Юрий Гаврилечко
Эксперт ОО «Фонд общественной безопасности»
Развитие собственной экономики, а не постоянная зависимость от кредитов - вот что надо Украине. Но правительство об этом не знает, оно неграмотное.
На этой неделе, в понедельник, 9 июля, вступило в силу решение Европейского Союза о выделении Украине очередного транша кредита в размере одного миллиарда евро, чаще всего обозначаемого в украинских СМИ как «макрофинансовая помощь».
При этом, ни «макрофинансовой» ни «помощью» эти средства не являются. Во-ппервых, в силу своей мизерности по отношению к объемам расходов украинского госбюджета (менее 3% от 989 млрд грн, заложенных в бюджет на текущий год). Во-вторых, стоимость такой «помощи» ставка LIBOR+1%, то есть налицо обычный кредит, пусть и под низкий процент. В-третьих, области использования этих средств заранее оговорены и они не могут быть использованы на иные цели, чем те, что интересны кредитору. Напомню, что большая часть предыдущей «помощи» пошла на финансирование строительства нового чернобыльского саркофага. Дело, конечно, нужное. Но на экономику Украины практически не влияющее.
Развитие собственной экономики, а не постоянная зависимость от кредитов - вот что надо Украине. Но правительство об этом не знает, оно неграмотное.
На этой неделе, в понедельник, 9 июля, вступило в силу решение Европейского Союза о выделении Украине очередного транша кредита в размере одного миллиарда евро, чаще всего обозначаемого в украинских СМИ как «макрофинансовая помощь».
При этом, ни «макрофинансовой» ни «помощью» эти средства не являются. Во-ппервых, в силу своей мизерности по отношению к объемам расходов украинского госбюджета (менее 3% от 989 млрд грн, заложенных в бюджет на текущий год). Во-вторых, стоимость такой «помощи» ставка LIBOR+1%, то есть налицо обычный кредит, пусть и под низкий процент. В-третьих, области использования этих средств заранее оговорены и они не могут быть использованы на иные цели, чем те, что интересны кредитору. Напомню, что большая часть предыдущей «помощи» пошла на финансирование строительства нового чернобыльского саркофага. Дело, конечно, нужное. Но на экономику Украины практически не влияющее.
Кроме того, одним из условий выделения этих денег было… отмена моратория на экспорт украинского леса. Но он же продолжает действовать? Так что же изменилось в этом году и почему ЕС все же «дал денег»?
Скорее всего, ответ кроется в принятом Верховной Радой и отправленном как раз 9 июля на подпись к президенту законопроекте №5495 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно сохранения украинских лесов и предотвращения незаконного вывоза необработанных лесоматериалов» за авторством О.Ляшко, В.Галасюка и «группы товарищей».
С одной стороны, законопроектом декларируется целью усилить мораторий на экспорт леса-кругляка, принятый в 2015 году, и якобы компенсировать его недостатки за счет… ограничения размера внутренних(!) лесозаготовок до 25 млн кубометров в год и усиления ответственности за нарушение закона. Но… все не так однозначно, как это может показаться с первого взгляда. Новый закон не только не устанавливает уголовную ответственность за незаконные рубки, а еще и уменьшает размер административной ответственности уменьшается! Фактически новый закон существенно облегчает нарушителям процедуру наказания, по сути негласно позволяя им и в дальнейшем заниматься своей незаконной деятельностью.
В своем отзыве на законопроект, Главное юридическое управление Верховной Рады отмечает, что пунктом 2 раздела II «Заключительные положения» проекта установлено императивную норму о том, что «временно, сроком на восемь лет со дня вступления в силу настоящего Закона, запрещается вывоз за пределы таможенной территории Украины в таможенном режиме экспорта древесины топливной (товарная позиция 4401 согласно УКТВЭД ) ». Однако, из текста проекта непонятно, какой же вид ответственности за нарушение указанного предписания о вывозе за пределы таможенной территории Украины в таможенном режиме экспорта древесины топливной (товарная позиция 4401 согласно УКТВЭД).
