29 грудня 2019

Песня о лесе

Дубравы и березняки Мордовии — ​за нацпроект «Экология»

Мордовия — благодатный край… Фото: Вячеслав Новиков / Столица С

Вячеслав Новиков

«Берегите лес от пожара!», «Берегите природу — ​мать вашу!». Призывы, знакомые всем. Но не всякий человек прислушивается, не каждый приглядывается. Свиньи всех возрастов и обоего пола высаживаются на полянках, жгут костры, устраивают пикники и оставляют после себя все, что не удалось съесть. Неужели, если уж вы приехали на машинах, вам, козлам, трудно собрать мусор в пакеты и вывезти до контейнера? Как прекратить безобразие? Спасут, наверное, лишь огромные штрафы. На совесть надежды мало. Зайдите вглубь городских парков — ​под каждым деревом банки, бутылки и пакеты от чипсов. Заверните к лесным озерам вдали от города — ​то же самое. И это еще полбеды. От ваших костров и брошенных окурков горит лес. Выгорает порой гектарами, уносит жизни зверей, птиц, лягушек и букашек. Не жалко разве? Особенно в жаркие летние поры, когда сухая трава моментально вспыхивает и огонь начинает жрать все вокруг. Как достучаться до несознательных? Вбивать гвоздь в голову? Привязывать за ноги к согнутым березам и отпускать на волю провидения? Защемлять руки в расщелине и оставлять на съедение гнусу? Нет ответа.

Лес — ​воздух, жизнь. Пожары, хищная вырубка и разная тля способны начисто уничтожить все наши ресурсы, если в какой-то миг не опомнимся. Совсем иное дело войти в нетронутый лес, подышать соснами под Краснослободском, нарезать опят в старошайговском осиннике, набрать горсть земляники неподалеку от Зубовой Поляны, там, где озеро Инерка в нижнем течении реки Вад. А по темниковскому бору ходил на богомолье флотовождь Ушаков. Не бросал, наверное, самокрутку в сухую траву, не оставлял после привала железные банки из-под тушенки. Пластика в те поры, слава Богу, не было. А в ардатовских перелесках бродил Степан Эрьзя, всматривался в коряги, с нежностью трогал кору вековых лип, отдыхал на пенечке. А сколько груздей в кочкуровском березняке и в наши дни! Сколько птиц ладят гнезда, сколько зверей рыскают, скрываясь от нас за листвой. И мы будем самые распоследние преступники, если не сохраним леса, превратим в мертвую гарь.

А думают ли об этом на самом верху? Скорее всего, да. И даже выдумали национальный проект «Экология», в котором имеется специальный пункт «Реализация мер по восстановлению и разведению не менее 50 % лесов по отношению к площади вырубленных и погибших лесных насаждений». Говорят, за 6 лет в России появятся 24 новые особо охраняемые природные территории общей площадью 5 миллионов гектаров, 11 специальных программ позволят увеличить популяции редких видов животных.

Особое внимание уделяется развитию экотуризма. Если в 2018 году заповедники и национальные парки посетили менее 3,6 миллиона человек, то в 2024-м их число должно возрасти до 7,9 миллиона. В программе, между прочим, участвуют 91 охранно-природная зона Мордовии и два местных заповедника. Их сохранение — ​важнейшая задача, ведь чистая природа необходима человечеству для элементарного выживания. Нужно бережно относиться к лесным территориям. В 2018-м в стране восстановили чуть более 60 % вырубленных и погибших лесов. К концу 2024-го этот показатель, по обещаниям, будет доведен до 100 %. При этом ущерб от лесных пожаров сократится почти втрое. Нашей республике на восстановление лесов будет выделено 343 миллиона рублей! Специализированные пожарные будут оснащены техникой на 87 %. Организации, выполняющие мероприятия по воспроизводству лесов, — ​на 100 %.

«В 2019 году работы по воспроизводству лесов на землях лесного фонда республики проводились в рамках регионального проекта «Сохранение лесов», — ​говорит начальник отдела охраны и защиты лесов Минлесхоза РМ Евгений Чешуин. — ​Мероприятия осуществлялись силами 20 арендаторов лесных участков, использующих леса для заготовки древесины, и 19 исполнителей государственных контрактов по воспроизводству лесов. Объем выполненного воспроизводства лесов в текущем году составил 1407 гектаров, или 100 % от планового объема. Воспроизводство лесов проводилось путем искусственного лесовосстановления — ​посадкой лесных культур на площади 674 гектара и путем проведения работ по содействию естественному возобновлению леса на площади 733 гектара. На долю арендаторов лесных участков из общего выполненного объема приходится 78 % (1102 гектара), в том числе путем искусственного лесовосстановления — ​57 % (395 гектаров). По результатам проведенной осенней инвентаризации лесных культур и мер содействия естественному лесовосстановлению в текущем году переведено в покрытые лесом земли 2030 гектаров. Погибло лесных культур 119 гектаров, в том числе по причине лесных пожаров 2019 года — ​100 гектаров. В лесных участках, пострадавших от пожаров, уже в текущем году проведена расчистка и подготовка почвы под посадку лесных культур в 2020-м. В соответствии с региональным проектом «Сохранение лесов» в 2020 году Минлесхоз Мордовии планирует провести воспроизводство лесов на площади более 1,5 тысячи гектаров».

