Проблемы с экологией – новый вызов для всего человечества. Углекислый газ, огромные мусорные полигоны, исчезновение лесов и обмеление рек – всё это происходит не где-то далеко, как пожар в Нотр-Даме, а здесь, буквально за окном, и касается каждого в России. О том, как искоренить эти проблемы, к чему они уже привели и можно ли всё решить запретами и штрафами мы поговорили с Русланом Яворским, основателем благотворительного фонда «Save The Planet».
– Руслан, с этого года в России вступил в силу Закон о раздельном сборе мусора. Видите ли вы какие-то положительные подвижки?
– Сегодня не так уж и много компаний, которые действительно занимаются раздельным сбором мусора. Много организаций пытается на этом зарабатывать, но результат плачевный. Всё потому, что бизнес остерегается больших вложений. Поэтому необходима государственная поддержка по раздельному сбору и переработке отходов, а не просто строительство мусоросжигательных заводов, как это делают сейчас. Это не решение вопроса. Решение вопроса – это тогда когда у людей будет сформировано другое отношение к окружающему миру.
Наши бабушки и родители ничего не знали про экологию и нас соответственно тоже научили жить без понимания того, как нужно к ней относиться. В итоге человек превратился в обособленный организм, который думает, что внешний фактор и экология на него никак не влияет. Но это не так. Сейчас нужно создавать школы и вводить уроки не о сухих цифрах, как в биологии и географии, мол, столько-то видов животных, столько океанов. А учить тому, как со всем этим взаимодействовать. Если бы научили детей новому восприятию, то и отношение бы поменялось. Нужно чтобы ребёнок опирался не понятие, что это хорош, а это плохо, а на своё сердце. И тогда уже каждый станет выкидывать обёртку в мусорку не потому, что ему сказали, что это хорошо, а потому что он чувствует сердцем, что совершает правильный поступок.
– Но дети всё равно часто повторяют за взрослыми?
– Это потому что уже создалась привычка. Детям будет намного интересней, если они сами будут воспроизводить какие-то понятия, нежели станут за кем-то повторять. Но такого опыта очень мало.
– Назовите главные экологические проблемы России?
– Прежде всего, повсеместная вырубка лесов. По моим данным порядка 30% лесов безвозвратно потеряны, потому как заново высаженные леса попросту не успевают вырастать.
Как это остановить? Сократить использование леса в тех, случаях, когда в этом нет необходимости. Мы пользуемся древесиной в таких элементарных вещах, как допустим, настил для грузовых машин во время ремонта дорог. Или обкладка досками труб или траншей. Для этих целей уже давно можно использовать другие «не одноразовые» материалы. Всё это можно делать из мусора, перерабатывая упаковку. Бизнес находит разное применение этому – кто-то изготавливает материалы для строительства заборов, а некоторые спортивные бренды, как Nike, делают футболки из пластиковых бутылок.
Также большая проблема с водоёмами – порядка трети рек и ручьёв исчезли. Проблема кроется в сливах, которые заиляют дно рек и забивают родники. Из-за этого постепенно мелеют Волга и Дон. Государственный контроль в этой сфере есть, но он недостаточный. Максимум, что грозит предприятиям, которые сливают отходы в реку – штраф. Заплатив деньги, такие предприятия по-прежнему продолжают своё грязное дело – им дешевле заплатить, чем перестраивать производство. Плюс никто не проводит береговых рейдов, не проверяет домохозяйства и т.д.
– Какая обстановка с загрязнением воздуха? Если взять, к примеру, Москву с убитой экологией, к чему это всё может привести в долгосрочной перспективе?
– К болезням и катаклизмам. Большая проблема – автомобили с двигателями внутреннего сгорания. Дело не только в углекислом газе, но и в выбросах несгоревших нефтепродуктов через выхлопную трубу, которые потом после мойки асфальта и дождей стекают в ливнёвую канализацию. А с учётом того, что вода, попавшая туда, не проходит очистку, то это снова всё оказывается в почве и реке. Сюда же и история про реагенты, которые смываются в ливнёвку, после чего растёт уровень соли в реках.
– Электротранспорт поможет решить эту проблему?
– Безусловно, но лишь отчасти. Главный сдерживающий фактор для развития личного электротранспорта – нехватка электрозаправочных станций (ЭЗС). Если в Москве их ещё можно встретить, то съездить на электромобиле, куда-нибудь загород уже не получится – попросту не найдёте возможность зарядить авто. Тут без стимулирования от государства тоже не обойтись – сам по себе бизнес не очень охотно включается в этот процесс.
– Вы говорили о том, что корень проблем в отношении людей к экологии. Как его изменить?
– Действительно, заставлять решать экологические проблемы нынешний бизнес – довольно проблематичное и не самое эффективное занятие. Можно только перевоспитать отношение к проблеме, создать новый тренд в обществе. Суть его заключается в том, чтобы человек осознанно подходил к своему месту и роли в экосистеме.
Мы это делаем с помощью нашего благотворительного фонда «Save the Planet». Наша цель – развивать созидательную модель поведения человека в повседневной жизни, когда человек несёт пользу себе, природе и всему окружающему. Делаем это через массовые мероприятия и создание так называемых «школ осознанности». Это будет дополнительное образование, где детей будут учить взаимодействовать с природой. В планах открыть такую школу в одном из крупнейших городских парков в ЦПКиО Горького или на ВДНХ. А далее уже хотим распространить этот опыт на всю Россию и другие страны. В первую очередь в Китай, где отношение к природе не самое ответственное.
17 апреля 2019, 19:23 [«Аргументы Недели», Сергей ГРИНЁВ ]
0 коммент.:
Дописати коментар