06 червня 2017

Пожарные итоги весны подтверждают, что введение запрета на бесконтрольное выжигание сухой травы было правильной и эффективной мерой

Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис России

Гринпис России на протяжении многих лет добивался введения в действующее российское законодательство прямого запрета на бесконтрольное выжигание сухой травы. Осенью позапрошлого года - постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2015 г. № 1213 - этот запрет был наконец введен, путем внесения соответствующих формулировок в Правила противопожарного режима в Российской Федерации (по некоторым категориям земель ограничения были введены раньше - в феврале 2015 года). Конкретные формулировки, предложенные МЧС, получились далеко не идеальными, но все-таки вполне однозначно запрещающими выжигание сухой травы без соблюдения необходимых мер пожарной безопасности, а на землях сельхозназначения, запаса, и в полосах отвода линейных объектов - запрещающими его в принципе. С конкретными формулировками, запрещающими бесконтрольное выжигание сухой травы, можно ознакомиться здесь:

Как и где конкретно сформулирован этот запрет?

Реальное воплощение этого запрета в жизнь началось весной 2016 года. Разумеется, обеспечить тотальный контроль за его соблюдением на всей территории страны в принципе невозможно в силу слабости государственного пожарного надзора и малочисленности его сотрудников; но выжигание сухой травы перестало быть гарантированно безнаказанным действием. МЧС, Рослесхоз и другие органы государственной власти начали довольно интенсивную пропаганду против поджогов сухой травы, правоохранительные органы стали ловить поджигателей и привлекать их к ответственности, общество в целом наконец-то начало понемногу осознавать, как много деревень и поселков сгорает от травяных палов, и насколько серьезной угрозой являются эти палы для здоровья и жизни людей. Господствовавшее раньше в российском обществе мнение, что "траву жгли всегда, и незачем ломать проверенную веками традицию", начало заметно сдавать позиции.

Прошедшие после введения запрета на бесконтрольное выжигание сухой травы две весны позволяют уже сделать первые оценки - как этот запрет повлиял на пожарную безопасность на природных территориях в целом. Конечно, пока это лишь предварительные оценки - поскольку и запрет еще не в полной мере воплощен в жизнь, и погодные условия конкретных лет могут влиять на количество пожаров в конкретных регионах сильнее, чем любые запреты. Тем не менее, если рассматривать ситуацию на крупных территориях, то влияние погодных факторов конкретного года существенно сглаживается, а изменения за два года уже показывают некоторую тенденцию. Современные данные дистанционного мониторинга (в частности, данные о термоточках - тепловых аномалиях, фиксируемых сенсорами MODIS спутников Terra и Aqua) позволяют получать практически единообразные данные о пожарах за длительный период времени - с 2002 года по настоящее время. Все оценки, приводимые ниже, основываются на данных системы дистанционного мониторинга пожаров FIRMS о термоточках за последние 16 лет, с использованием только данных MODIS и с исключением термоточек, связанных с техногенными источниками (факелами сжигания попутного нефтяного газа, крупными промышленными предприятиями).

По стране в целом первый - весенний - пик пожаров на природных территориях заканчивается в первую неделю июня; затем следует отчетливо выраженный июньский спад горимости (выросшая молодая трава препятствует распространению пожаров, а леса и торфяники еще не успевают просохнуть настолько, чтобы массово гореть от других источников огня). Данные за период с начала пожароопасного сезона по 4 июня позволяют практически полностью оценить прохождение этого пика пожаров на большей части территории страны - за исключением самых северных районов. Вот так развивалась ситуация с весенними пожарами на природных территориях России в среднем за период с 2002 по 2015 г.г., в 2016 и 2017 годах (цифры по вертикальной оси - количество термоточек системы FIRMS по данным MODIS; каждая точка каждого графика отражает усредненное за десять предшествующих дней суточное количество этих термоточек):



Очевидно, что ситуация с весенними пожарами на природных территориях в целом и в 2015, и в 2016 годах была значительно более спокойной, чем в среднем за предыдущие 14 лет (диаграмма, показывающая общее количество весенних термоточек по стране и по отдельным крупным территориям, приводится в конце этого сообщения). В начале пожароопасного сезона 2017 года пожаров и вызванных ими термоточек было больше, чем в среднем за предыдущие 14 лет - в основном за счет ранней и сухой весны в самых южных и некоторых западных регионах европейской России; но уже во второй половине марта горимость значительно снизилась.

Аналогичные графики по европейской России (до восточных границ Северо-Западного и Приволжского федеральных округов):



Картина примерно та же, но, разумеется, с более отчетливым влиянием ранневесеннего пика пожаров 2017 года в самых южных регионах европейской России. Только в конце февраля и первой половине марта 2017 года ситуация с пожарами была сильно хуже среднемноголетней; в остальном ситуация с пожарами на природных территориях после введения запрета на бесконтрольное выжигание сухой травы была существенно более спокойной, чем в среднем до этого запрета.

