Всемирный фонд дикой природы (WWF) и Гринпис призывают установить ясный правовой статус лесов, растущих на землях сельскохозяйственного назначения. Совместное заявление двух наших организаций по этому поводу подписано и опубликовано 10 декабря 2018 года. Ниже приводится его текст.
Ссылка на заявление с подписями в формате PDF:
О необходимости установления ясного правового статуса лесов, растущих на землях сельскохозяйственного назначения
О необходимости установления ясного правового статуса лесов, растущих на землях сельскохозяйственного назначения
Совместное заявление WWF России и Гринпис
Леса, растущие на землях сельскохозяйственного назначения, представляют собой одну из самых важных во многих отношениях категорий лесов России. Как правило, они расположены на плодородных землях в районах с наиболее благоприятным для растениеводства климатом (именно такие в историческом прошлом в первую очередь осваивались для развития сельского хозяйства) - поэтому они более, чем другие леса, подходят для интенсивного лесовыращивания. Чаще всего эти леса располагаются ближе всего к людям, вблизи сравнительно развитой транспортной инфраструктуры, и во многих случаях непосредственно граничат с сельскими населенными пунктами. Ведение интенсивного лесного хозяйства в этих лесах создаст дополнительные рабочие места и возможности для социально-экономического развития села. Для многих жителей сельских населенных пунктов и некрупных городов именно такие леса формируют благоприятную окружающую среду. Большинство таких лесов требует особого внимания с точки зрения обеспечения пожарной безопасности - поскольку главным источником огня в лесах является человек, и именно в самых близких к нему лесах риск возникновения пожаров наиболее высок. Однако, действующее российское лесное и смежное законодательство не признает за этими лесами права на существование. По закону их как бы нет, никто не отвечает за их охрану, в том числе от пожаров, а собственники земельных участков за сам факт существования на их землях таких лесов могут быть подвергнуты крупным штрафам (до 700 тыс. руб.) и принудительному изъятию участка.
Отсутствие правовой возможности вести в этих лесах полноценное лесное хозяйство является одним из важнейших препятствий для социально-экономического развития сельских территорий, особенно в Нечерноземье. Угрозы штрафов и изъятия земель сельскохозяйственного назначения за наличие на них не предусмотренного законом леса вынуждает собственников этот лес уничтожать, чаще всего самым простым и дешевым способом - выжиганием, что служит одной из важнейших причин пожаров на природных территориях России. Пустующие брошенные земли и пожары существенно снижают способность природных территорий к поглощению углекислого газа и накоплению связанного углерода. В целом из-за отсутствия правового статуса у лесов, растущих на землях сельскохозяйственного назначения, наша страна теряет один из важнейших ресурсов для сельского развития, для повышения качества окружающей природной среды, и для противодействия антропогенным изменениям климата. Перспективные направления развития сельских территорий - лесное фермерство, агролесоводство - оказываются заблокированными из-за отсутствия правовой возможности выращивать и использовать леса на землях сельхозназначения.
Площади таких лесов весьма велики, и в совокупности составляют около ста миллионов гектаров, или около десяти процентов от всех лесов России. При этом на такие леса приходится до 25% от общего прироста древесины в лесах, пригодных для ведения интенсивного лесного хозяйства.
1 сентября 2013 года Президент Российской Федерации поручил Правительству Российской Федерации обеспечить внесение в законодательство изменений, предусматривающих установление особенностей использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, не относящихся к землям лесного фонда (поручение Пр-2039, п.1.б), установив срок исполнения 1 января 2014 года. Это поручение до настоящего времени остается невыполненным.
20 июля 2018 года Правительство Российской Федерации поручило Минэкономразвития, Минсельхозу и Минприроды России представить до 10 октября 2018 года предложения по внесению в законодательство изменений, предусматривающих механизм упрощенного порядка перевода в земли лесного фонда покрытых лесной растительностью земель сельскохозяйственного назначения, дальнейшее использование которых для нужд сельского хозяйства нецелесообразно (резолюция № ДМ-П9-31пр). Информация о выполнении этого поручения в открытых источниках пока отсутствует.
В целом по состоянию на декабрь 2018 года проблема лесов на землях сельскохозяйственного назначения остается нерешенной, сколько-нибудь ясного правового статуса у этих лесов нет, возможность на законных основаниях вести в них продуктивное лесное хозяйство отсутствует, охрана от пожаров, вредителей, болезней и лесонарушений законодательством не предусматривается.
В связи с этим мы считаем необходимым:
1. Внести в действующее законодательство изменения, устанавливающие правовой статус лесов на землях сельскохозяйственного назначения (особенности использования, охраны, защиты и воспроизводства этих лесов), и разрешающие использовать эту категорию земель для ведения лесного хозяйства, в том числе лесного фермерства и плантационного лесовыращивания.
