5.1. Лесная политика и методы ее реализации
Лесная политика – это комплекс действий, направленных на обеспечение охраны, воспроизводства и эффективного, сбалансированного использования всех ресурсов, полезных свойств и иных ценностей леса, необходимых цивилизации в настоящее время и в будущем. Необходимым условием ее успешной реализации является наличие системы управления лесами и лесным сектором экономики на международном и национальном уровнях. Для каждого уровня характерны специфические цели и инструменты, используемые для их достижения.Цели международной лесной политики глобальны, – для их достижения требуются согласованные усилия многих государств. Главные из них:
- способствовать сохранению и восстановлению лесных ресурсов земли в количественном и качественном отношении с целью предотвращения климатических бедствий и сохранения биоразнообразия планеты;
- обеспечить условия для экологически и экономически эффективного перераспределения лесных ресурсов между лесными и малолесными странами;
- содействовать интеграции государств, с целью согласованного решения крупных региональных проблем, связанных с лесами.
- сертификацию – как средство международного воздействия на уровень национального лесоуправления, через международную торговлю лесопродукцией; направленное на создание условий при которых невыгодно вести “плохое” лесное хозяйство;
- критерии и индикаторы устойчивого лесоуправления –как инструмент для объективной оценки национального лесоуправления и его соответствия международным критериям;
- мониторинг – как систему глобального и объективного контроля за состоянием и динамикой лесов;
- модельные леса – как достойный подражания пример устойчивого управления, стремящегося к достижению конечных целей, через изучение позиций всех заинтересованных лиц и поиск разумных компромиссов между различными интересами.
- законодательство (в широком смысле);
- планирование;
- организационная структура, обеспечивающая достижение сформулированных целей и защиту национальных интересов.
5.2. Реалии жизни государства и лесная политика
Классические цели национальной лесной политики прямо вытекают из значения леса для жизни общества (рис. 5.1). Они делятся на экологические, ресурсно-экономические и социальные. Очевидно, что все функции леса взаимозависимы: они вытекают одна из другой, дополняют друг друга, меняются в пространстве и времени. Очевидно и то, что резкое возрастание значимости одной из функций, может ограничивать другие, приводя к конфликтам. Государство и общество являются той средой в которой реализуется лесная политика. Блоки факторов по которым принято характеризовать состояние этой среды совпадают с основными целями лесной политики. Однако существует еще один мощный комплексный фактор, который не вписывается в трехмерную схему. Это общегосударственная политика, которая является отражением общественного сознания, которое в свою очередь в значительной мере зависит от исторических традиций народа и политической воли лидеров государства.В 20 веке территория Украины входила в состав разных государств, экономика и политика которых базировались на разных формах собственности и, как следствие, резко различались. Естественно, – изменения общегосударственной политики отражались на лесной политике и состоянии лесов государства. История лесного хозяйства Украины может преподать много уроков, особенно ценных в период реформирования государства.
Во времена Российской империи на территории Украины преобладали частные леса(около 70%). Государство практически не вмешивалось в деятельность частных лесовладельцев, сосредоточив свое внимание на ведении хозяйства в лесах казны. Результаты :
- катастрофическое уменьшение общей площади лесов, за счет бесконтрольной вырубки частных лесных массивов. Во второй половине 19 начале 20 века лесная площадь равнинной части Украины уменьшилась более, чем на 2 млн.га ;
- значительные доходы казны за счет экономически эффективного ведения хозяйства в государственных лесах. В 1898 году средняя прибыль бюджета с одного гектара государственных лесов Киевской губернии составляла 8 руб.
В годы революции, гражданской войны и интервенции (1917-1921)на первый план выдвинулось социальное значение лесов. Для обогрева жителей крупных городов было необходимо огромное количество дров. И они были заготовлены, причем в насаждениях непосредственно примыкающих к крупным городам и абсолютно бесплатно. Экологическое и экономическое значение лесов в той ситуации в расчет не принималось и это вполне объяснимо. Результаты:
- тысячи спасенных жизней ;
- установление нового общественного строя, базирующегося на приоритете общегосударственной собственности (широко известно высказывание Ленина о том, что «леса спасли революцию»);
- сегодняшнее преобладание 70-90 летних насаждений в зеленых зонах многих украинских городов. Эти леса, в значительной мере, возникли на месте концентрированных вырубок после революционного пятилетия.
