ПІД ВИГЛЯДОМ БОРОТЬБИ З КОРУПЦІЄЮ

влада обвалила лісову галузь в Україні

ЛІС І РЕФОРМУВАННЯ

Державні ліси мають покривати свої видатки з власних доходів

Орест ФУРДИЧКО

Таємниці реформування "лісових відносин" в Україні

РЕФОРМАЦІЯ, ДЕГРАДАЦІЯ ЧИ ПРОФАНАЦІЯ?

Як Держлісагентство хоче реформувати лісову галузь

ЧИНОВНИКИ ПРОТИ ЛІСІВНИКІВ

Кому вигідний фінансовий саботаж лісгоспів?

14 лютого 2018

Уряд продовжив програму держпідтримки АПК до 2021 року

Фото: засідання Кабміну kmu.gov.ua)

Кабмін уточнив фінансування і терміни реалізації програми розвитку аграрного сектору

Кабінет міністрів України вніс зміни до концепції Державної цільової програми розвитку аграрного сектора економіки і продовжив її дію до 2021 року. Відповідне рішення є в розпорядженні РБК-Україна.

Зокрема, уряд уточнив структуру завдань і заходів концепції, їх фінансування та строки реалізації, а термін дії продовжили з 2020 до 2021 року.

Крім того, до зазначеного документа включили:
  • положення щодо забезпечення комплексного розвитку сільських територій за рахунок стимулювання розширення напрямків діяльності аграрного сектора економіки; 
  • заходи, спрямовані на забезпечення профілактики та ліквідації захворювання свиней на африканську чуму; 
  • заходи, спрямовані на підтримку лісової галузі, зокрема, щодо відтворення, охорони і захисту лісів, підвищення їх продуктивності, поліпшення якісного складу, збереження їх біорізноманіття 

Зміни дозволять створити організаційно-економічні умови для ефективного, соціально спрямованого розвитку аграрного сектора економіки.
Фото: розпорядження Кабміну щодо держпідтримки аграрного сектора

Нагадаємо, раніше повідомлялося, що Кабмін направив 2,5 млрд гривень на підтримку аграрного сектора, зокрема, на будівництво ферм і товарно-молочних комплексів.

У Комітеті з питань аграрної політики та земельних відносин відбулося виїзне засідання на тему: «Проблематика реформування лісового господарства України»


13 лютого 2018 року Комітет з питань аграрної політики та земельних відносин у Національному лісотехнічному університеті України (м. Львів) провів виїзне засідання на тему: «Проблематика реформування лісового господарства України».

У заході взяли участь народні депутати України, голови окремих облдержадміністрацій, заступник Міністра екології та природних ресурсів України Василь Полуйко, заступник Голови Державного агентства лісових ресурсів України Володимир Бондар, начальники обласних управлінь лісового та мисливського господарства, уповноважені представники Кабінету Міністрів України, провідних аграрних вузів, громадськості та науковці.

Учасники засідання відмітили, що ліси — це унікальне національне багатство України, стратегічний ресурс держави, екологічне і соціальне значення якого є пріоритетним.

Під час розгляду порушеного питання присутні обговорили проблеми, які притаманні сьогодні лісовій галузі України, зокрема, відсутність затверджених стратегічних документів з розвитку цієї галузі, відсутність належного фінансування заходів щодо розвитку лісового господарства, погіршення соціально-економічного стану сільських територій, різке збільшення незаконних рубок, погіршення санітарного стану лісів, недосконалу процедуру продажу необробленої деревини, а також шляхи вирішення зазначених проблем.

Також всі учасники засідання висловились щодо недопущення реалізації схваленої Кабінетом Міністрів України 15 листопада 2017 року Стратегії реформування лісового господарства України на період до 2022 року, якою, серед іншого, передбачається утворення нового суб’єкта господарювання в галузі лісового господарства, управління корпоративними правами якого здійснюватиме Кабінет Міністрів України, що вже було предметом розгляду на виїзному засіданні Комітету, проведеному у Національному університеті біоресурсів і природокористування України у грудні минулого року.

Народні депутати України наголосили на необхідності внесення змін до законодавчих актів, які сприятимуть розвитку лісового господарства України, зокрема, щодо створення державного лісового фонду, національної інвентаризації лісів, посилення охорони лісів, охорони тваринного світу.