2. Разработать и утвердить упрощенный порядок перевода в земли лесного фонда участков леса на землях сельскохозяйственного назначения, но применять его только в случае, если законных собственников у таких участков нет.
Мы считаем недопустимой подмену выполнения поручения Президента РФ (от 1 сентября 2013 года Пр-2039, п.1.б) только разработкой упрощенного порядка перевода этих лесов в земли лесного фонда. Даже самый простой порядок такого перевода в большинстве случаев неизбежно потребует сложных и дорогих шагов, связанных с кадастровым учетом покрытых лесом участков и сменой собственника. Если перевод в земли лесного фонда останется единственным способом придания ясного правового статуса лесам на землях сельскохозяйственного назначения - решение проблемы этих лесов может растянуться на десятилетия.
Н.М. Шматков, директор Лесной программы WWF России
А.Ю. Ярошенко, руководитель лесного отдела ОМННО "Совет Гринпис"
10 декабря 2018 г.
***
umonkey
Откуда:Себежский р-н, Псковская обл., Россия
Переводить заросшую сельхозку в лесной фонд нельзя. Если у сельхозки нет собственника -- это плохо, но перевод в лесной фонд делает так, что он уже никогда не появится. Это приведёт к ситуации, когда деревни вымирают, зарастают, а восстановить их нельзя -- сельским хозяйством заниматься негде. В заголовке сказано про статус лесов, а по факту речь о выводе земель из сельхозоборота. Ухаживать за лесами при этом вряд ли станут лучше. Такой вариант приведёт к дополнительному негативу в адрес Гринпис и WWF со стороны простых людей.
На мой взгляд нужно другое решение, категорию трогать нельзя. Как верно замечено, леса на сельхозке -- это особо плодородные территории, особо ценные. Нельзя изымать их из использования. Может стоит ввести отдельный ВРИ, что заодно даст возможность выращивать частные леса. Может просто явное требование восстанавливать лес на муниципальных или федеральных землях. По меньшей мере нужен хотя бы буфер вокруг сельских населённых пунктов, не меньше 1 км ОЗУ согласно лесоустроительной инструкции.
Защита леса от пожаров вообще непонятно каким образом привязана к категории земли.
http://forestforum.ru/viewtopic.php?f=9&t=22997&sid=2a9702511051e18eb8efb175a47f5bb6
О необходимости установления ясного правового статуса лесов, растущих на землях сельскохозяйственного назначения
О необходимости установления ясного правового статуса лесов, растущих на землях сельскохозяйственного назначения
Совместное заявление WWF России и Гринпис
Леса, растущие на землях сельскохозяйственного назначения, представляют собой одну из самых важных во многих отношениях категорий лесов России. Как правило, они расположены на плодородных землях в районах с наиболее благоприятным для растениеводства климатом (именно такие в историческом прошлом в первую очередь осваивались для развития сельского хозяйства) - поэтому они более, чем другие леса, подходят для интенсивного лесовыращивания. Чаще всего эти леса располагаются ближе всего к людям, вблизи сравнительно развитой транспортной инфраструктуры, и во многих случаях непосредственно граничат с сельскими населенными пунктами. Ведение интенсивного лесного хозяйства в этих лесах создаст дополнительные рабочие места и возможности для социально-экономического развития села. Для многих жителей сельских населенных пунктов и некрупных городов именно такие леса формируют благоприятную окружающую среду. Большинство таких лесов требует особого внимания с точки зрения обеспечения пожарной безопасности - поскольку главным источником огня в лесах является человек, и именно в самых близких к нему лесах риск возникновения пожаров наиболее высок. Однако, действующее российское лесное и смежное законодательство не признает за этими лесами права на существование. По закону их как бы нет, никто не отвечает за их охрану, в том числе от пожаров, а собственники земельных участков за сам факт существования на их землях таких лесов могут быть подвергнуты крупным штрафам (до 700 тыс. руб.) и принудительному изъятию участка.
Отсутствие правовой возможности вести в этих лесах полноценное лесное хозяйство является одним из важнейших препятствий для социально-экономического развития сельских территорий, особенно в Нечерноземье. Угрозы штрафов и изъятия земель сельскохозяйственного назначения за наличие на них не предусмотренного законом леса вынуждает собственников этот лес уничтожать, чаще всего самым простым и дешевым способом - выжиганием, что служит одной из важнейших причин пожаров на природных территориях России. Пустующие брошенные земли и пожары существенно снижают способность природных территорий к поглощению углекислого газа и накоплению связанного углерода. В целом из-за отсутствия правового статуса у лесов, растущих на землях сельскохозяйственного назначения, наша страна теряет один из важнейших ресурсов для сельского развития, для повышения качества окружающей природной среды, и для противодействия антропогенным изменениям климата. Перспективные направления развития сельских территорий - лесное фермерство, агролесоводство - оказываются заблокированными из-за отсутствия правовой возможности выращивать и использовать леса на землях сельхозназначения.