Поучительна лесная политика, проводимая правительством УССР в период НЭПА (1924 –1929). Ее суть сводилась к распространению рыночных методов хозяйствования, использовавшихся в казенных лесах до революции, на все леса государственного значения, площадь которых после национализации частных земельных владений, значительно увеличилась. Лесная политика того периода базировалось на равнозначности всех функций лесов. Результат:
- соблюдение норм лесопользования;
- получение значительной прибыли от ведения лесного хозяйства (средняя прибыль с гектара лесной площади в 1928/1929 году достигла 10,1 рублей.
Для понимания нынешней ситуации наиболее важен период 60-90-х годов. Проводимая в это время лесная политика базировалась на :
- необходимости скорейшего восстановления ресурсного потенциала лесов Украины;
- приоритете эколого-социальных функций леса;
- единой централизованной системе управления и хозяйствования;
- планово-распределительной системе реализации основного объема заготавливаемой древесины
- сметно-бюджетной системе финансирования лесохозяйственных работ;
- не ограниченной возможности удовлетворения потребностей Украины в древесине за счет других регионов СССР.
- значительно увеличились площадь ( с 1956 года на 2418 га) и общий запас (в два раза) лесов, а как следствие и лесистость территории (до 15,6 %);
- возросла площадь особо охраняемых лесов, увеличилось количество разного рода ограничений на лесопользование и иную лесохозяйственную деятельность;
- мощное развитие получила деревообрабатывающая промышленность.
Приведенных примеров достаточно, что бы убедиться в том, что
лесная политика – категория динамичная, прямо зависящая от общегосударственной политики и (1) экологических (2), ресурсно-экономических (3) и социальных (4) реалий жизни государства.
Очевидно, что определяя приоритеты лесной политики Украины на современном этапе, необходимо четко представлять основные условия ее реализации, главные из которых сводятся к следующему:
- Общегосударственная политика. В ходе выборов и референдумов последнего года, народ Украины окончательно выбрал стратегический путь своего развития. Его ориентиры, – суверенитет, демократия, рыночная экономика.
- Ресурсно-экономические факторы.
2.2. Украина была, есть и будет страной, крайне не однородной по географическим и лесоресурсным условиям. Общая малолесность Украины определяется наличием в ее составе 8 степных областей, на территории которых лес явление интразональное, редкое (лесистость до 5%) и не может иметь значимого экономического значения. Другие регионы имеют совсем иные условия лесообеспеченности. Лес и связанные с ним виды деятельности играют в их жизни заметную (Лесостепь), значительную (Полесье) и весьма значительную (Карпаты) экономическую роль;
2.3. В ходе массового лесовосстановления и лесоразведения на Украине в основном ориентировались на хвойные породы, – сосну в равнинной части и ель в Карпатском регионе. Это привело к значительному росту доли хвойных монокультур в породной структуре лесов. Насаждения данной категории характеризуются низкой устойчивостью к неблагоприятным условиям среды, вредителям и болезням;
2.4. Наметилась тенденция к ухудшению качества спелых и приспевающих лесов, особенно твердолиственных. Это проявляется в снижении средних запасов и процента выхода деловой древесины при главных рубках, а также возрастании доли рубок, связанных с ухудшениям состояния насаждений (санитарных, лесовосстановительных), в общем объеме лесопользования;
2.5. Все леса Украины являются собственностью государства. Основная их часть находится в постоянном пользовании предприятий ГКЛХ (66,1%) и многочисленных сельскохозяйственных предприятий. Количественные и качественные характеристики лесов сельскохозяйственных предприятий в целом значительно хуже, что объясняется как объективными причинами (худшие условия произрастания, значительная фрагментация, меньший возраст), так и более низким уровнем ведения лесного хозяйства. В связи с приватизацией земель и реорганизацией значительной части коллективных и государственных сельскохозяйственных предприятий, дальнейшая судьба лесов, находившихся в их постоянном пользовании, не определена;
2.6. В ходе реформ 90-х годов, сопровождавшихся общим системным кризисом, значительно изменились экономические условия работы лесохозяйственных предприятий. Главные изменения сводятся к следующему:
- предприятия получили право собственности на заготавливаемую в ходе главного пользования древесину и возможность свободной реализации ее на внешнем и внутреннем рынках;
- значительно уменьшились и продолжают уменьшаться размеры бюджетного финансирования лесного хозяйства;
- в связи с приватизацией и последующим фактическим банкротством значительной части предприятий, потребляющих и перерабатывающих древесину, на внутреннем рынке резко упал платежеспособный спрос на круглый лес и продукцию его первичной переработки, изменилась структура внутреннего потребления древесины. В целом современный деревоперерабатывающий комплекс Украины следует оценить, как мало развитый и крайне несбалансированный, прежде всего из-за отсутствия мощностей по переработке маломерной и низкокачественной древесины;
- резко выросли объемы и экономическая значимость экспорта древесины и продуктов ее первичной переработки (прежде всего пиломатериалов).
