В.А. Бриних, І.Ю. Парнікоза

Короткий опис проблеми
Категорія II (національний парк), відповідно до класифікації МСОП, створена для охорони загальнонаціонального або глобального природного та історико-культурного надбання, розвитку різних видів туризму і відпочинку (в регламентованих і науково обґрунтованих масштабах), природоохоронного освіти, проведення наукових досліджень та екологічного моніторингу; з урахуванням потреб місцевого населення може бути жорстко обмежене використання окремих видів природних ресурсів.
Необхідною умовою для національних парків є наявність території, яка повинна бути досить великою, щоб вмістити одну або кілька повноцінних екосистем, які істотно не перетворюються внаслідок поточної діяльності людини (проживання і використання ресурсів).
Відповідно до частини першої статті 21 Закону України «Про природно-заповідний фонд України» від 16.06.1992 р № 2456-XI (далі - Закону про ПЗФ України), заповідна зона національного парку призначена для охорони та відновлення найбільш цінних природних комплексів, режим якої визначається відповідно до вимог, встановлених для природних заповідників.
Таким чином, заповідна зона національного парку фактично являє собою заповідник в оточенні інших охоронюваних природних територій (ОПТ) з більш м'яким режимом охорони і господарського використання. Подібний підхід знаходить своє підтвердження і в міжнародних документах. Так, Керівництво МСОП 1994 року враховує випадки, коли ділянки однієї ГУРТ (однієї юридичної особи) мають різні завдання, що прописується в статутних документах ГУРТ. Такі ділянки слід розглядати як окремі ГУРТ з різними категоріями, які разом утворюють комплексну структуру (13).
В даний час українські національні парки не відповідають міжнародним критеріям, які висуваються до національних парків, так як мають невеликі, до того ж, часто роздроблені на дрібні ділянки заповідні зони (загальна їх площа часто становить 3-10% від загальної території парку), що ні дозволяє ефективно здійснювати охорону біологічного різноманіття, підтримувати еволюційні природні процеси, проводити довготривалі моніторингові дослідження (6,7,8,9,10,14,16,17).
Відповідно до Керівництва МСОП 1994 року, в разі зонування ОПТ не менше 75% території має управлятися в відповідності до головних завдань даної ОПТ, а характер використання залишилася територією не повинен суперечити цим головним завданням (13). Для національних парків головними завданнями є: а) збереження біологічного різноманіття; б) надання екосистемних послуг; в) туризм і рекреація.
У багатьох країнах Америки, Африки, Азії та Європи заповідна зона в національних парках складає більше 90% їх площі (12). У Німеччині та Австрії не так давно на законодавчому рівні прийнято стандарти, згідно з якими заповідна зона національного парку повинна становити не менше 70% території парку, а в Чехії в 2017 р законом встановлено, що заповідна зона національного парку повинна становити не менше 50% його площі (12).
Невирішеним питанням є методика виділення заповідних зон біосферних заповідників (БЗ), національних природних (НПП) і регіональних ландшафтних (РЛП) парків, ботанічних садів (БС), дендрологічних парків (ДП), а також створення заповідних урочищ (ЗУ). На жаль, відомчі нормативні документи Мінприроди України (Положення про проект організації території РЛП, Положення про проект організації території НПП, Положення про проект організації території БЗ, Методичні рекомендації з розробки проектів організації природних територій та об'єктів природно-заповідного фонду України) питання визначення частки заповідних зон залишають без уваги (1,2,3,18). Єдиним нормативним документом, який зачіпає питання виділення заповідних зон, але тільки для НПП, РЛП і БЗ, є Програма літопису природи для заповідників та національних природних парків, затверджена ще в 2002 році (4). Однак цей документ вже застарів і має юридичні помилки. Наприклад, в ньому сказано про виділення зони регульованого заповідного режиму в національних природних парках, що суперечить статті 21 Закону про ПЗФ України (4,5). Певну інформацію про заповідних зонах несуть статті 18 і 21 Закону про ПЗФ України, однак вони також устаралі і в деякій мірі суперечать один одному (5).
У зв'язку з цим заповідні зони НПП, БЗ і РЛП виділяються нерідко формально, заповідні зони БС і ДП взагалі не виділяються, а ЗУ найчастіше створюються там, де вони взагалі не повинні бути організовані (17). У зв'язку з цим, поширилася практика, коли дана зона створюється формально і включає в себе або вже існуючі на даній території об'єкти ПЗФ, або невеликі ділянки певного біотопу, що не мають рекреаційного або господарського значення (наприклад, болота). Решта біотопи включаються в інші зони ГУРТ. Певне поширення набуло виділення заповідної зони на основі присутності там рідкісних і зникаючих видів, занесених до Червоної книги, або їх критичних місць проживання. Абсолютно неприйнятним є факт невключення в заповідну зону ділянок дикої природи на основі принципу пропорційності, тому що
Все це робить вдосконалення ПЗФ України неефективним.


