12 березня 2018

Сосны подают сигнал sos

Прошлый год стал настоящим испытанием для хвойных лесов Беларуси. Жаркие сезоны на протяжении нескольких лет и устойчивый дефицит влаги в почве ослабили сосняки и спровоцировали вспышку активности вершинного и шестизубчатого короедов, которые никогда ранее так себя не проявляли. За считанные месяцы вредитель, испокон веку живший в местных лесах, оказался способен уничтожить тысячи зеленых гектаров. Наиболее пострадала самая лесистая область Беларуси — Гомельская, где перемены климата особенно отчетливо проявляются в последние десятилетия. Единственный способ противостоять вредителю — рубка заболевших деревьев с обязательным сжиганием порубочных остатков. Только так, считают ученые и практики, можно сегодня остановить распространение вредителя.



До 15 марта оздоровление поврежденных участков должно быть завершено. Гомельской области с этой задачей помогают справиться коллеги из всех регионов страны.

Алгоритм противодействия

Генеральный директор Гомельского государственного производственного лесохозяйственного объединения Юрий Липский показывает на карте региона самые горячие точки. Прежде всего это полесские районы: Мозырский, Лельчицкий, Петриковский, Житковичский, Калинковичский... Впрочем, короед так или иначе задел все без исключения лесхозы юго-востока страны. Сравнительно теплая зима лишь приглушила активность вредителя, однако не остановила его деятельность полностью. Поэтому так важно до первого весеннего тепла свести к минимуму численность короеда. Юрий Николаевич приводит цифры, которые сейчас требуют от лесхозов области максимум усилий:

— На 1 января 2018 года в Гомельской области повреждено короедным усыханием 13,3 тысячи гектаров леса, из них сплошные санитарные рубки составляют около 5,8 тысячи гектаров. Работа по ликвидации поврежденных деревьев ведется ежедневно. На самых сложных участках нам помогают коллеги из лесхозов других областей — около тысячи человек.

Юрий Липский

Эффективная специализированная техника максимально сосредоточена в районах наибольшего усыхания. Люди и машины нацелены на единый результат — оперативно убрать больные деревья. Руководитель объясняет, что в этой работе важно:

— Не только провести рубку короедного усыхания, но также сжечь порубочные остатки и вывезти древесину из леса. Неукоснительное соблюдение этих требований позволит достичь эффекта, на который и делается расчет. Главная задача — снизить численность вредителя, чтобы свести к минимуму потомство, которое появится по весне. В каждом лесничестве это сегодня хорошо понимают, поэтому и ни минуты простоя. Однако после завершения рубок на поврежденных площадях не ставится точка в этой работе. Далее на первый план выходит раннее выявление признаков усыхания сосны и оперативное удаление таких деревьев.

— Юрий Николаевич, а что придет на смену вырубленным участкам?

— В прошлом году создали 11 тысяч гектаров нового леса, в текущем планируем восстановить 10,8 тысячи гектаров. Причем идем путем смешивания пород, не создавая монокультуры. Проще говоря, сосну высаживаем вместе с березой, что делает такой лес более устойчивым к чрезвычайным ситуациям природного характера.

Вид с места

Территория Гомельского лесхоза соседствует с приграничьем России и Украины. Под его патронатом без малого 115 тысяч гектаров леса. В этой части региона преимущественно песчаные почвы, а потому и на сосну в здешнем лесном фонде приходится 65 процентов. С директором лесхоза Игорем Дегтяриком направляемся в Макеевское опытно-производственное лесничество. Пока едем, руководитель вспоминает экстремальную хронику прошлого лета:

— За всю практику впервые довелось столкнуться с подобным масштабом природной чрезвычайной ситуации. В лесу всегда есть вредители и болезни. Деревья, как люди. Но чтобы такая скорость распространения вредителя, такие последствия.

Игорь Дегтярик

— С чем сравнимо?

— 2016 год. Сколько тогда было бурелома. Но ураган пронесся — и все. А жук продолжает причинять лесу вред даже зимой. Конечно, если бы хорошие морозы, другой был бы расклад.

— И где сейчас короед пережидает холода?

— В основном в ветках и под корой. Вот здесь его и нужно “взять”, чтобы в марте не успел заселить новые деревья. В прошлом году площадь повреждения на территории нашего лесхоза составила тысячу гектаров. Уже в новом году выявлено 200 гектаров свежих очагов, которые в настоящее время ликвидируем. К поставленному сроку справимся. Кроме того, помогаем Комаринскому лесхозу в Брагинском районе, где ситуация гораздо сложнее, чем у нас.