За результатами обговорення Комітет прийняв рішення, яке буде направлено державним органам для відповідного реагування.

Комітет вдячний учасникам засідання за конструктивне обговорення порушеного питання та висловлені пропозиції щодо подальшого реформування лісової галузі.

13 лютого 2018, 18:00









http://komagropolit.rada.gov.ua/news/main_news/73350.html

Україна вперше увійшла до ради Глобального екологічного фонду




КИЇВ. 14 лютого. УНН. Україна вперше увійшла до ради Глобального екологічного фонду. Про це повідомляє прес-служба Міністерства соціальної політики України, передає УНН.

Так, Україна цьогоріч вперше представлятиме в ній інтереси так званого Сусідства, до якого входять 13 країн (Албанія, Болгарія, Боснія та Герцеговина, Хорватія, Грузія, Македонія, Молдова, Чорногорія, Польща, Румунія, Сербія та Україна).

"Це є підтвердженням міжнародної підтримки і визнанням нашими зарубіжними партнерами значних зрушень України в рамках діяльності Глобального екологічного фонду. Ми повинні не забувати, що Рада Фонду займається розробкою, затвердженням, переглядом та оцінкою політики щодо заходів, фінансованих ГЕФ, а також переглядом та затвердженням Робочої програми.

Вважаю, що це важливий момент для України", - заявив заступник Міністра екологіі та природних ресурсів України з питань євроінтеграції Микола Кузь.

Представлятиме Україну та Сусідство у Раді Глобального екологічного фонду начальник відділу міжнародного співробітництва Мінприроди Владислав Марушевський.

Нагадаємо, вчені вперше оцінили кількість вірусів, які циркулюють з вітром, і виявили, що ми знаходимося під постійним "вірусним дощем".
Джерело: УНН

У латвійських лісах гниє деревина на 1,5 млрд євро



Газета Dienas Bizness пише, що Латвія є багатою країною, інакше як пояснити той факт, що в її лісах гниє невикористана деревина на 1,5 млрд євро, зазначено на сайті delfi.lv

Про це свідчить європейська статистика щодо стану лісів за даними 2015 року, а також розрахунки професора Латвійського сільськогосподарського університету Дагніса Дубровскіса. Він зазначає, що за кількістю мертвої деревини на 1 гектар лісу Латвія знаходиться на третьому місці в Європейському союзі.

"А більше Латвії обсяги мертвої деревини тільки у Франції та Словаччини, якій вдалося нас" перевершити "тільки тому, що після сильної бурі 2004 року вона погодилася з вимогою друзів природи залишити на охоронюваних природних територіях повалені дерева, щоб вони гнили. В результаті Словаччини пізніше довелося боротися з навалою короїдів ", - каже Д.Дубровскіс. Наявні в лісах ресурси не можуть зберігатися вічно - якщо їх не використовувати, вони гинуть, не приносячи ніякої користі.

Деревина, що не використовується - це стратегічний резерв, частина якого може використовуватися в енергетиці, наприклад, у виробництві тріски для опалення, деревних гранул, а також як сировину для виготовлення плит.


LETA
За матеріалами сайту delfi.lv

Унаслідок січневих снігопадів на Смілянщині пошкоджено понад 450 га лісів



З 18 по 20 січня сніголам та снігопад, що пройшов Черкаською областю, не минув і ліси Смілянщини. Він зашкодив не тільки містам і селам, а й значній площі лісових масивів лісгоспу, інформує прес-служба Черкаського обласного лісового та мисливського господарства.

Упродовж 18-19 січня 2017 року висота снігового покриву значно збільшилася та за спостереженнями на ранок 18.01 становила 27 см, а на ранок 19.01 – 40 см. Небезпечне явище також проявило себе у вигляді налипання мокрого снігу на деревах, в результаті чого відбувався злам верхівок, стовбурів або окремих скелетних гілок, які не в змозі витримати ваги мокрого снігу.

Спеціалістами державного підприємсва “Смілянське лісове господарство” були проведені обстеження лісових насаджень лісгоспу, де відбулись сніголами. Пошкодження дерев виявили на площі близько на 350 га, а це 15-20 тис. куб. м деревини, яку необхідно в найкоротші строки прибрати з лісового масиву. Загалом же по лісгоспу пошкодження лісу виявили на загальній площі у 450 га.