рекомендації

1. Необхідно розробити Методику виділення заповідних зон в об'єктах ПЗФ і створення заповідних урочищ Ця Методика повинна бути оформлена як нормативного документа Мінприроди України і в обов'язковому порядку застосовуватися при розробці проектів організації (створення) об'єктів ПЗФ.
2. На першому етапі слід підготувати Інструктивний лист Мінприроди України, в якому будуть прописані науково обгрунтовані критерії виділення заповідних зон в національних природних і регіональних ландшафтних парках, в біосферних заповідниках, ботанічних садах і дендрологічних парках, а також створення заповідних урочищ.

3. У статті 18 і 21 Закону «Про природно-заповідний фонд України» повинні бать внесені зміни (доповнення) про заповідних зонах в такій редакції:
«Заповідна зона виділяється з метою постійного (безстрокового) збереження, а також відновлення найбільш цінних і мінімально порушених антропогенними факторами природних комплексів, генофонду рослинного і тваринного світу, підтримання природних спонтанних поцессом і явищ, обепеченія тривалих моніторингових досліджень. Режим заповідної зони визначається ссответственно вимогам, встановленим для природних заповідників ».

Додаток 1
проект
МЕТОДИКА
виділення заповідних зон в об'єктах природно-заповідного фонду України

1. Заповідні зони в об'єктах природно-заповідного фонду (ПЗФ) України (біосферних заповідниках, національних природних і регіональних ландшафтних парках, ботанічних садах і дендрологічних парках) виділяються з метою постійного (безстрокового) збереження, а також відновлення найбільш цінних і мінімально порушених антропогенними факторами природних комплексів, генофонду рослинного і тваринного світу, підтримання природних спонтанних поцессом і явищ, обепеченія тривалих моніторингових досліджень. Режим заповідної зони визначається ссответственно вимогам, встановленим для природних заповідників.
2. Пріоритетний і вирішальне значення в функціональне зонування об'єктів ПЗФ України має заповідна зона, яка виділяється в першу чергу.
3. Розмір заповідних зон для національних природних парків повинен бути не менше 25%, а для оегіональних ландшафтних парків - не менше 20% від загальної площі парку. Оптимальна площа заповідної зони для зазначених об'єктів ПЗФ України - 50-75% від загальної площі парку.
4. Заповідна зона повинна бути цілісною територією, без дроблення на дрібні ділянки. Зменшення площі заповідної зони або її перенесення на інше місце не допускається.
5. У заповідну зону повинні входити ділянки дикої природи (праліси, квазі-праліси, природні ліси, болота, степи, гори, незмінені водотоки і водойми, пр.), Відносно віддалені від населених пунктів, а також мають природні бар'єри, а тому важкодоступні для відвідування людьми.
  1. У заповідну зон можуть бути включені існуючі об'єкти ПЗФ України, в яких основним є заповідний режим.
7. У заповідну зону включаються біотопи, які знаходяться в нстественном природному стані, як типові, так і ті, що відрізняються підвищеним біорізноманіттям, в тому числі за рахунок раритетних видів флори і фауни (занесених до Червоної книги України; додатки до Бернської конвенції, Європейський червоного списку, регіональні охоронювані списки рідкісних тварин і рослин, що підлягають особливій охороні, а також рослинні угруповання, які охороняються Зеленою книгою України, взяті під охорону Директивою ЄС № 92/43 / ЄЕС від 21.05.1992 р, Директивою ЄС 2009/147 ЄС від 30.11.2009 р, додатком 1 до Резолюції №4 Бернської конвенції).
8. До складу заповідної зони об'єкта ПЗФ України на пропорційній основі повинні включатися репрезентативні ділянки всіх типів представлених на його території біотопів, а також ландшафти, що мають велику естетичну цінність.
9. Заповідні зони повинні мати чіткі візуальні межі, позначені на місцевості аншлагами (інформаційними та охоронними знаками), шлагбаумами і т.п.
10. Необхідно мати, для посилення захисного природоохоронного ефекту, навколо заповідної зони буферну зону з режимом обмеженої регульованої рекреації. Заповідна зона не повинна бути сусідами з господарською зоною.
11. Режим заповідної зони в національних природних і регіональних ландшафтних парках встановлюється відповідно до статті 16 Закону України «Про природно-заповідний фонд України».