А сколько деревьев губится при постройке торговых центров, заправок и иных радостей человечества. Не успеешь моргнуть одним глазом, а здоровенный кусок парка, где ты когда-то гулял с младенцем и кормил синиц, уже расчищают бульдозеры, уже растут этажи сетевых магазинов. Как же так-то? Два года назад Президент России Владимир Путин отмечал, что одним из приоритетов Российского государства и правительства на ближайшие годы станет развитие инфраструктуры, а значит, надо чувствовать грань, умело балансировать — ​и экономически развивать страну, и сохранять экологию. В случае реализации инфраструктурных проектов необходимо проводить компенсационные посадки деревьев.

«Мы с вами знаем, такая проблема возникает всегда и везде: между защитой экологии, защитой природы и развитием, — ​твердо говорил Путин. — ​Всегда нужно искать золотую середину. У нас принято уже решение в этой сфере, согласно которому в случае реализации тех или иных промышленных и инфраструктурных проектов, и если это связано с вырубкой лесов, необходимо осуществить так называемую высадку лесов. То есть столько нужно высадить деревьев, сколько было срублено в ходе реализации промышленного или инфраструктурного проекта. Вот если мы так будем подходить к решению проблем развития и сохранения природы, мне кажется, мы будем на верном пути!»

А посмотрите, какой красотой расцвел заповедник Смидовича! С каким желанием едут туда гости со всей республики и со всех соседних областей! Какие выросли домики на кордонах, какая чистота в каждом квадрате. Мы ездили на снегоходах по замерзшим рекам, видели сотни заячьих и беличьих следов, читали по этим следам, как рысь шла за зайцем, встречали косуль, и они, вздрогнув, убегали от нас туда, где потише. Мы бродили с экологическим методистом Владимиром Ивановичем Никитенковым по национальному парку «Смольный», искали грибы, вынимали диковинные растения из Митряшки — ​лесного озера, а он все рассказывал о любимых своих местах, все водил по тайным полянам. Мы заезжали на боевой «Ниве» в самый дремучий угол, и оттуда доносился вой волка, треск валежника от лосиных копыт.

Минувшим летом пожары не тронули этот богатый край, обошли стороной. Спасибо сотрудникам — ​не допустили огонь, приняли все меры. Но в прошлом возгорание на площади в 1,23 гектара все же случилось. А в 2010-м гибельный огневой вихрь пронесся по национальному парку со страшной силой — ​полыхало больше 300 гектаров! Сейчас на месте горельников лес восстановлен на площади 132 гектара. Так говорит руководитель филиала «Национальный парк «Смольный ФГБУ «Заповедная Мордовия» Евгений Артюх. «В 2018–2019 годах активно создавалась лесная инфраструктура, — ​уверяет Евгений Сергеевич, — ​обустраивались места отдыха, беседки вдоль дорог. Были введены в действие такие пункты отдыха, как «Маевка», «Митряшки», «Алатырь», «Чайка», «Чугуновский кордон», «Горьковский кордон», «Кузолей», «Ташкинский кордон», «Журавлиха», обустроены 7 родников».

От одних названий поет сердце и радуется душа. «Журавлиха» — ​ах, что за имя! Наверняка безмятежное, райское место. И таких мест по Мордовии достаточно. Наша задача — ​почистить и уберечь их для следующих поколений. «Мы планируем продолжать развитие лесной инфраструктуры, — ​продолжает Евгений Артюх. — ​Будем привлекать посетителей в национальный парк. С начала года по 1 ноября у нас побывали 8195 человек».

Да и как не побывать в «Смольном»? В «Смольном» не бывал — ​красоты не видал! Здесь липняки соседствуют с дубравами, березовые леса переходят в осинники. Здесь можно встретить жимолость и куманику. А знаете, что такое кукушкин лен? Мы, например, не знали, пока не встретились с его нежностью в чащах «Смольного». В оврагах старались не примять таволгу, любовались черной ольхой в долине Алатыря. Однажды нас напугал тетерев, нежданно выскочивший из-под ног, а мы за это спугнули серую цаплю, высматривающую на болоте лягушек. Она поднялась над лесом, посмотрела сверху презрительно и даже ничего не сказала.

Министерство лесного хозяйства Мордовии сделает все возможное, лесные жители выйдут нам на помощь, а пожары угаснут в грибных дождях. Над всей республикой просияет широкая радуга.

https://stolica-s.su/news/society/233468

0 коммент.:

Дописати коментар