14 ЛЮТОГО 2018, 07:37

Одной из причин незаконных санрубок в Иркутской области могут быть слишком тесные связи между хозяйственными и надзорными структурами

Ранее на Лесном форуме сообщалось сообщалось, что в ноябре 2017 года на сайте Министерства лесного комплекса Иркутской области были размещены акты лесопатологических обследований по Казачинско-Ленскому лесничеству - и, как выяснилось, значительная часть площади назначенных в соответствии с этими актами сплошных санитарных рубок попала в границы государственного природного заказника Туколонь (кварталы 275, 276, 301, 302 Новоселовской дачи Карамского участкового лесничества Казачинско-Ленского лесничества). Поскольку акты выглядели крайне подозрительно, а данные дистанционного мониторинга показывали, что в рубку назначены относительно слабо поврежденные пожаром участки - Гринпис обратился в Департамент лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу с просьбой о проведении проверки. Подробнее об этом можно прочитать здесь:

Несмотря на колоссальные площади брошенных горельников, Минлес Иркутской области пытается "санитарить" умеренно поврежденные огнем леса на ООПТ

На основании этого обращения Департамент назначил проверку, к участию в которой пригласили представителей Гринпис. На прошлой неделе эта проверка началась - были проверены некоторые участки из назначенных в рубку (в настоящее время проверка продолжается, уже без участия представителей Гринпис). Хотя проверка еще не закончена, уже выяснилось много интересных подробностей, отчасти объясняющих, почему в Иркутской области так вольно обращаются с санрубками, плюют на правила и никого особенно не боятся.

В ходе проверки обнаружилось, что одна из назначенных в заказнике сплошных санитарных рубок - в 302 квартале, несмотря на назначенную проверку, была начата и сейчас близится к завершению (работают санитары леса быстро - двумя харвестерами и двумя форвардерами). Эта рубка имеет признаки незаконной, поскольку в явном виде нарушает установленный режим заказника. Режим допускает проведение санрубок, но только при условии согласования с уполномоченным органом (таковым сейчас является служба по охране и использованию животного мира Иркутской области). Служба проведение этой сплошной санитарной рубки не согласовала; и даже если бы территория не была заказником, обоснованность назначения рубки вызывала и вызывает самые серьезные сомнения. Особый интерес представляет тот факт, что договор купли-продажи лесных насаждений был заключен еще до направления материалов на согласования в Службу (видимо, Министерство лесного комплекса изначально планировало рубить вне зависимости от результатов согласования).

Сомнения, возникшие при изучении актов лесопатологического обследования, относящихся к территории заказника, подтвердились: в рубку действительно отведены и назначены насаждения, умеренно пострадавшие от пожаров, слабее, чем некоторые соседние участки, на которых рубки назначены не были. Очевидно, что главный принцип, на основе которого решалась судьба того или иного конкретного участка леса - "ты виноват уж тем, что хочется мне кушать" (то есть выбирались участки, на которых можно заготовить большие объемы хозяйственно ценной древесины). Пожары на отведенных в рубку участках действительно были, но не настолько интенсивные, чтобы привести к гибели древостоев; на многих участках сохранились вполне жизнеспособные деревья ели (гораздо менее устойчивой к пожарам, чем преобладающие там сосна и лиственница), а местами даже жизнеспособный хвойный подрост. Участки, на которых по формальным основаниям требовалось назначение сплошных санрубок, были - но отнюдь не такой площади, которая была отведена в рубку; и в любом случае это были не самые пострадавшие от огня леса в округе.

Но в ходе проверки обнаружились не только конкретные нарушения законов и правил, относящиеся к нескольким конкретным санитарным рубкам в заказнике Туколонь, но и системная проблема в управлении лесами Иркутской области, которая может привести к еще многим таким нарушениям. Очевидно, что она и в прошлом приводила к подобным нарушениям - например, на днях прокуратура передала в суд дело по крупной необоснованной санитарной рубке в Усть-Удинском лесничестве Иркутской области (ссылка).