Кстати, в прошлом сезоне Гомельский лесхоз обошелся сравнительно малыми потерями. Возможно, потому, что с первых недель, едва поняв суть происходящего, здесь сразу приступили к рубкам поврежденных деревьев. Постоянное патрулирование помогало оперативно выявлять заболевшие сосны и так же оперативно избавлять от них лес. Игорь Николаевич убедился на собственном опыте:

— Принятая ныне схема действий в борьбе с короедом позволяет ограничить масштабы повреждений. И сейчас мы делаем упор на раннее выявление. Малейшие признаки усыхания — это как руководство к быстрому реагированию. Обследуем, вызываем лесопатолога, если диагноз подтверждается, больное дерево убираем. Если короед заселил сосну, он не остановится. Уже проверено. К слову, мы обратили внимание на эту проблему и других балансодержателей леса — дорожных служб, сельских Советов, предприятий и организаций. Всем направили предупредительные письма об угрозе короедного усыхания и мерах, которые нужно принимать в срочном порядке, если выявлены поврежденные деревья, чтобы не распространялась напасть.

Деревья говорят о болезни


Николай Руссу

Лесничий Макеевского опытно-производственного лесничества Николай Руссу встречает нас на границе своей территории. Показывает дорогу, которая ведет к поврежденному участку, где сейчас развернулась сплошная санитарная рубка. Углубляемся в лес. Николай Николаевич делится наблюдениями, которые накопил за это время:

— Поначалу жук в основном селился на опушках. Но со временем стал появляться и в глубине леса. Участок, где в этом году были выявлены поврежденные сосны, как раз такой. Он небольшой. Благо быстро заметили. Сейчас мы уже знаем, что не только порыжевшая хвоя свидетельствует о заражении. Есть и более ранние признаки. Изменение цвета хвои с зеленого на изумрудный, ее утончение. Опять же, обилие упавших веток под сосной, так называемый веткопад, тоже говорит о том, что дерево может быть заражено короедом.

Ритмичный гул пилы слышен издалека. Двое вальщиков быстро переходят от дерева к дереву. На одной из только что рухнувших сосен снимаю кусочки коры. Под ней извилистые узоры многочисленных ходов, словно письмена древних рукописей. Лесничий подбирает обломавшуюся тонкую ветку сосны. И на ней короед успел оставить пару фирменных вензелей. Здесь же разведен костер. Рабочие сжигают ветки. Спрашиваю:

— Наверное, сейчас работать легче, чем в жару?

— Как сказать. Снег лежит в лесу, высота покрова сантиметров тридцать. Передвигаться сложнее. Нужно собрать все порубочные остатки и полностью их сжечь. Летом — другие сложности. В жару разведение костра требует повышенной осторожности... Будем надеяться, что погода в этом году все-таки поможет лесу. Осень была дождливой, зима достаточно снежной. Сосне ведь это и нужно, чтобы выработать живицу, набраться сил и не дать жуку хозяйничать внутри себя. Однако при любом раскладе ни в коем случае нельзя терять бдительность.

Здесь также будет лес

За пару дней этот участок, где сейчас работают пилы и курится дым, превратится в поляну. Что дальше? Директор Гомельского лесхоза Игорь Дегтярик предлагает мне своими глазами увидеть ближайшее “будущее” расчищенного пространства.

Несколько километров по трассе. И вскоре упираемся в аншлаг “Образцовый питомник”, который находится в ведении Макеевского опытно-производственного лесничества. За ограждением открывается вид на длинные пластиковые ангары, сливающиеся с белизной снега. Да это же теплицы! Игорь Николаевич ведет к ближайшему ряду:

— Здесь мы выращиваем посадочный материал. Раньше нам хватало для этой цели трех сравнительно небольших теплиц. Но прошлогодняя ситуация показала, что нужно увеличивать объемы. Поэтому построили еще три теплицы гораздо большей протяженности. Сосна и береза в закрытом грунте — вот наше подспорье в восстановлении леса после рубок. Причем не только обеспечим себя, но и поможем другим.

