План законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2019 год
Минсельхоз России уже разместил на специализированном сайте для обсуждения проектов правовых актов информацию о начале размещения этого законопроекта - пока, правда, без самого проекта и вообще без какой-либо осмысленной информации о нем.
О внесении изменений в Федеральный закон Об обороте земель сельскохозяйственного назначения
При действующем земельном и смежном законодательстве это очень опасная затея - она может привести к большим потерям лесов и массовым пожарным катастрофам, особенно в Нечерноземье. В настоящее время признаки неиспользования земель сельскохозяйственного назначения определяются постановлением Правительства РФ от 23 апреля 2012 г. № 369. Согласно этому постановлению, неиспользуемым должен считаться участок земель сельскохозяйственного назначения, числящийся пашней, если более 15% его площади покрыто лесом, или числящийся иными видами сельскохозяйственных угодий, если более 30% его площади покрыто лесом.
Постановление Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. № 369
Общая площадь лесов, растущих на землях сельскохозяйственного назначения, составляет в России, оценочно, около ста миллионов гектаров (это примерно одна десятая часть от всех лесов нашей страны), из которых по меньшей мере шестьдесят миллионов гектаров приходится на леса, выросшие на заброшенных в течение нескольких последних десятилетий сельскохозяйственных угодьях. Еще около сорока миллионов гектаров представлено бывшими колхозными и совхозными лесами, правовой статус которых сейчас весьма условен (номинально они могут быть включены в границы лесничеств, но на кадастровый учет поставлены как земли сельхозназначения или не поставлены никак). Доля лесов, растущих на землях сельскохозяйственного назначения, особенно велика в регионах юга нечерноземной зоны - в некоторых районах она может составлять больше половины от общей площади лесов.
Действующее сейчас законодательство не позволяет лесам (кроме специальных защитных лесных насаждений) существовать на землях сельскохозяйственного назначения. За сам факт существования такого леса на собственника земельного участка может быть наложен штраф в размере до семисот тысяч рублей, а сам участок может быть изъят без всякой компенсации - причем не только та его часть, на которой непосредственно растет лес, а весь. И это отнюдь не гипотетическая угроза: таким штрафам ежегодно подвергаются в России примерно шесть-семь тысяч владельцев земель сельскохозяйственного назначения. Федеральным законом от 27 декабря 2018 года № 538-ФЗ в Лесной кодекс РФ внесены изменения, допускающие с 1 июля 2019 года существование лесов на землях сельхозназначения - но пока продолжает действовать статья 78 Земельного кодекса РФ, прямо запрещающую использование этих земель для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, на расстоянии до тридцати километров от любых населенных пунктов (т.е. практически везде в населенной и транспортно освоенной части страны). Как реально будут работать новые положения Лесного кодекса - станет ясно, когда Правительство РФ подготовит предусмотренный им подзаконный акт по этим лесам (пока нет даже проекта этого акта).
Закон о защитных и сельских лесах: глупость и надежда в одной упаковке
В абсолютном большинстве случаев бывшие сельхозугодья зарастают лесом и не используются для производства сельскохозяйственной продукции не по какому-либо злому умыслу или небрежению владельцев, а потому, что вести на них сельское хозяйство стало совершенно невыгодно, или просто некому (огромные сельские территории нашей страны или уже заброшены, остались без трудоспособного населения, или забрасываются сейчас - поэтому обрабатывать, особенно в Нечерноземье, получается лишь ограниченные участки лучших земель). Многие заросшие лесом бывшие сельхозземли могли бы использоваться для интенсивного лесного хозяйства, требующего в разы меньшего числа рабочих рук, чем земледелие, но законы этого не позволяют, и государство в целом не поддерживает. Вместо того, чтобы выращивать лес, потребность в котором с течением времени только растет и который мог бы давать людям дополнительные рабочие места и средства к существованию, владельцы земельных участков, опасаясь репрессий (штрафов и изъятия земель), всеми силами избавляются от древесной растительности. А самым простым и дешевым способом избавления от нее является выжигание - во многом именно по этой причине обширные сельские территории Нечерноземья в нашей стране каждый год так катастрофически горят.
Травяной пал на заброшенных сельхозземлях в Смоленской области. Автор фотографии - Мария Васильева
Если наши законодатели вместо того, чтобы поддержать развитие лесного хозяйства на безнадежно заброшенных сельскохозяйственных землях, примут закон, упрощающий изъятие таких земель - это вынудит собственников еще более интенсивно избавляться от лесов на таких землях, а значит - больше и чаще эти земли выжигать. Развитию сельского хозяйства это не поможет, поскольку законы экономики и социологии законодатели отменить не в силах: если в сельских районах нет условий для достойной жизни людей - люди будут оттуда бежать, особенно экономически активные, способные на продуктивный труд. И чем больше будет у чиновников возможностей глумиться над этими экономически активными людьми, в том числе изымая у них земельные участки - тем быстрее будут забрасываться людьми малые населенные пункты и целые сельские районы.
Надо будет внимательно следить за этим разрабатываемым законопроектом, и приложить все силы к тому, чтобы он не стал дополнительным препятствием для ведения правильного лесного хозяйства или плантационного лесовыращивания на заброшенных землях сельскохозяйственного назначения, непригодных для ведения сельского хозяйства в современных социально-экономических условиях.
0 коммент.:
Дописати коментар