- Экологические факторы.
3.2. Структура украинских лесов является следствием истории их эксплуатации и восстановления. Она далека от естественной, что проявляется в значительной фрагментации лесных массивов, высокой доле насаждений искусственного (45,6 %) и порослевого (18,7 %) происхождения, упрощении породного состава, снижении общего биоразнообразия лесов, не равномерном распределением древостоев по возрасту.
3.3. Естественная устойчивость значительной части лесов понижена, что проявляется в прогрессирующем ухудшении их состояния. В последние десятилетия значительно вырос ущерб, нанесенный лесному хозяйству пожарами, ветровалами, вредителями и болезнями.
3.4. Огромная экологическая (защитная) роль украинских лесов общеизвестна. Ее поддержание и усиление на протяжении последних десятилетий является основным приоритетом государственной лесной политики Украины. Практические проявления этого:
- Высокая (более 10%) и постоянно растущая доля заповедников, национальных парков и других особо охраняемых территорий в общей площади лесов; в последние годы существенно возросли темпы заповедания лесов. Экономический спад содействует облегчению процедуры выделения новых объектов ПЗФ. Чрезмерное выделение новых особо охраняемых территорий начинает отрицательно сказываться на ресурсно-экономическом потенциале лесного хозяйства.
- Высокий процент лесов экономическое использование которых существенно ограничено (запрещены рубки главного пользования, лесовосстановительные рубки приурочены к моменту естественного распада древостоев);
- Социальные факторы
4.2. В условиях кризиса выросла значимость лесного хозяйства, как отрасли способной сохранить рабочие места в сельской местности, где проблемы трудоустройства наиболее остры. Лесной сектор в целом имеет значительный потенциал для расширение трудового рынка, прежде всего за счет роста занятости в области переработки древесины;
4.3. На фоне резкого снижения уровня жизни значительной части населения выросло значение леса, как источника топлива и продуктов питания. Одновременно усилилась не законная эксплуатация лесных ресурсов (самовольные рубки, захваты территории, браконьерство);
4.3. Наблюдается увеличение интереса общества к вопросам, связанным с лесом, лесным хозяйством. Однако уровень его информированности в целом не высок;
4.4. Значительная часть профессиональных работников лесного хозяйства сформировалась в условиях планово-распределительной экономики и остается приверженной ранее сложившимся оценкам и стереотипам. Системы подготовки и переподготовки кадров, а также издательская работа, ориентированные на потребности лесного сектора остаются слабо развитыми.
В условиях командно-административной экономики основные цели и принципы лесной политики формировались централизованно, исходя из возможностей и интересов СССР в целом. Региональные особенности учитывались, но не достаточно. В явном виде лесная политика не формулировалась. Отдельные ее положения были приведены в различных законах и ведомственных нормативах. Данный подход унаследован Украиной, действующее законодательство которой в основном сформировано на основе советского права.
