01 травня 2019
Площадь лесных пожаров в России каждый год растёт
В Забайкалье горит лес. В регионе объявлен режим ЧС, президент Путин проводит совещание по ситуации с пожарами, Следственный комитет возбуждает десятки уголовных дел. Такими же словами этот текст мог начинаться и в прошлом году, и в позапрошлом, и пять лет назад. Леса в России горят ежегодно, и каждый раз всё сильнее. И снова возбуждаются уголовные дела, проводятся совещания, но леса всё равно горят и будут гореть.
По данным ФБУ «Авиа лесоохрана», по состоянию на конец прошлой недели особый противопожарный режим был введён уже в 25 регионах страны. Помимо Забайкальского края леса горят в Хабаровском и Красноярском краях, Псковской и Иркутской областях, Республике Бурятия. И это при том, что ещё далеко не везде весна проявила себя в полную силу.
Попробуйте угадать, в каких регионах лесные пожары происходили в прошлом году. Правильно, всё те же Забайкальский край, Амурская и Иркутская области, а также Красноярский край. Из года в год ситуация повторяется как под копирку, разве что площадь пожаров увеличивается.
Кажется, что пройдёт ещё немного времени и ответ на вопрос о том, когда в России перестанут гореть леса, станет очевидным. Когда все сгорят. Кстати, ждать осталось совсем недолго. По оценкам экспертов, нехватка лесных ресурсов наступит уже через 15 лет.
Официальные поджигатели
Причиной подавляющего большинства лесных пожаров (более 97%) являются поджоги. Правда, здесь следует сделать важное пояснение. Есть так называемые профилактические выжигания – этакие «специальные», контролируемые поджоги. Они проводятся для того, чтобы не допустить распространения пожаров.
Сама идея профилактических выжиганий, если они проводятся под жёстким контролем, не так уж и плоха и применяется во многих странах мира. Беда только в том, что в России профвыжигания последние 20 лет проводят абы как. «В 1999 году Федеральная служба лесного хозяйства установила жёсткие правила, по которым проводились профвыжигания. Но через год служба была ликвидирована, а с ней перестали действовать и правила. Сейчас Рослесхоз готовит новые правила», – говорит руководитель лесного отдела российского отделения Greenpeace Алексей Ярошенко.
Ну а пока правил нет, в регионах ежегодно выжигают сотни тысяч (!) гектаров леса. Грустная ирония заключается в том, что зачастую именно эти выжигания и являются причиной возникновения уже неконтролируемых пожаров. «В лесных планах регионов были заложены огромные площади, которые надо было профилактически сжечь для обеспечения безопасности, – рассказывает руководитель противопожарного отдела Greenpeace России Григорий Куксин. – Мало того, что климатический след от сжигания на таких площадях очень заметен. Это создаёт опасное для людей задымление».
К тому же, по словам Куксина, нередко оказывалось так, что леса в регионах выжигали исключительно ради выполнения плана по профилактике возгораний. В итоге приходилось тушить уже настоящие пожары.
В прошлом году в Greenpeace составили карту пожаров в четырёх регионах Сибири и Дальнего Востока. Одним из регионов, попавших на карту, было горящее ныне Забайкалье, не менее интенсивно пылавшее и в прошлом сезоне. Оказалось, что многие пожары лесники устроили себе сами. «Мы сравнили данные космоснимков и информацию о профилактических выжиганиях и поняли, что как минимум в Забайкалье и Амурской области существует пространственная связь между пожарами и профвыжиганиями, – говорит Алексей Ярошенко. – То есть места возникновения значительной части крупнейших пожаров находятся рядом с теми местами, где проводились выжигания».
Неудивительно, что при такой, мягко говоря, беспорядочной политике «лесных» властей граждане тоже не отказываются от выжигания травы.
И ещё один немаловажный момент: практика показывает, что очень часто пожары используются как способ скрыть незаконные вырубки. Проплешины, сделанные «лесной мафией», слишком заметны. А так кинул спичку – и всё, следы преступления уничтожены.