Березовая “плантация”, которая предстает перед нами, — это пока еще крошечный стебель, едва пробившийся из-под земли. Маленькие сосенки похожи на сплошной зеленый ковер. Директор лесхоза, подмечая мое удивление, предлагает:

— Приезжайте через пару-тройку месяцев. Увидите, какие они будут. Это технология выращивания посадочного материала в закрытом грунте, которая дает хороший результат. Здесь другой вопрос будет актуален. Для посадки леса нам понадобятся дополнительные руки. Уже направили письма в отдел образования, сельские Советы, центр занятости, чтобы помогли людьми в активный сезон посадки.

Связка практики и науки

Генеральный директор объединения Юрий Липский говорит:

— Важно, что работа по борьбе с вредителем ведется не только по факту, но и на перспективу. В этом нам помогают ученые, которые вплотную занимаются актуальной проблемой.



Институт леса Национальной академии наук не первый год исследует эту тему, которая в последние десятилетия стала особенно актуальной для лесов Европы. Причины происходящего в целом уже известны. Способы минимизации и противодействия — вот насущная задача дня. Владимир Усеня, заместитель директора по научной работе Института леса НАН, рассказывает о текущих результатах:

— Начиная с 2016 года для надзора за вершинным и шестизубчатым короедами в сосновых лесах страны применяются разработанные белорусскими учеными отечественные агрегационные феромонные препараты (“ИПСВАБОЛ В” — для вершинного, “ИПСВАБОЛ Ш” — шестизубчатого короеда) с использованием ловушек барьерного типа. В настоящее время феромонные ловушки являются наиболее эффективным средством для контроля численности вредителя, а также своевременного проведения санитарно-оздоровительных мероприятий. Поэтому необходимо расширять сеть феромонного мониторинга численности вершинного и шестизубчатого короедов на границе распространения очагов их массового размножения и усыхания сосновых насаждений, а также в буферных зонах сплошных и выборочных санитарных рубок, проведенных в лесном фонде в 2017 году. В осенне-зимний период важен оперативный мониторинг веткопада, что в сочетании с изреженностью крон деревьев, заселенных стволовыми вредителями, позволит выявлять границы очагов усыхания сосняков и постановку их на учет.

Ученый перечисляет и другие направления, важные для снятия остроты проблемы. В настоящее время идет апробация существующих методов ранней диагностики и прогнозирования вспышек массового размножения стволовых вредителей в хвойных лесах. Изучаются возможности использования биологических мер борьбы. В частности, планируется исследование по разведению в лабораторных условиях паразитических насекомых, в том числе одного из самых массовых и эффективных хищников-короедов — пестряка Thanasimus formicarius (муравьежук) — и способов их расселения в биологически ослабленных хвойных насаждениях.

Очевидно, что немало в этом противостоянии будет зависеть от природных условий: количества осадков, уровня грунтовых вод, температуры воздуха. Но, как показала практика, очень многое зависит и от людей. Грамотная разработка зараженных участков, действия на опережение и профилактика, научные исследования, накопление знаний и опыта должны дать результат и помочь лесу справиться с биологическим пожаром.

Только факты

Гомельское государственное производственное лесохозяйственное объединение — территориальный орган управления в системе Министерства лесного хозяйства. Основной целью объединения является комплекс работ по воспроизводству, охране, защите, использованию лесов. В состав объединения входит 21 лесхоз. В свою очередь они состоят из 179 лесничеств, 468 мастерских участков и 2140 лесных обходов. В объединении трудится более 7 тысяч человек. Численность работников государственной лесной охраны превышает 3 тысячи человек. Площадь земель лесного фонда объединения составляет 1798,1 тыс. га, в том числе покрытых лесом — 1530,3 тыс. га. Хвойные леса на Гомельщине занимают большую часть площадей лесного фонда — 940,4 тыс. га. В основном это сосновые насаждения. В ведении объединения находится 80 процентов лесов области.

Опасный климат

На протяжении последних десятилетий короедное усыхание лесов отмечено на территории Германии, Испании, Франции, Польши, Украины и ряда других европейских государств, а в последние годы и в Беларуси, особенно в ее южных регионах и на сопредельной территории с Украиной. Причиной появления очагов массового размножения стволовых вредителей является комплекс факторов, основной из которых — глобальное изменение климата. В 2017 году санитарно-оздоровительные мероприятия в сосновых насаждениях Беларуси проведены на площади 121,3 тыс. га, в том числе сплошными санитарными рубками — 25,3 тыс. га, выборочными санитарными рубками — 44,3 тыс. га, уборкой захламленности — 51,7 тыс. га.

УНП 400399274

Виктория Николаева
viknik@mail.ru

0 коммент.:

Дописати коментар