В большинстве стран Европы, в том числе и пост социалистических, принято формулировать лесную политику в явном виде. Ее цели и пути их реализации вырабатываются на основе достигнутого консенсуса между всеми заинтересованными лицами, – государственными учреждениями разного профиля, частными и неправительственными организациями. Процесс выработки лесной политики должен быть открытым и прозрачным. Подготовленный документ принимается Парламентом и служит ориентиром при разработке всех иных законов и положений регулирующих лесные отношения. Данный подход предельно демократичен и позволяет избежать ситуации, в которой ведомственные региональные и частные интересы имеют фактический приоритет над интересами общественными и государственными.
На последнем этапе формирования лесного законодательства Украины, полезно использовать опыт разработки национальной лесной политики, накопленный европейскими государствами.
5.3. Приоритеты лесной политики
5.3.1. Стратегические приоритеты
Украина принадлежит к семейству европейских государств и присоединилась к процессу разработки общих целей и принципов ведения хозяйства в лесах Европы (Хельсинский процесс), направленных на неистощительное лесопользование, сохранение и восстановление биоразнообразия лесных экосистем. В этой связи стратегические цели ее национальной лесной политики в целом должны незначительно отличаться от целей сформулированных в международных соглашениях, касающихся устойчивого развития, рационального использования и охраны лесов. В самом общем виде стратегические приоритеты лесного хозяйства Украины могут быть представлены следующим образом.- Расширенное воспроизводство лесных ресурсов в количественном и качественном (стоимостном) выражении.
- Увеличение площади лесов. Наиболее успешно может осуществляться за счет облесения неиспользованных сельскохозяйственных земель Лесостепной и Полесской зоны. Целесообразность создания новых лесов в Степной зоне требует дополнительного изучения и обоснования, прежде всего в связи с возрастанием засушливости климата и изменением гидрологических условий в регионе. Необходимо четко определить источник финансирования работ по созданию новых лесов;
- Реконструкция лесов с целью приведения их породного состава в соответствие с условиями произрастания. Основным препятствием на пути расширения работ по реконструкции является отсутствие средств и возможности сбыта низкокачественной древесины, получаемой в ходе их проведения;
- Повышение продуктивности и качества (стоимости) лесов за счет рационального ведения лесного хозяйства. Прежде всего, необходимо повышение эффективности ухода за лесом и обеспечение своевременной рубки спелых насаждений (до момента резкого падения их прироста и прогрессирующего ухудшения качества древесины).
- Сохранение и восстановление биоразнообразия лесов, поддержание их стабильности и жизнеспособности.
- Рациональный, экологически и экономически обоснованный подход к формированию сети особо охраняемых лесных территорий и введению ограничений на лесохозяйственную деятельность;
- Широкомасштабное внедрение в практику экологически ориентированных методов лесовосстановления, лесопользования и лесовыращивания;
- Организацию непрерывного и эффективного контроля за состоянием лесов;
- Совершенствование системы охраны лесов от пожаров, защиты от вредителей и болезней.
- Рациональное, комплексное и постоянное использование лесных ресурсов.
- Переориентировать лесное хозяйство с одно-целевой (сырьевой или защитной) модели на экологически, экономически и социально сбалансированную модель многоцелевого лесопользования;
- Внести соответствующие изменения в практику планирования и организации лесопользования;
- Добиться быстрого и сбалансированного развития деревообрабатывающего комплекса страны, который должен обеспечить спрос на весь объем выращиваемой древесины.
- Обеспечение эффективного выполнения лесными экосистемами защитных и социальных функций.
- Рост экономической эффективности использования лесных ресурсов, достижение рентабельности лесного хозяйства в целом, обеспечение благоприятных условий для развития деревообрабатывающей промышленности.
Пути достижения указанной цели базируются на принципах рыночной экономики и свободной конкуренции. Среди них: обеспечение равных условий развития для предприятий всех форм собственности; укрепление стабильности рынка круглого леса; увеличение местных объемов переработки; повышение стоимости экспортируемых товаров; совершенствование методов учета круглого леса и лесопродукции, а также стандартов определения сортности; обеспечение доступности информации о лесных ресурсах, возможных объемах заготовки круглого леса, экспорте и импорте лесопродукции.