Додаток 2

проект
МЕТОДИКА
вибору території для створення заповідних урочищ України

1. Заповідними урочищами оголошує лісові, степові, болотні та інші відокремлені цілісні ландшафти, що мають важливе наукове, піродоохранное і естетичне значення з метою збереження їх у природному стані.
2. У заповідні урочища можуть входити ділянки дикої природи (праліси, квазі-праліси, природні ліси, болота, степи, гори, незмінені водотоки і водойми, пр.), Відносно віддалені від населених пунктів, а також мають природні бар'єри, а тому важкодоступні для відвідування людьми.
3. У заповідні урочища включаються біотопи, які знаходяться в нстественном природному стані, як типові, так і ті, що відрізняються підвищеним біорізноманіттям, в тому числі за рахунок раритетних видів флори і фауни (занесених до Червоної книги України; додатки до Бернської конвенції, Європейський червоного списку, регіональні охоронювані списки рідкісних тварин і рослин, що підлягають особливій охороні, а також рослинні угруповання, які охороняються Зеленою книгою України, взяті під охорону Директивою ЄС № 92/43 / ЄЕС від 21.05.1992 р, Директивою ЄС № 2009/147 ЄС від 30.11.2009 р, додатком 1 до Резолюції №4 Бернської конвенції).
4. Режим заповідних урочищ встановлюється в сответствии до статті 30 Закону України «Про природно-заповідний фонд України».
5. Заповідні урочища повинні мати чіткі візуальні межі, позначені на місцевості аншлагами (інформаційними та охоронними знаками), шлагбаумами і т.п.

література

  1. Методичні рекомендації относительно розроблення проектів создания природних територій та об, єктів природно-заповідного фонду Украіни, Затверджено наказом Мінприроди України 21.08.2018 № 306
  2. Положення про Проект организации территории національного природного парку, охорони, відтворення та рекреаційного использование его природних комплексів и об, єктів, Затверджено наказом Мінприроди України 21.08.2014 № 273
  3. Положення про Проект организации территории регіонального ландшафтного парку, охорони, відтворення та рекреаційного использование его природних комплексів и об, єктів, Затверджено наказом Мінприроди України 21.08.2014 № 273
  4. Програма літопису природи для заповідніків та національніх природних парків, Затверджено наказом Мінприроди України та НАН України 25.11.2002 № 465/430
  5. Закон України «Про природно-Заповідний фонд України».
  6. Борейко В.Є., 2018, Площа заповідних зон національних парків України і заходи по їх розширенню, Гуманітарний екологічний журнал, № 4, стор. 31-33.
  7. Національні та регіональні ландшафтні парки підтримують ідею законодавчого розширення заповідних зон, 2018, Гуманітарний екологічний журнал, № 4, стор. 33-39.
  8. Вітер Г.Г., 2018, Обгрунтування необхідності создания заповідніх зон національніх природних парків, что займають НЕ менше 50% від Загальної площади конкретного НПП, Гуманітарний екологічний журнал, № 4, стор. 45-48.
  9. Борейко В.Є., 2018, Чому українські національні парки не когут вважатися національними парками, Гуманітарний екологічний журнал, № 4, стор. 48-51.
  10. Борейко В.Є., 2018, З-за малої площі заповідників і заповедніх зон національних парків Україна не зможе реалізувати на практиці віполненіе пріродоохранніх Директив Євросоюзу, Гуманітарний екологічний журнал, № 4, стор. 51-55.
  11.  Борейко В.Є., Бриних В.А. , Парнікоза И.Ю, 2018, Поширення концепції заповідності на інші, крім природних заповідників особливо охоронювані природні території (об'єкти ПЗФ), 2018, Гуманітарний екологічний журнал, № 4, стор. 8-13.
  12.  Борейко В.Є., Галущенко С.В., Парнікоза І.Ю., 2018, Території суворого природоохоронного режиму (категорії IA, IB МСОП / IUCN). Міжнародний і європейський опит., К., КЕКЦ, 112 стор.
  13. Бриних В.А., Борейко В.Є. .. 2018, Методичні підходи до визначення параметрів заповідної зони національних парків  http://ecoethics.ru/metodicheskie-podhodyi-k-opredeleniyu-parametrov-zapovednoy-zonyi-natsionalnogo-parka/
  14.  Стельмах С.М., 2015-го, Проблеми заповідного режиму заповідної зони Яворівськго національного парку в аспекті Збереження тваринного світу, В Кн. Прагматічні аспекти ДІЯЛЬНОСТІ національніх природних парків у контексті збалансований розвитку, Матеріали міжнародної конференции, Чернівці, Друк-Арт, стор. 268-271.
  15. Сай В., Хавар Ю, 2013, Особливості функціонального зонування земель природно-заповідніх територій, Сучасні Досягнення геодезічної науки та виробництва, віп .. 1 (25), стор. 145-149.
  16. Брусак В., Майданський М., 2013, функціональне зонування національніх природних та регіональніх ландшафтних парків Карпатського регіону: сучасний стан, меоді и методологія реализации, Вісник Львівського університету, Сер. Географічна, в.41, стор. 50-69.
  17. Борейко В.Є., Головин А.С., Паламарчук А.О, Силич А.С., Швидун П.П., Яровий А.А. 2017, Національні парки і інші об'єкти ПЗФ України без гламура.2006-2017. моніторинг порушень заповідного режиму. Матеріали незалежного розслідування 2017, К., КЕКЦ, 128стор.
  18. Положення про Проект організації території біосферного заповідника та охорони его природних комплексів, Затверджено наказом Мінприроди України 21.08.2014 № 273