Эта системная проблема состоит в слишком тесной связи между хозяйствующими и контрольно-надзорными структурами, работающими в лесном секторе Иркутской области. В данном случае лесопатологические обследования проводились специалистами Центра защиты леса Иркутской области (филиала ФБУ "Рослесозащита"); акты утверждались Министерством лесного комплекса Иркутской области; рубки проводились и проводятся областным государственным автономным учреждением "Казачинско-Ленский лесхоз" (подведомственным Министерству лесного комплекса) в рамках госзадания и на основании договора купли-продажи лесных насаждений, заключенного с Казачинско-Ленским лесничеством (территориальным органом этого министерства). Центром защиты леса Иркутской области руководит В.Н.Шкода, который до этого дважды, в разные периоды времени, возглавлял Агентство лесного хозяйства Иркутской области, которое теперь стало Министерством лесного комплекса. В проведении проверки участвовали начальник отдела Центра защиты леса Иркутской области (фактически выполнявший роль главного специалиста-эксперта), лесопатолог, отводивший проверяемые лесосеки, и еще один сотрудник Рослесозащиты, а также представитель одного из лесничеств области (территориального органа все того же Министерства лесного комплекса) - итого четыре человека, представлявших организации, вовлеченнные в назначение проверяемых санрубок. Формально независимых штатных участников проверки было только двое: от Департамента лесного хозяйства и от Службы охраны и использования животного мира по Иркутской области (то есть треть от штатных участников проверки). Двое представителей Гринпис участвовали внештатно - в официальный состав комиссии они включены не были.

Конечно, есть шанс, что в данном конкретном случае итоговое решение будет честным и объективным - чувствуется, что у руководства Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу заинтересованность в этом есть. Но это специфический случай: он уже стал предметом пристального внимания со стороны Гринпис, и, весьма возможно, станет предметом не менее пристального внимания со стороны органов прокуратуры (все необходимые для этого материалы туда уже направлены). Такое внимание связано с тем, что рубки назначены и проводятся в границах особо охраняемой природной территории, причем весьма крупной и ценной. А какое количество таких рубок остается незамеченным - можно только гадать; но это явно не единичные случаи.

Вот так выглядят участки леса, отведенные в сплошную санитарную рубку (фотографии не лучшего качества, поскольку во время обследования было темно и холодно - минус сорок):














Проведенная санрубка:




Штабеля древесины - некоторая примесь погибших деревьев есть, но в основном это бревна из живых деревьев, без признаков сильного повреждения огнем, усыхания, синей гнили и ходов стволовых вредителей (такого же качества древесина была погружена в отбывавшие с делянки лесовозы):







Пора, видимо, вводить новую классификацию санрубок (в зависимости от доли выборки):
  • сплошная санрубка;
  • условно-сплошная санрубка;
  • подневольно-выборочная санрубка;
  • приисковая санрубка.



Почему рост финансирования переданных Якутии лесных полномочий не поможет сберечь леса региона от огня

13 февраля в Якутске состоялось выездное рослесхозовское совещание, на котором обсуждались вопросы, связанные с подготовкой дальневосточных регионов к охране лесов от пожаров в 2018 году. По итогам совещания можно сделать совершенно однозначный вывод: значительное увеличение в 2018 году финансирования переданных Якутии лесных полномочий не приведет к принципиальному улучшению охраны лесов республики от огня, а в дальнейшем ситуация может даже существенно ухудшиться по сравнению с тремя последними годами. Основных причин у этого две: одна - федеральная, другая - региональная.


Федеральная причина состоит в том, что на исполнение переданных северным, сибирским и дальневосточным регионам лесных полномочий, в особенности в части охраны лесов от пожаров, денег хронически, на протяжении многих лет, выделяется в разы меньше необходимого. Это ведет к хроническому же накоплению разнообразных проблем: долгов перед людьми и организациями, участвовующими в тушении лесных пожаров, потери квалифицированных кадров, катастрофической нехватки техники и оборудования, и тому подобных. Решить эти проблемы за счет увеличения финансирования на десятки процентов (лесные субвенции Якутии в 2018 году уееличены на 56% по сравнению с уровнем предыдущего года) - невозможно; некоторым регионам этого увеличения не хватит даже для того, чтобы расплатиться с накопленными в прошлые годы долгами.