5.3.2. Проблемы и приоритеты переходного периода
Текущие проблемы лесного сектора экономики Украины можно разделить на 4 группы.- Правовые проблемы
- Действующее законодательство и подзаконные акты в недостаточной степени учитывают особенности рыночной экономики в лесном секторе. Вопросы собственности и пути приватизации, налогообложение, аренда, система учёта и финансирования нуждаются в совершенствовании;
- Госкомлесхоз Украины совмещает в себе функции контроля, управления, разработки нормативных актов, что с учётом хозяйственной и коммерческой деятельности лесхозов противоречит антимонопольным принципам;
- В лесном и природоохранном законодательстве недостаточно учтены региональные особенности (отличия);
- Не в полной мере обеспечено практическое выполнение международных соглашений по устойчивому лесоуправлению.
- Лесоводственно-экологические проблемы
- Оптимизация лесопользования включает увеличение % использования прироста, рост удельного веса постепенных и выборочных рубок;
- Внедрение ландшафтно-водосборных принципов при планировании и ведении лесного хозяйства; внедрение рубок переформирования и совершенствования лесовосстановительных рубок, формирования разновозрастных, смешанных многоярусных древостоев;
- Постепенный отказ от технологий на использование тяжелой техники и наносящих значительный урон природе, обеспечение выполнения всех лесоводственных требований при заготовках древесины;
- Охрана лесов от пожаров, защита от вредителей и болезней, формирование устойчивых лесов;
- Система отбора, охраны и хозяйственных мероприятий в лесах природозаповедного фонда;
- Ведение лесного хозяйства на территориях загрязненных радионуклидами и промышленными выбросами.
- Экономические проблемы
- Обеспечение стабильного, достаточного и целесообразного финансирования лесного хозяйства. Изменение системы планирования, которая слишком централизована, затратная и мало приспособлена к рыночным условиям хозяйствования;
- Необходимо создать условия для долгосрочных инвестиций, строительства дорог, приобретения техники, оборудования, создания инфраструктуры.
- Непредвиденность законодательства (особенно налогового и природоохранного) выступает как отдельная экономическая проблема. Существующая система контроля чрезмерно фискальная и направлена на неадекватно тяжёлое наказание лесопользователя;
- Формирование рынка оптовой и розничной торговли лесом, системы подрядов на проведение лесохозяйственных работ и заготовки продуктов леса.
- Социальные проблемы
- Тяжёлая социальная ситуация в регионах и населенных пунктах, где основу экономики составляли предприятия лесного и деревообрабатывающего комплексов;
- Несовершенный механизм согласования управленческих решений с местным населением, неразвитость общественных экологических организаций;
- Низкая степень доверия к структурам власти, высокий правовой нигилизм в современном украинском обществе;
- Тенденции придавать экономическому успеху первостепенное значение, отторжение экологических ограничений, если они мешают росту личного благосостояния;
- Рост числа и объемов самовольных рубок, проявления теневой экономики, случаи коррупции.
Цели лесной политики переходного периода направлены на формирование юридических, организационных и экономических условий устойчивого управления лесами. В целом они ориентированы на усиление роли законодательства и рыночной экономики в сфере лесных отношений и должны быть достигнуты за относительно короткий промежуток времени (5-10 лет). К числу приоритетов переходного периода следует отнести:
- Решение проблем собственности на леса и производственные мощности, задействованные в лесном секторе экономики;
- Достижение оптимальной и стабильной организационной структуры органов государственного управления и хозяйствования;
- Эффективное разграничение полномочий государства по управлению и хозяйствованию;
- Разработка и законодательное закрепление правил, определяющих принципы и нормы ведения лесного хозяйства, обеспечивающих достижение стратегических целей национальной лесной политики;
- Обеспечение управляемости процессов, происходящих в лесном секторе экономики. На международном уровне достигнуто понимание того, что страны с переходной экономикой на пути к рынку не могут копировать исторический опыт ныне развитых государств, становление капитализма в которых сопровождалось массовым истреблением лесов. В этой связи важно в переходный период сохранить, использовать и развивать лучшие стороны социалистической экономики, к числу которых относится планирование и контроль.
https://www.openforest.org.ua/113442/
0 коммент.:
Дописати коментар