Поскольку, в соответствии со статьей 8 Конституции Украины в Украине признается и действует принцип верховенства права. При этом одним из основных фундаментальных элементов этого принципа является юридическое определенность, согласно которой юридические нормы должны быть четкими, ясными и недвусмысленными, поскольку иное не может обеспечить их единообразное применение и не исключает неограниченности трактовки в правоприменительной практике. Следовательно, неопределенность в законе не дает фактической возможности наказать его нарушителей!
Напомню, что Европейский суд по правам человека неоднократно подчеркивал, что законы должны соответствовать установленному Конвенцией о защите прав человека и основных свобод стандарта, который требует достаточно четкого формулирования правовых норм в тексте нормативно-правовых актов. В частности, «... Закон должен быть доступным для заинтересованных лиц и сложившимся с достаточной точностью для того, чтобы предоставить им возможность регулировать свое поведение чтобы быть способными - при необходимости, при соответствующей консультации - предвидеть в той мере, что является разумной при соответствующих обстоятельствах, последствия, которые может повлечь за собой его действие » (решение по делу «Веренцов против Украины, 11 апреля 2013 года).
Кому же выгодна такая ситуация? С одной стороны, она выгодна контрабандистам, которых после вступление в силу закона будет весьма проблематично привлечь к какой-либо ответственности и они спокойно смогут продавать лес за рубеж. С другой стороны, ограничения на внутренние лесозаготовки поможет отечественным олигархам стать еще богаче и спокойно рубить лес, формируя на него цену на внутреннем рынке. Среди таковых можно вспомнить господина Юрушева и его "Украинскую Холдинговую Лесопильную Компанию» и господина Косюка, также активно интересующегося лесом.
А кому она не выгодна? А невыгодна она многим:
производителям мебели, которые теперь будут вынуждены покупать более дорогое сырье;
покупателям мебели, так как цена на нее повысится;
лесхозам, которые уже с 2015 года не имею возможности вести лесопосадки, так как денег на это нет и не предвидится, да и бороться с незаконной вырубкой они не смогут, так как… непонятно на основании чего это делать, ведь нормы закона об ответственности – сильно размыты и даже если браконьера задержать… то суд его отпустит практически сразу;
украинским гражданам, поскольку «лысеющие» Карпаты и Полесье это ухудшение экологии и риски разрушения зданий и инфраструктуры.
А что же ЕС? А ЕС как раз получит возможность, за счет роста цен на лесоматериалы внутри Украины, больше продавать нам своей продукции. Почему-то, многие уверены, что у нас «пилится много леса», ну так разочарую мифологистов: в 2016 году в Швеции было заготовлено 73,3 млн куб.м. древесины, в Финляндии – 57 млн., в Украине же намного меньше – 16,4 млн. При этом вышеуказанные скандинавские страны не жалуются на экологические проблемы, наоборот, они являются образцом для всего мира. Вопрос не в объемах заготовок, вопрос в том, как используются ресурсы и как государство следит за восстановлением лесов.
Украина должна осознать, как эффективно использовать тот ресурс, подаренный ей природой и не пытаться заработать на всем сразу, необдуманно запрещая одно и разрешая другое.
Я надеюсь, что Президент обратит внимание на этот вопрос, наложив вето на законопроект. А Верховная Рада, в конце-концов, начнет принимать законы. Необходимые для развития страны, а не обогащения отдельных олигархов. Впрочем, возможно это и наивные ожидания…
Скорее всего, ответ кроется в принятом Верховной Радой и отправленном как раз 9 июля на подпись к президенту законопроекте №5495 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно сохранения украинских лесов и предотвращения незаконного вывоза необработанных лесоматериалов» за авторством О.Ляшко, В.Галасюка и «группы товарищей».
С одной стороны, законопроектом декларируется целью усилить мораторий на экспорт леса-кругляка, принятый в 2015 году, и якобы компенсировать его недостатки за счет… ограничения размера внутренних(!) лесозаготовок до 25 млн кубометров в год и усиления ответственности за нарушение закона. Но… все не так однозначно, как это может показаться с первого взгляда. Новый закон не только не устанавливает уголовную ответственность за незаконные рубки, а еще и уменьшает размер административной ответственности уменьшается! Фактически новый закон существенно облегчает нарушителям процедуру наказания, по сути негласно позволяя им и в дальнейшем заниматься своей незаконной деятельностью.
