11 січня 2019

16 января 2019 года собираются рассмотреть вопрос о борьбе с незаконными рубками

16 января 2019 года Совет Федерации на своем пленарном заседании собирается рассмотреть вопрос о борьбе с незаконными рубками. Об этом, в частности, сообщает ТАСС со ссылкой на председателя Совета Федерации В.И.Матвиенко. Насколько известно, Матвиенко настроена решительно, но что в итоге получится из этого рассмотрения - пока непонятно.

Матвиенко: Совфед будет активно бороться с проблемой "черных лесорубов"


Полгода назад, 13 июля 2018 года, Совет Федерации уже рассматривал эту тему. Валентик подвергся довольно жесткой критике со стороны Матвиенко, но никаких оргвыводов не последовало - ни тогда, ни в последующие полгода. Ситуация с незаконными рубками, да и в целом с лесным хозяйством, за прошедшее время нисколько не улучшилась - поэтому интересно, что на этот раз скажет В.И.Матвиенко, и как будет оправдываться И.В.Валентик.

К сколько-нибудь заметным действиям, относящимся к борьбе с незаконными рубками, за последние полгода можно отнести разве что принятый совместный приказ Генпрокуратуры России № 740, МВД России № 758, МЧС России № 502, Минприроды России № 598, Следственного комитета России № 104 и Федеральной таможенной службы России № 1807 от 08 ноября 2018 года "Об утверждении Инструкции о порядке взаимодействия при выявлении, пресечении, расследовании и раскрытии преступлений в сфере лесопользования" - но и он 24 декабря прошлого года был возвращен Минюстом без государственной регистрации. Текст этого приказа пока остается недоступным, поэтому судить о степени его разумности пока невозможно.


В качестве напоминания - приводим фрагмент видеозаписи обсуждения лесного вопроса на заседании Совета Федерации 13 июля 2018 года, и лесную часть официальной стенограммы заседания.




Фрагмент стенограммы (Председательствующий - В.И.Матвиенко):


Пятнадцатый вопрос - о Федеральном законе «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения» - докладывает Владимир Альбертович Лебедев.

В нашем заседании участвует Иван Владимирович Валентик, заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации - руководитель Федерального агентства лесного хозяйства.

Пожалуйста.

В.А. Лебедев, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Нижегородской области.

Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые коллеги! Федеральный закон совершенствует отношения в области сохранения лесов, в том числе правила лесовосстановления и лесоразведения.

Согласно федеральному закону лесовосстановление осуществляется в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, а также сохранения их полезных функций и биологического разнообразия лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений. А лесоразведение осуществляется как на землях лесного фонда, так и на землях иных категорий в целях предотвращения эрозии почв и в других связанных с повышением потенциала лесов целях.

Федеральный закон устанавливает обязанность лиц, использующих леса для геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, для строительства и эксплуатации водохранилищ и других подобных объектов, для переработки древесины, не позднее чем через один год после рубки выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений. Исключения составляют случаи перевода земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий.

Федеральным законом к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относится установление состава проекта лесовосстановления и проекта лесоразведения, а также порядка их разработки. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации передается полномочие по проведению на землях лесного фонда лесоразведения.

Также в целях предупреждения лесных пожаров федеральным законом вводится дополнительное требование к противопожарному обустройству лесов, согласно которому ширина просек устанавливается в размере от 10 до 100 метров.

Если говорить проще, то вводится новый принцип: сколько леса убыло - столько должно и прибыть, причем не лесных насаждений, а именно лесов, поскольку мы с вами понимаем, что после посадки леса проходит достаточный период времени (это 8-10 лет), когда лесные насаждения переводятся в леса.

Федеральный закон в случае его одобрения вступает в силу с 1 января 2019 года. Для его реализации потребуется также принятие ряда нормативно-правовых актов Правительства Российской Федерации и Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Для информации: членами Совета Федерации было внесено шесть поправок. Все они учтены в редакции федерального закона.

Комитет рекомендует Совету Федерации одобрить данный федеральный закон.

Председательствующий. Спасибо, Владимир Альбертович.

Закон на самом деле очень важный и очень правильный.

Скажите, пожалуйста, как будет обеспечиваться контроль за его реализацией, чтобы он не был только благими пожеланиями, - сколько вырубили, столько посадили? Кто это будет контролировать?

В.А. Лебедев. В законе также предусмотрена система мониторинга лесовосстановления и лесоразведения.

Председательствующий. Со стороны кого? Кто будет мониторить?

В.А. Лебедев. Федерального органа.

Председательствующий. Федеральный орган. Для того чтобы мониторинг был на системной основе, очевидно, нужны нормативные акты какие то, да?

Иван Владимирович, как вы будете мониторить?

И.В. Валентик, заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации - руководитель Федерального агентства лесного хозяйства.

Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые члены Совета Федерации! Я хотел бы, безусловно, поблагодарить сенаторов за поддержку при рассмотрении проекта данного федерального закона. Очень существенные и значимые поправки были внесены. И, безусловно, хотел бы, пользуясь случаем, отдельные слова благодарности высказать Сергею Борисовичу Иванову. Он был идеологом этого закона, поэтому, конечно, огромное ему спасибо за идею, за концепцию этого закона.

Что касается Вашего вопроса, Валентина Ивановна, безусловно, очень важно не возложить обязанность, которая не будет обеспечена контролем, то есть она не должна быть пустым звуком. Поэтому в этой связи еще с 2016 года в Российской Федерации принята норма, которая возлагает на Федеральное агентство лесного хозяйства полномочие по отдельному мониторингу воспроизводства лесов. То есть это отдельный вид экологического мониторинга, который мы начали реализовывать с указанного мной периода.

В контексте принятия этого закона, безусловно, важнейшая задача - не в том, чтобы, скажем так, установить это требование, а в том, чтобы повысить качество воспроизводства лесов. Поэтому в рамках бюджетных проектировок этого года мы запрашиваем дополнительное финансирование именно на расширение сферы государственного мониторинга воспроизводства лесов, улучшаем наши возможности с точки зрения технологического оснащения осуществления контрольно-надзорных функций.

И поэтому мы считаем, что в контексте того, что существует специальный вид экологического мониторинга, в рамках нашей компетенции мы сможем справиться с контролем за реализацией этого закона.

Председательствующий. Я бы попросила комитет и всех вас, коллеги, проводить мониторинг за мониторингом агентства лесного хозяйства. Потому что все так гладко на бумаге… Вот недавно приехала из Забайкальского края. Народ подходит и говорит: «Валентина Ивановна, „черные“ лесорубы как были, так и есть, никуда не делись. Лес вырубается, лес вывозится, поджоги, никакого лесовосстановления», и так далее. Вот понимаете, как?.. Что людям то говорить? Люди то правы. Когда это прекратится, вот скажите мне? Это колоссальная проблема, Иван Владимирович. Я и не упрощаю. Но кто должен бороться с «черными» лесорубами, кто должен бороться с незаконными вырубками леса? Ответьте, чья это ответственность?

И.В. Валентик. Спасибо, Валентина Ивановна.

Действительно, острый вопрос, тема незаконной рубки беспокоит население. Люди видят, как лес вырубают рядом с их населенными пунктами. Безусловно, Правительством Российской Федерации прилагаются значительные усилия по пресечению этой противоправной деятельности…

Председательствующий. Каким образом? Ну, не надо общих фраз: «Правительством прилагаются усилия»… Конкретно: кто отвечает за пресечение незаконной вырубки, кто контролирует, кто несет за это ответственность? Вот с кого спросить за то, что в Забайкальском крае продолжается незаконная вырубка леса? Кто за это отвечает? Конкретно назовите структуру.

И.В. Валентик. В соответствии с Лесным кодексом полномочия по лесной охране и федеральному лесному надзору возложены на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. То есть сегодня фактически…

Председательствующий. Вы же говорите, что Правительство Российской Федерации прилагает колоссальные усилия по пресечению незаконной вырубки. Вы это только что сказали. (Аплодисменты.)

И.В. Валентик. Да, совершенно верно. С нашей стороны, я начинал отвечать на этот вопрос, это комплексная система. Со стороны Правительства реализована идея ввода в эксплуатацию системы «ЕГАИС лес», в соответствии с которой основные усилия направлены…

Председательствующий. Как вы далеки от практической жизни, господа мои дорогие!

Вот прошу Вас, Иван Владимирович, съездите в Забайкальский край, встретьтесь с людьми, посмотрите, как это в жизни происходит. Ну что Вы тут рассказываете сказки вообще какие то, понимаете? Ну, настолько оторваны от реальной жизни! Вы говорите: «В соответствии с Лесным кодексом обязанность возложена на регионы». А у регионов какие есть для этого ресурсы и возможности? Есть ли служба у регионов, которая может следить? Кто в регионе этим будет заниматься? Назовите структуры. Ну, не будьте формалистом, ну, не надо. Если Вам, молодому человеку, поручено такое великое дело - сохранить леса страны - выстроите Вы эту систему. Вот ответьте. Или Вас для начала надо было послать поработать министром природных ресурсов, скажем, Забайкалья, то есть председателем комитета, чтобы Вы там лет пять повкалывали, а потом пришли бы на федеральный уровень? Вы бы по другому отвечали, понимаете?

Ответьте Вы на вопрос: кто конкретно в субъекте Федерации должен заниматься охраной от незаконных вырубок? Кто конкретно, назовите.

И.В. Валентик. Валентина Ивановна, если позволите высказать мое откровенное суждение о том, как должна быть организована система… (Оживление в зале.)