10 січня 2019

Президент США Трамп приказал агентству FEMA (аналог МЧС) больше не давать Калифорнии денег на борьбу с лесными пожарами

Президент США Трамп приказал американскому агентству FEMA (Federal Emergency Management Agency - аналог российского МЧС) больше не давать Калифорнии денег на борьбу с лесными пожарами. Вот примерный перевод его сообщения в социальной сети Twitter: "Миллиарды долларов выделяются штату Калифорния на лесные пожары, которые при должном управлении лесами вообще не должны происходить. Если они не будут работать вместе, что маловероятно, я приказал FEMA больше не выделять им денег. Это позорная ситуация с людьми и деньгами!". Вот как его сообщение выглядит в оригинале:




Самым разрушительным и гибельным для людей в истории Калифорнии оказался лесной пожар Camp fire, действовавший в северной части штата в период с 8 по 25 ноября 2018 года и охвативший в итоге площадь в 153 336 акров (62 053 гектара). Согласно недавно опубликованному отчету California Watershed Emergency Response Team (межведомственной группы, оценивающей риски, связанные с последствиями пожара - оползнями, наводнениями, камнепадами и т.д.), в результате пожара погибли 88 человек, пожаром было уничтожено 13972 частных жилых дома, 528 объектов коммерческой недвижимости, и 4293 прочих постройки. В общей сложности из-за этого пожара были эвакуированы 52 тысячи человек. 15% пройденной огнем площади пришлось на территорию, находящуюся в ведении федеральных властей, 77% - властей штата, и 8% - органов местного самоуправления.

Официально причина пожара пока не установлена, но интенсивно расследуется версия о виновности крупной электросетевой компании - предполагается, что пожар мог возникнуть от искр, вызванных неисправным оборудованием крупной линии электропередачи. Пожар возник именно на трассе ЛЭП, расчищенной от растительности около семи лет назад, проходящей по обширной гари, образовавшейся около десяти лет назад (в 2008 году). Об этом подробнее написано здесь:

Важный урок пожара Camp Fire в Калифорнии


Доклад California Watershed Emergency Response Team подтверждает, что пожар Camp fire возник на регулярно прогорающей территории, причем максимально быстрое его распространение, как раз и приведшее к катастрофическим последствиям и жертвам, происходило именно по крупной гари 2008 года. Вот схема пожаров разных лет в окрестностях пожара Camp fire (он показан серым, а остальные пожары - контурами разного цвета со шриховкой):




