28 травня 2019

Как Рослесхоз и Авиалесоохрана нарушают Конституцию РФ и закон о государственной тайне

Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии. Согласно статье 7 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5485-1 "О государственной тайне", не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях.

Важнейшей частью информации о состоянии окружающей среды, в том числе о чрезвычайных происшествиях и стихийных бедствиях, угрожающих безопасности и здоровью граждан, является информация о лесных пожарах. Основная часть этой информации, собираемой органами государственной власти с мест или получаемой на основе данных дистанционного мониторинга, содержится в отраслевой системе дистанционного мониторинга лесных пожаров ИСДМ-Рослесхоз. Вся информация, содержащаяся в этой системе, получается за бюджетные деньги, и не содержит ничего, что можно было бы классифицировать как коммерческую тайну. Отнесению к государственной тайне и засекречиванию эта информация, как минимум в части, непосредственно касающейся лесных пожаров, не подлежит согласно вышеупомянутой статье 7 закона "О государственной тайне".

До недавнего времени информация о лесных пожарах, содержащаяся в системе ИСДМ-Рослесхоз, была доступна отдельной категории граждан Российской Федерации - зарегистрированным и подтвержденным в специальном порядке пользователям портала государственных услуг. Очевидно, что это уже было нарушением Конституции: она не дает каких-то особых прав подтвержденным пользователям портала госуслуг, и вообще не делит граждан России на "более равных" и "менее равных" по какому угодно признаку. Предоставление доступа к информации о лесных пожарах только какой-то одной категории российских граждан было чистым произволом со стороны Рослесхоза.

Ситуация изменилась 21 мая 2019 года. По какой-то пока неизвестной причине, видимо - из-за технического сбоя в системе ИСДМ-Рослесхоз, был закрыт доступ к этой системе и для подтвержденных в установленном порядке пользователей портала государственных услуг. Теперь при попытке войти в систему пользователь получает вот такое сообщение - и это продолжается уже неделю:




Таким образом, информация о лесных пожарах, содержащаяся в системе ИСДМ-Рослесхоз (оператором которой является подведомственное Рослесхозу ФБУ "Авиалесоохрана"), теперь недоступна ни для кого, кроме специально авторизованных пользователей, в индивидуальном порядке получивших права доступа к этой системе (а это в основном должностные лица органов управления лесами и подведомственных им организаций). Обычные граждане и общественные организации теперь никаким образом, даже пройдя сложные процедуры регистрации и подтверждения своих личностей на портале государственных услуг, получить доступ к этой информации не могут.

Рослесхоз, конечно, заинтересован в том, чтобы у граждан и независимых от него организаций доступа к ИСДМ не было. Сравнение сведений о лесных пожарах, содержащихся в системе ИСДМ-Рослесхоз и в официальных сводках по лесным пожарам, публикуемых ФБУ "Авиалесоохрана", слишком наглядно показывает, что полной, достоверной и непротиворечивой информации о масштабах лесных пожаров и причиняемом ими ущербе у органов государственной власти, отвечающих за леса, попросту нет.

Шесть лет назад по итогам заседания президиума Государственного совета, состоявшегося 11 апреля 2013 года в Улан-Удэ, Президентом РФ было дано поручение Правительству РФ (Пр-1037, п.1.г) "обеспечить достоверный статистический учет площади лесных и нелесных земель, пройденных лесными пожарами, с применением данных федеральной информационной системы дистанционного мониторинга" со сроком исполнения 1 сентября 2013 года. Несмотря на то, что в соответствии с этим поручений в действующее лесное законодательство были внесены значительные изменения, направленные на обеспечение более достоверного учета лесных пожаров, в полной мере проблему лесопожарной лжи (искажения или сокрытия сведений о реальных масштабах лесных пожаров и связанных с ними угрозах) решить пока не удалось. Например:

согласно сводке "Сведения о лесопожарной обстановке на территории субъектов РФ на 20.05.2019", размещенной на сайте ФБУ "Авиалесоохрана", в период с 1 января по 19 мая 2019 включительно в России произошло 5286 лесных пожаров общей площадью 929303,4 га;

согласно форме 4-ИСДМ системе дистанционного мониторинга лесных пожаров ИСДМ-Рослесхоз (оператором которой также является ФБУ "Авиалесоохрана"), за тот же период в России произошло 20967 лесных пожаров общей площадью 5611606 га.

Таким образом, данные оперативной сводки, основывающейся на информации региональных диспетчерских служб, отличаются от данных дистанционного мониторинга пожаров по количеству пожаров - в четыре раза, по площади - в шесть раз. Отчасти эта разница объясняется разными подходами к дистанционному и бюрократическому учету лесных пожаров, но в любом случае настолько противоречивая информация о масштабах лесных пожаров является крайне ненадежной основой для принятия адекватных управленческих решений.

Однако, как бы Рослесхозу ни хотелось скрыть от граждан России эти проблемы - Конституцию надо уважать. Поэтому необходимо, как минимум, как можно быстрее восстановить доступ к системе ИСДМ-Рослесхоз зарегистрированных и подтвержденных пользователей портала государственных услуг, а в дальнейшем - устранить неконституционное разделение граждан на "подтвержденных" и "неподтвержденных", и открыть информацию о лесных пожарах для всех.

0 коммент.:

Дописати коментар