Председательствующий. Нет-нет, давайте по очереди.

Иван Владимирович, я задаю конкретные вопросы и требую конкретных ответов. Вы сказали, что обязанность возложена на субъекты, а отвечает агентство. Скажите, пожалуйста, кто в субъектах борется с незаконной вырубкой, какая структура, какие органы?

И.В. Валентик. В каждом субъекте Российской Федерации существует либо департамент лесного хозяйства, либо, соответственно, лесная служба субъекта Российской Федерации, которая в своей структуре содержит подразделение, которое предусматривает штат государственных лесных инспекторов. Эти лесные инспекторы работают и в центральном аппарате этих региональных служб, и в каждом лесничестве в субъектах Российской Федерации. Сегодня численность лесных инспекторов составляет около 23 тысяч человек в Российской Федерации. Действительно, проблема сложная, лесных инспекторов не хватает. По существующим нормативам их численность должна быть около 39 тысяч человек. При том что количество инспекторов ежегодно увеличивается, сегодня их численность составляет 24 тысячи человек.

Председательствующий. Какой инспектор может бороться с криминальными структурами, известными в регионе, которые занимаются незаконной вырубкой? Да он за 10 километров близко туда не подойдет! Фантазеры вы (понимаете?), фантазеры! Ну, отладьте вы систему борьбы. Должны подключиться правоохранительные органы, система МВД, другие структуры - силовые, специальные, правоохранительные и так далее.

Все известно, понимаете? Что самое страшное, почему власть дискредитируется в глазах людей? Потому что народ знает, кто занимается вырубкой, пофамильно, какие структуры, какие организации, - и абсолютно бездействующая власть. Поэтому у людей складывается впечатление, что власть вся коррумпирована, она тоже вся там. Ну, наведите порядок! Это ценнее нефти, газа и всего. Отработайте вы эту систему! Ваши инспекторы с зарплатой 12 тысяч могут бороться с «черными» лесорубами? Поэтому и получается, что обидно.

Вот граница России и Китая - Забайкальский ли это край, другие приграничные регионы. По ту сторону - огромный рывок китайских регионов в развитии, новые дома, новые инфраструктура, дороги, мосты. А по нашу сторону - как было захолустье, так и осталось, потому что все туда вывозится нецивилизованным образом. А если бы мы цивилизованно торговали, то эти приграничные территории уже выглядели бы, извините, как лучшие территории.

Вот с такой «беззубой» политикой, Иван Владимирович, такими формальными подходами, ну, ничего вы сделать то не сможете!

В.А. Лебедев. Иван Владимирович затронул тему о ЕГАИС. Был принят в моем понимании очень интересный, важный и нужный федеральный закон № 415, который в принципе должен был поставить заслон реализации как раз продукции, которую добывают «серые» лесорубы или «черные» лесорубы. Я считаю, что нужно к этому вопросу вернуться, потому что мы однажды на заседании комитета рассматривали вопрос, связанный в том числе с оборотом лесных ресурсов. Когда создавалась система, она создавалась для всех федеральных структур. И оказалось, что таможня вообще не пользуется данными этой системы. Для нас это было откровением.

Председательствующий. Для кого же тогда ЕГАИС делалась, если у таможни нет данных? Везут лес - и везут, таможня не смотрит, с ЕГАИС он или не с ЕГАИС.

В.А. Лебедев. Надо доделать ее до конца и ввести ответственность лиц, которые используют древесину без подтверждения в ЕГАИС.

Председательствующий. А Вам не кажется, Владимир Альбертович, что это не просто так все происходит, что есть много людей, заинтересованных в том, чтобы ЕГАИС не работала, в том, чтобы не было контроля?

В.А. Лебедев. Да, здесь надо проявить волю, добиться, довести дело до конца. Это правда.

Председательствующий. Так вот есть воля у нашего Ивана Владимировича?

В.А. Лебедев. Я думаю, что есть, Валентина Ивановна. И я думаю, что конструктивная работа, которая идет… Мы эту систему добьем, доделаем.

Председательствующий. Давайте в повестку комитета на осеннюю сессию (и, Николай Васильевич, я прошу Вас за этим проследить) внесем все таки вопрос относительно того, каким образом организована система контроля в стране и в конкретных субъектах Федерации за незаконной вырубкой лесов. Это первое и серьезное задание. Давайте по косточкам разберем.

Поезжайте в Забайкальский край, в другой край и пройдите пешком с топором, я имею в виду, попробуйте незаконно вырубать лес - возьмет Вас кто то за руку или не возьмет? Или потребует мзду?

В.А. Лебедев. Валентина Ивановна, только тогда мне нужен карт-бланш, что я это делаю в качестве эксперимента.