В частности, на совещании в Якутске были приведены следующие сведения: "в этом году Якутия получит из федерального бюджета на 226 млн. рублей больше, чем в прошлом году", "данные средства будут направлены непосредственно на тушение и мониторинг лесных пожаров", но при этом - "кредиторская задолженность Рослесхоза перед Якутией по тушению лесных пожаров по состоянию на 1 января 2018 года составляет 328 млн. рублей" (ссылки на официальные сообщения об этом совещании приводятся ниже).

Таким образом, дополнительных федеральных денег, выделенных в 2018 году на финансирование переданных Якутии лесных полномочий, не хватит даже для того, чтобы расплатиться с прошлогодними лесопожарными долгами. Конечно, есть шанс, что федеральное правительство изыщет дополнительные средства для погашения этих долгов - они, в конце концов, невелики по масштабам федерального бюджета; но это в любом случае будет уже после начала пожароопасного сезона, если вообще будет. И если накопившийся за прошлый год (далеко не самый тяжелый в лесопожарном отношении) долг превышает прирост финансирования - значит, и в 2018 году федеральных денег на полноценную охрану федеральных же лесов от пожаров Якутии, скорее всего, опять не хватит, даже при благоприятных для борьбы с пожарами погодных условиях.


Региональная причина состоит в том, что власти Якутии по-прежнему настаивают на отмене запретов на так называемые "сельскохозяйственные палы" - площадное выжигание сухой травы на землях, используемых для сельского хозяйства. Официально речь идет о так называемых "контролируемых" выжиганиях, но фактически контроль за этими выжиганиями в крупных северных регионах, таких как Якутия, в принципе невозможен. Причина очень проста: речь обычно идет о выжигании в каждом конкретном случае сотен и тысяч гектаров (иначе все это просто не имеет хозяйственного смысла), в то время как даже профессиональные лесные пожарные при наиболее безопасных для контролируемого выжигания погодных условиях могут безопасно выжигать примерно по 0,4 гектара в день (согласно Рекомендациям по созданию защитных противопожарных полос на участках лесного фонда путем контролируемого выжигания сухой травы, утвержденным приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 24 марта 1999 г. № 68). Нужному количеству профессиональных пожарных для массового проведения "контролируемых" выжиганий - да и не только профессиональных пожарных, а хотя бы просто сколько-нибудь подготовленных людей - взяться просто неоткуда, в результате чего сельскохозяйственные палы по факту почти всегда проводятся бесконтрольно, часто уходят в лес, приводят к возникновению очагов тления, которые впоследствии становятся источниками крупных лесных пожаров.

В Якутии с 2015 года фактически действует запрет на сельхозпалы; с 2016 года такой запрет действует по всей стране. В Якутии введение такого запрета привело к радикальному (в разы) сокращению площадей лесных пожаров - впервые за очень много лет регион прожил три года подряд без крупномасштабных лесопожарных катастроф. Однако, леса в республике, за небольшими исключениями - федеральные, а сельское хозяйство - свое, республиканское; да и глава региона - не лесник, а специалист именно по сельскому хозяйству. Видимо, поэтому интересы сельского хозяйства для республиканской власти существенно перевешивают интересы сохранения лесов; а жизнь и здоровье людей, в прошлые годы сильно страдавших от многомесячного задымления обширных территорий, для отечественных чиновников традиционно значат несравнимо меньше, чем экономические показатели. И руководители республики пытаются добиться возврата разрешения на массовые сельскохозяйственные палы (не массовые, с соблюдением установленных мер пожарной безопасности, проводить можно и сейчас). В частности, про желание властей региона вернуть разрешение на сельскохозяйственные палы на совещании говорил первый заместитель председателя Правительства Республики Саха (Якутия) П.Н.Алексеев.

Возврашение практики массового выжигания сельхозугодий в Якутии гарантированно приведет к возвращению самого массового источника поздневесенних и раннелетних лесных пожаров в этом регионе; а это, в свою очередь, приведет к возвращению ежегодных или почти ежегодных крупномасштабных лесопожарных катастроф со всеми их трагическими последствиями как для лесов, так и для жителей региона. Ну а на то, чтобы справляться с такими пожарными катастрофами, какие происходили в Якутии, например, в 2012 году - не хватит никаких сил и никаких денег, даже если их собрать по всей России или по всему миру.