Площади таких лесов весьма велики, и в совокупности составляют около ста миллионов гектаров, или около десяти процентов от всех лесов России. При этом на такие леса приходится до 25% от общего прироста древесины в лесах, пригодных для ведения интенсивного лесного хозяйства.
1 сентября 2013 года Президент Российской Федерации поручил Правительству Российской Федерации обеспечить внесение в законодательство изменений, предусматривающих установление особенностей использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, не относящихся к землям лесного фонда (поручение Пр-2039, п.1.б), установив срок исполнения 1 января 2014 года. Это поручение до настоящего времени остается невыполненным.
20 июля 2018 года Правительство Российской Федерации поручило Минэкономразвития, Минсельхозу и Минприроды России представить до 10 октября 2018 года предложения по внесению в законодательство изменений, предусматривающих механизм упрощенного порядка перевода в земли лесного фонда покрытых лесной растительностью земель сельскохозяйственного назначения, дальнейшее использование которых для нужд сельского хозяйства нецелесообразно (резолюция № ДМ-П9-31пр). Информация о выполнении этого поручения в открытых источниках пока отсутствует.
В целом по состоянию на декабрь 2018 года проблема лесов на землях сельскохозяйственного назначения остается нерешенной, сколько-нибудь ясного правового статуса у этих лесов нет, возможность на законных основаниях вести в них продуктивное лесное хозяйство отсутствует, охрана от пожаров, вредителей, болезней и лесонарушений законодательством не предусматривается.
В связи с этим мы считаем необходимым:
1. Внести в действующее законодательство изменения, устанавливающие правовой статус лесов на землях сельскохозяйственного назначения (особенности использования, охраны, защиты и воспроизводства этих лесов), и разрешающие использовать эту категорию земель для ведения лесного хозяйства, в том числе лесного фермерства и плантационного лесовыращивания.
2. Разработать и утвердить упрощенный порядок перевода в земли лесного фонда участков леса на землях сельскохозяйственного назначения, но применять его только в случае, если законных собственников у таких участков нет.
Мы считаем недопустимой подмену выполнения поручения Президента РФ (от 1 сентября 2013 года Пр-2039, п.1.б) только разработкой упрощенного порядка перевода этих лесов в земли лесного фонда. Даже самый простой порядок такого перевода в большинстве случаев неизбежно потребует сложных и дорогих шагов, связанных с кадастровым учетом покрытых лесом участков и сменой собственника. Если перевод в земли лесного фонда останется единственным способом придания ясного правового статуса лесам на землях сельскохозяйственного назначения - решение проблемы этих лесов может растянуться на десятилетия.
Н.М. Шматков, директор Лесной программы WWF России
А.Ю. Ярошенко, руководитель лесного отдела ОМННО "Совет Гринпис"
10 декабря 2018 г.
***
umonkey
Откуда:Себежский р-н, Псковская обл., Россия
Переводить заросшую сельхозку в лесной фонд нельзя. Если у сельхозки нет собственника -- это плохо, но перевод в лесной фонд делает так, что он уже никогда не появится. Это приведёт к ситуации, когда деревни вымирают, зарастают, а восстановить их нельзя -- сельским хозяйством заниматься негде. В заголовке сказано про статус лесов, а по факту речь о выводе земель из сельхозоборота. Ухаживать за лесами при этом вряд ли станут лучше. Такой вариант приведёт к дополнительному негативу в адрес Гринпис и WWF со стороны простых людей.
На мой взгляд нужно другое решение, категорию трогать нельзя. Как верно замечено, леса на сельхозке -- это особо плодородные территории, особо ценные. Нельзя изымать их из использования. Может стоит ввести отдельный ВРИ, что заодно даст возможность выращивать частные леса. Может просто явное требование восстанавливать лес на муниципальных или федеральных землях. По меньшей мере нужен хотя бы буфер вокруг сельских населённых пунктов, не меньше 1 км ОЗУ согласно лесоустроительной инструкции.
Защита леса от пожаров вообще непонятно каким образом привязана к категории земли.
http://forestforum.ru/viewtopic.php?f=9&t=22997&sid=2a9702511051e18eb8efb175a47f5bb6
0 коммент.:
Дописати коментар