«Горелая» статистика
Ещё одна проблема заключается в том, что в России на сегодня даже не существует сколько-нибудь правдивой государственной статистики о количестве выгоревших лесов. Оно и понятно: зачастую в регионах просто скрывают масштабы пожаров. Причём в данном случае отсутствие цифр – это не проблема гласности и открытости. Нет статистики – нет чёткого контроля и алгоритма принятия решений о необходимости тушения пожаров на труднодоступных территориях. Поясним: существуют так называемые зоны контроля лесных пожаров. Это такие территории, где пожары официально разрешено не тушить, поскольку затраты на их тушение превосходят сумму потенциального ущерба. Но это в идеале. По факту же в зоны контроля могут попасть практически любые территории. Например, как писала «Наша Версия» в прошлом году (№ 26 от 09.07.2018), в министерстве лесного хозяйства Красноярского края решили не тушить 13 пожаров на площади 4 тыс. гектаров.
По официальной статистике, каждый год в нашей стране сгорает до 3 млн гектаров леса. Экспертные данные превосходят подсчёты чиновников в несколько раз – 10 млн гектаров. Но и те и другие сходятся в одном: площадь пожаров год от года увеличивается. И никаких подвижек к тому, чтобы исправить ситуацию, до сих пор так и нет.
Не так давно в Счётной палате констатировали неэффективность государственной политики в области лесных отношений. Так, как отмечают в СП, за период с 2013 по 2017 год состояние отечественного лесного фонда сильно ухудшилось. Объём незаконно срубленной древесины увеличился в 1,45 раза, составив 1,6 млн кубических метров. Ущерб от незаконных рубок вырос в 1,24 раза, составив 11,3 млрд рублей.
Но больше всего леса страдают из-за пожаров. Площадь погибших лесных насаждений в 2013–2017 годах выросла в 3,2 раза: с 541,8 тыс. гектаров до 1756,1 тыс. гектаров. Заметим, что от лесных пожаров страдают даже леса заповедников, национальных парков и особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Казалось бы, где как не в таких местах о лесе должны проявлять какую-то особую заботу. Между тем с началом пожароопасного сезона текущего года на территориях заповедников уже пострадало 27 тыс. гектаров леса, сообщает Минприроды. В министерстве отмечают, что основная причина возгораний – «переход огня с сопредельных территорий, в том числе вследствие неконтролируемых палов сухой растительности».
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
В этом году чиновники наконец-то решили озаботиться написанием правил для профилактических выжиганий леса. Документ, которого ждали без малого 20 лет, недавно был вывешен на сайте Минприроды для общественного обсуждения.
Впрочем, эксперты признают, что пока что документ получился очень сырым. Например, в нём вообще никак не прописано, что требуется делать с лесами охраняемых территорий, лесами, находящимися в ведении Минобороны.
В результате новый документ, сколь бы хорош он ни был, затрагивает только земли лесного фонда, продолжая тем самым порочную традицию межведомственной рассогласованности.
Хотя рациональное зерно в документе всё же есть. Он определяет предельно допустимую площадь профвыжиганий – не более 2 гектаров. Причём выжигания может проводить только группа пожарных со специальной техникой, при этом участок должен быть опахан по всему периметру или окружён минерализованными полосами.
«Мы видим, что с этим документом вполне можно работать. Конечно, он нуждается в дополнительных правках, – констатирует Григорий Куксин. – Это уже проект документа, который по крайней мере точно обеспечит необходимость контроля и прозрачность этих мероприятий. То есть будет понятно, кто проводит выжигания по определённому плану, по довольно жёстким требованиям, кто персонально за них отвечает».
Кстати, власти некоторых регионов, похоже, осознали всю порочность тактики выжигания, решив от неё отказаться вовсе, не дожидаясь принятия законодательных ограничений. Так поступили, например, в Амурской области.
01.05.2019
Источник: “https://kompromat.top/ploshhad-lesnyx-pozharov-v-rossii-kazhdyj-god-rastyot/”
http://prokurorska-pravda.today/video/item/307328-ploschad-lesnyh-pozharov-v-rossii-kazhdyy-god-rastet
0 коммент.:
Дописати коментар