В докладе приводятся такие данные о доле площади, пройденной пожарами в разные периоды времени в границах контура пожара Camp fire: 70% площади пожара Camp fire были пройдены огнем за последние 58 лет, и примерно 60% площади были пройдены пожарами за последние 30 лет. Вот этот фрагмент доклада - в таблице приводятся данные о крупнейших лесных пожарах, затронувших территорию, пройденную Camp fire, с начала 80-х годов:



Ссылка на доклад:

CAMP FIRE Watershed Emergency Response Team Final Report


Таким образом, главным уроком пожара Camp fire, актуальным в том числе для России и других крупных лесных стран, является то, что регулярно повторяющиеся пожары хоть и уменьшают общие объемы горючих материалов в пределах большой территории, но не снижают, а наоборот - повышают пожарную опасность. Регулярные пожары образуют полуоткрытый, хорошо просыхающий на солнце и продуваемый ветром, ландшафт, и способствуют накоплению легко горящих материалов - сухой травы, бурьяна, мелкой мертвой древесины и тому подобных. Примерно такая же ситуация наблюдается далеко не только в Калифорнии, но и во многих других странах и регионах мира, в том числе в России - например, в Забайкалье и Приамурье. Чтобы эту ситуацию изменить - нужно не выжигать каждый год все большие и большие площади в порядке так называемых "контролируемых профилактических выжиганий", а наоборот - стремиться максимально исключить огонь из практики землепользования и лесопользования, и постепенно восстанавливать более лесистые, менее просыхающие и продуваемые ландшафты.

А если не исключить огонь из обычной практики землепользования и лесопользования, и продолжать жечь, "как деды жгли" - то, как показывает опыт Калифорнии, ни колоссальное финансирование, ни самая сильная и опытная противопожарная служба от пожарных катастроф не спасут.



Лесники объяснили югорчанам, что такое валежник


С 1 января в России вступили в силу около 60 новых законов и изменений. Коснулись они и лесного законодательства. Например, в этом году жителям страны разрешили бесплатно и без оформления каких-либо документов собирать валежник. Власти страны надеются, что такая мера поможет очистить леса и тем самым сократится число возгораний.

Отныне валежник относится к недревесным лесным ресурсам, как грибы и ягоды. Его можно заготавливать беспрепятственно. И всё же специалисты лесхозов рекомендуют югорчанам придерживаться некоторых правил при сборе валежника.

Ханты-Мансийский округ славится обилием лесов. Поэтому проблема сбора валежника здесь никогда остро не стояла, в отличие от других регионов России. В Югре жителям посёлков и стойбищ проще заготавливать дрова, чем собирать древесный мусор. Цена одного кубометра дров составляет около 130 рублей.

Возможность бесплатно заготавливать валежник больше порадовала дачников. В нижневартовский лесхоз уже начали поступать первые обращения от вартовчан с просьбой разъяснить, что именно можно собирать, в каком количестве и где?



Егор Збродов, лесничий Нижневартовского территориального отдела – лесничества: «Граждане могут заготавливать валежник в удобном для себя месте. Но в муниципальных образованиях в лесничествах определены места, где разумнее всего, без негативных последствий заготовить валежник».

Есть специальные карты, на которых отмечены рекомендуемые участки. С ними можно ознакомиться по месту жительства. Также необходимо чётко понимать, что считается валежником. Это стволы деревьев и их части, которые упали на землю. Спиливать сухостой нельзя. Поваленные деревья превращают лес в непролазные чащобы, из-за чего он начинает чахнуть. Поэтому нововведения радуют не только рядовых граждан, но и экологов.


Олег Попенко, заместитель начальника управления по природопользованию администрации г. Нижневартовска: «Валежник представляет собой угрозу распространения низовых пожаров, а также вредителей и болезней леса. Соответственно, если граждане активно будут его убирать, это будет хорошо и для них, и для экологии».

Раньше для сбора валежника необходимо было заключать договор аренды. Присвоение буреломных деревьев рассматривалось как хищение. Теперь же валежник относится к недревесным лесным ресурсам, как грибы и ягоды, которые можно собирать для собственных нужд бесплатно. И скорее всего дачники Югры поспешат воспользоваться этим правом, как только сойдёт снег.


сегодня, 19:06
Автор: Елена Составова, Рамиль Хайруллин