Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг хода реализации мероприятий национального проекта «Экология», в том числе своевременности их финансового обеспечения, достижения целей и задач, контрольных точек, а также качества управления»
Было бы неплохо, если бы это было правдой. Конечно, и триста тысяч гектаров ежегодно гибнущих лесов (это примерно три Москвы в границах Московской кольцевой автодороги) - площадь большая, но в масштабах нашей огромной страны это всего лишь 0,03-0,04 процента в год от всех лесов. Однако, к сожалению, это неправда - приведенные в отчете Счетной палаты РФ данные о масштабах гибели лесов в нашей стране не имеют ничего общего с действительностью, реальные масштабы на порядок больше.
Вот, например, данные Мэрилендского университета и Global Forest Watch о потерях лесного покрова в России по годам за десять лет с 2009 по 2018 годы (ссылка):
По этим данным, потери лесов в России ("брутто", то есть без учета возобновления лесов, без разделения на потери безвозвратные и временные) за десятилетний период составили 40,1 млн. га.
Эта карта не позволяет разделить потери, связанные с рубками (лесопользованием) и с гибелью лесов. Однако, исходя из примерной среднегодовой площади сплошных рубок в нашей стране в миллион гектаров, можно примерно оценить площадь гибели лесов: тридцать миллионов гектаров за десятилетие, или в среднем - около трех миллионов гектаров за год.
А вот данные о площадях гибели лесов в России от пожаров из доклада С.А.Барталева и Н.В.Лукиной на заседании Совета РАН по космосу, прошедшем 11 декабря 2019 года (ссылка):
По этим данным, за то же самое десятилетие (с 2009 по 2018 гг. включительно) от пожаров в России погибло 28 миллионов гектаров лесов, или 2,8 млн. га в среднем за год.
В масштабах такой большой страны, как наша, с огромными площадями труднодоступных лесов, и при отсутствии актуальных хозяйственных данных об их состоянии, в оценке масштабов гибели лесов от пожаров и других бедствий остается полагаться в первую очередь на данные дистанционного мониторинга. И эти данные из двух совершенно независимых источников, полученных по разным методикам, говорят о том, что масштабы ежегодной гибели лесов от пожаров и других неблагоприятных факторов, не считая рубок, составляют в среднем около трех миллионов гектаров в год (а в 2019 году, по данным ИКИ и ЦЭПЛ - больше четырех миллионов гектаров).
Таким образом, данные о масштабах гибели лесов в нашей стране, используемые при оценке результатов национального проекта "Экология", занижены по меньшей мере в десять раз. А это значит, что и сами оценки этого национального проекта в части, касающейся лесов, совершенно неадекватны и не имеют никакого отношения к действительности.
0 коммент.:
Дописати коментар