Председательствующий. Да. Мы Вам выпишем такую «грамоту», что это в качестве… Только не увлекайтесь незаконной вырубкой. Это первое.

И второе. В средствах массовой информации прошло (Вы можете подтвердить или нет, Иван Владимирович?), что Правительство будет выделять деньги на возобновление лесов. Послушайте, восстанавливать лес должен тот, кто его вырубает. Если частные структуры на законных основаниях вырубают лес, зарабатывают большие деньги, то эти частные структуры и должны выделять… 100 деревьев вырубили - 100 деревьев минимум должны посадить. Или мы будем бизнес таким образом финансировать из федерального бюджета? Возможно, это недостоверная информация. Скажите, пожалуйста.

И.В. Валентик. Спасибо, Валентина Ивановна.

На самом деле в соответствии с указом Президента от 7 мая на нас возложена обязанность обеспечить гарантированное восстановление не только вырубленных, но и погибших лесов.

Я согласен с Вами, что тот, кто вырубил лес, тот и должен за свой счет его восстановить. В этой связи мы планируем, что бизнес начнет строить современные лесные питомники. И ужесточение требований к лесовосстановлению, которое мы планируем, должно обеспечить реализацию этих инициатив.

Что касается погибших лесов, у нас сегодня 80 процентов территорий лесного фонда находится в государственной собственности, не переданы в аренду. Соответственно, бремя выполнения всех лесохозяйственных работ, лесовосстановления возложено на органы государственной власти. И с этой точки зрения мы планируем обеспечить дополнительное финансирование региональным властям, для того чтобы они обеспечили гарантированное лесовосстановление на тех территориях, которые сегодня не переданы в пользование бизнесу. Для этого требуются целевые субсидии на строительство современных питомников. Мы планируем в рамках национального проекта по лесовосстановлению строительство шести таких питомников в тех субъектах Российской Федерации, где происходят наибольшие потери лесного покрова.

Председательствующий. Спасибо.

Тема пожаров - она вечная, характерная, конечно, не только для России. Но тоже никакой… Понимаете, там, где работает система, она работает. Если системы нет, каждый год это стихия. Это тоже требует отдельного досье, требует отдельного рассмотрения, отдельных дополнительных мер, усиления внимания в первую очередь к профилактике пожаров, профилактике. Бороться потом с «ветряными мельницами» тяжело. А профилактика, недопущение искусственных поджогов для заметания следов «черными» лесорубами и так далее - вот это тоже требует системного отдельного рассмотрения. Также прошу комитет взять это на заметку.

Спасибо.

Коллеги, еще есть вопросы, замечания? Нет. Ставлю…

А, выступление.

Присаживайтесь, пожалуйста, Владимир Альбертович.

Сергей Павлович Иванов выступить хочет. Пожалуйста.

С.П. Иванов, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Магаданской области.

Валентина Ивановна, спасибо. Очень коротко.

Вот то, о чем сегодня говорил господин Валентик, конечно, присутствует с 2006 года, когда полномочия отдали на исполнение субъектам Федерации. На самом деле, я думаю, нам уже нужно поставить вопрос о том, чтобы вернуть это все на федеральный уровень. И тогда не будет, как сегодня, господин Валентик говорить, как в Забайкальском крае или еще где то… Потому что он практически не знает… На местах непрофессиональные люди отвечают за лес, за охоту, за вот такие направления.

Вот это надо возобновить и, я думаю, поручить профильному комитету этот вопрос проработать и действительно выйти на этот уровень.

Председательствующий. Ну, давайте мы условимся, Михаил Павлович и Владимир Альбертович, комитет в целом, когда вы будете рассматривать этот вопрос, рассмотреть в том числе и этот вопрос.

Постановка вопроса правильная. 80 процентов лесов у нас находится в федеральной государственной собственности. Если субъектам в соответствии с законом (посмотрите, насколько это законно сделано) делегированы эти полномочия, значит, им должны быть переданы финансовые средства, инструменты, реальные властные полномочия. Потому что, скажем, те же органы внутренних дел, которые должны тоже с этим… Это преступность. Надо бороться с преступностью - а они регионам не подчиняются. Разберите всё это по косточкам и дайте предложения.

Возможна и такая постановка вопроса - возвращение на федеральный уровень. Либо усиление регионов для реального выполнения этих полномочий. Нет у регионов вообще никаких инструментов.

И я очень огорчена, Иван Владимирович, тем, что Вы очень поверхностно, кабинетно сегодня отвечали на вопросы. Советую Вам вместо отпуска поехать в наши лесные регионы, поработать там и посмотреть, как это на практике делается. Я думаю, что ответы тогда в следующий раз на заседании Совета Федерации у Вас будут другими.


http://forestforum.ru/viewtopic.php?f=9&t=23085&sid=9e4128c80dd488a3ca4389507216f97f

0 коммент.:

Дописати коментар