Такие же графики отдельно по Центральному федеральному округу - самым густонаселенным районам нашей страны. Здесь влияние введенного запрета оказалось еще более заметным - на протяжении практически всего весеннего времени в 2016-2017 г.г. ситуация была более спокойной, чем раньше:



В азиатской части страны (Уральском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах) ситуация в целом еще более ясная - причем здесь, за счет обширности территории, влияние погодных факторов сглаживается даже сильнее, чем в европейской части:



В Байкальском регионе (Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае) картина в целом такая же. В самом начале пожароопасного сезона 2017 года среднемноголетние показатели горимости были несколько превышены, но потом ситуация нормализовалась; в целом весной 2016 и 2017 годов пожаров на природных территориях было существенно меньше, чем в среднем за предыдущие 14 лет:



Ситуация в Приамурье и Приморье существенно отличается от ситуации в других регионах страны, и в стране в целом - в основном за счет катастрофических весенних пожаров 2016 года в Амурской области. В мае 2016 года горимость на природных территориях этого региона существенно превысила среднемноголетние значения - но по общему количеству термоточек (т.е. по общим масштабам пожаров за весь весенний период) оказалась примерно на среднемноголетнем уровне. Весна 2017 года в этом регионе оказалась в пожарном отношении более ранней, но в целом существенно более спокойной, чем обычно:



Наконец, рассмотрим ситуацию в Якутии - во-первых, потому, что это самый крупный регион нашей страны и один из самых неблагополучных в лесопожарном отношении, и во-вторых, потому, что фактический отказ от массового выжигания сухой травы в этом регионе произошел на год раньше, чем был введен общероссийский запрет (после катастрофических весенних пожаров 2015 года в Хакасии и Забайкалье власти Якутии приняли решение отказаться от обычных для этого региона сельхозпалов):



Об окончательных итогах сезона весенних пожаров 2017 года в Якутии судить пока рано, поскольку реальная весна там еще не закончилась, а местами еще даже не началась. Но весенние сезоны 2015 и 2016 годов в этом регионе оказались гораздо более спокойными в пожарном отношении, чем в среднем в предыдущие 13 лет, при массовом весеннем выжигании сухой травы; да и предварительные результаты весны 2017 года вполне обнадеживают.

Якутия интересна еще и тем, что в этом регионе нет заметного разрыва между весенним и летним пиками пожаров - фактически пожары, начинающиеся весной, плавно переходят в летние. И мы видим, что не только весной 2015 и 2016 годов Якутия горела гораздо меньше, чем в прошлые годы - но и катастрофических летних пожаров в этом субъекте РФ в прошлые два года удалось избежать.


Чтобы оценить общее влияние запрета на выжигание сухой травы на ситуацию с пожарами на природных территориях, сравним по тем же территориям, о которых шла речь выше, суммарные количества термоточек по данным MODIS за периоды с 2002 по 2014 г.г. в среднем (для Якутии - с 2002 по 2013 г.г.), и количества за два, а для Якутии - за три последних года. Для всех регионов и всех лет в расчет приняты термоточки за период с 1 января по 31 мая ; среднее количество термоточек за эти периоды 2002-2014 г.г. для каждого региона принято за 100%:



Мы видим, что количество термоточек по всей стране и по большинству крупных регионов снизилось после введения запрета на бесконтрольное выжигание сухой травы примерно вдвое (исключением является 2016 год в Приамурье и Приморье - почему, объясняется выше). В Якутии после отказа от официально существовавшей практики сельхозпалов в 2015 году количество весенних термоточек сократилось более чем впятеро, а после введения общего запрета на бесконтрольное выжигание сухой травы - более чем в десять раз.

Эти данные показывают, пока предварительно (из-за изменчивости погодных условий), что запрет на бесконтрольное выжигание сухой травы реально работает, и делает нашу страну существенно более безопасной в пожарном отношении. Так что решение о введении этого запрета было совершенно правильным и необходимым.


Тем не менее, пока запрет на бесконтрольное выжигание сухой травы пока работает далеко не в полную силу, и над тем, чтобы его полностью воплотить в жизнь, предстоит еще много работать. Вот как выглядит ситуация с весенними пожарами, главным образом травяными и тростниковыми, в Калининградской области и в соседних с ней Литвой и Польшей - это все термоточки по данным сенсоров MODIS и VIIRS с 1 января по 31 мая 2017 года:



Это данные одного года, и очень близкие по природным условиям территории, да еще и с общим во многих отношениях прошлым - но в Калининградской области трава горит практически повсеместно, а в Литве и в Польше ее поджоги редки и случайны. И такая ситуация повторяется каждый год. Чтобы этого не было, и чтобы в конце концов людям не приходилось дышать дымом, терять жилье, здоровье, а иногда и жизни в результате массовых травяных палов - необходимо добиваться полного и безусловного соблюдения введенного в 2015 году запрета на бесконтрольное выжигание сухой травы.

http://www.forestforum.ru/viewtopic.php?f=9&t=21009

0 коммент.:

Дописати коментар