В своем отзыве на законопроект, Главное юридическое управление Верховной Рады отмечает, что пунктом 2 раздела II «Заключительные положения» проекта установлено императивную норму о том, что «временно, сроком на восемь лет со дня вступления в силу настоящего Закона, запрещается вывоз за пределы таможенной территории Украины в таможенном режиме экспорта древесины топливной (товарная позиция 4401 согласно УКТВЭД ) ». Однако, из текста проекта непонятно, какой же вид ответственности за нарушение указанного предписания о вывозе за пределы таможенной территории Украины в таможенном режиме экспорта древесины топливной (товарная позиция 4401 согласно УКТВЭД).
Поскольку, в соответствии со статьей 8 Конституции Украины в Украине признается и действует принцип верховенства права. При этом одним из основных фундаментальных элементов этого принципа является юридическое определенность, согласно которой юридические нормы должны быть четкими, ясными и недвусмысленными, поскольку иное не может обеспечить их единообразное применение и не исключает неограниченности трактовки в правоприменительной практике. Следовательно, неопределенность в законе не дает фактической возможности наказать его нарушителей!
Напомню, что Европейский суд по правам человека неоднократно подчеркивал, что законы должны соответствовать установленному Конвенцией о защите прав человека и основных свобод стандарта, который требует достаточно четкого формулирования правовых норм в тексте нормативно-правовых актов. В частности, «... Закон должен быть доступным для заинтересованных лиц и сложившимся с достаточной точностью для того, чтобы предоставить им возможность регулировать свое поведение чтобы быть способными - при необходимости, при соответствующей консультации - предвидеть в той мере, что является разумной при соответствующих обстоятельствах, последствия, которые может повлечь за собой его действие » (решение по делу «Веренцов против Украины, 11 апреля 2013 года).
Кому же выгодна такая ситуация? С одной стороны, она выгодна контрабандистам, которых после вступление в силу закона будет весьма проблематично привлечь к какой-либо ответственности и они спокойно смогут продавать лес за рубеж. С другой стороны, ограничения на внутренние лесозаготовки поможет отечественным олигархам стать еще богаче и спокойно рубить лес, формируя на него цену на внутреннем рынке. Среди таковых можно вспомнить господина Юрушева и его "Украинскую Холдинговую Лесопильную Компанию» и господина Косюка, также активно интересующегося лесом.
А кому она не выгодна? А невыгодна она многим:
производителям мебели, которые теперь будут вынуждены покупать более дорогое сырье;
покупателям мебели, так как цена на нее повысится;
лесхозам, которые уже с 2015 года не имею возможности вести лесопосадки, так как денег на это нет и не предвидится, да и бороться с незаконной вырубкой они не смогут, так как… непонятно на основании чего это делать, ведь нормы закона об ответственности – сильно размыты и даже если браконьера задержать… то суд его отпустит практически сразу;
украинским гражданам, поскольку «лысеющие» Карпаты и Полесье это ухудшение экологии и риски разрушения зданий и инфраструктуры.
А что же ЕС? А ЕС как раз получит возможность, за счет роста цен на лесоматериалы внутри Украины, больше продавать нам своей продукции. Почему-то, многие уверены, что у нас «пилится много леса», ну так разочарую мифологистов: в 2016 году в Швеции было заготовлено 73,3 млн куб.м. древесины, в Финляндии – 57 млн., в Украине же намного меньше – 16,4 млн. При этом вышеуказанные скандинавские страны не жалуются на экологические проблемы, наоборот, они являются образцом для всего мира. Вопрос не в объемах заготовок, вопрос в том, как используются ресурсы и как государство следит за восстановлением лесов.
Украина должна осознать, как эффективно использовать тот ресурс, подаренный ей природой и не пытаться заработать на всем сразу, необдуманно запрещая одно и разрешая другое.
Я надеюсь, что Президент обратит внимание на этот вопрос, наложив вето на законопроект. А Верховная Рада, в конце-концов, начнет принимать законы. Необходимые для развития страны, а не обогащения отдельных олигархов. Впрочем, возможно это и наивные ожидания…
0 коммент.:
Дописати коментар