Ссылки на сообщения о прошедшем совещании:

Николай Кротов: «Федеральное агентство выйдет с ходатайством в Правительство РФ по погашению задолженности по тушению лесных пожаров 2017 года»

Изменена методика распределения субвенций регионам Дальнего Востока на содержание лесов

Вячеслав Попов: «Необходимо полностью обеспечить численность лесных инспекторов в Якутии»

Петр Алексеев: «Закон о проведении сельскохозяйственных палов необходимо принять на федеральном уровне»


Депутати вимагають передати ліси у власність громад

Під час засідання однієї з комісії Бродівської районної ради, свободівців виступили за те, щоб лісогосподарські підприємства не об’єднувати, а навпаки – децентралізувати та підпорядкувати органам місцевого самоврядування.



Про це повідомляє прес-служба ВО «Свобода»

У засіданні комісії зокрема взяли участь голова фракції ВО «Свобода» в Бродівській районній раді Володимир Чехут, депутати фракції ВО «Свобода» у Львівській обласній раді Олег Панькевич та Ольга Шайдулліна.

Приводом для засідання стала запланована реорганізація Золочівського дочірнього лісогосподарського підприємства (ДЛГП) «Галсільліс» шляхом приєднання до Бродівського ДЛГП. Проти цього рішення виступили трудові колективи обох дочірніх підприємств, а Золочівська районна рада на своїй сесії закликала обласне керівництво відмовитися від запланованої реорганізації. Проти об’єднання також виступили Золочівська та Бродівська райдержадміністрації.

За словами Володимира Чехута, внаслідок об’єднання підприємство зазнає втрат, зокрема матеріальних. Зрештою, обласна рада мала би проаналізувати роботу «Галсільлісу», передусім головного офісу у Львові, на який йдуть величезні видатки.

«Комісія пропонує депутатам Бродівської райради на сесії звернутися до обласної ради, зокрема в управління майном комунальної власності, та до керівництва ЛГП «Галсільліс» й закликати їх відмовитися від реструктуризації Золочівського та Бродівського ДЛГП. Також пропонуємо сільським радам на території району ухвалити відповідні звернення. Наша позиція – в лісовому господарстві має відбутися децентралізація, районні підприємства мають підпорядковуватися своїм громадам», - наголосив Володимир Чехут.

Рішення профільної комісії підтримала президія Бродівської районної ради.

Нагадаємо, що у Львівській обласній раді депутати ініціюють звіт генерального директора обласного комунального спеціалізованого лісогосподарського підприємства «Галсільліс».

13.02.2018 22:04

Свободівці ‒ за децентралізацію в лісовому господарстві



Лісогосподарські підприємства потрібно не об'єднувати, а навпаки ‒ децентралізувати та підпорядкувати органам місцевого самоврядування. Таку позицію висловили представники ВО "Свобода" 13 лютого 2018 року на засіданні депутатської комісії Бродівської районної ради з питань паливно-енергетичного комплексу, промисловості, комунальної власності. У засіданні комісії зокрема взяли участь голова фракції ВО "Свобода" в Бродівській районній раді Володимир Чехут, депутати фракції ВО "Свобода" у Львівській обласній раді Олег Панькевич та Ольга Шайдулліна.

Приводом для засідання стала запланована реорганізація Золочівського дочірнього лісогосподарського підприємства (ДЛГП) "Галсільліс" шляхом приєднання до Бродівського ДЛГП. Проти цього рішення виступили трудові колективи обох дочірніх підприємств, а Золочівська районна рада на своїй сесії закликала обласне керівництво відмовитися від запланованої реорганізації. Проти об'єднання також виступили Золочівська та Бродівська райдержадміністрації.

За словами Володимира Чехута, внаслідок об'єднання підприємство зазнає втрат, зокрема матеріальних. Зрештою, обласна рада мала би проаналізувати роботу "Галсільлісу", передусім головного офісу у Львові, на який йдуть величезні видатки.

"Комісія пропонує депутатам Бродівської райради на сесії звернутися до обласної ради, зокрема в управління майном комунальної власності, та до керівництва ЛГП "Галсільліс" й закликати їх відмовитися від реструктуризації Золочівського та Бродівського ДЛГП. Також пропонуємо сільським радам на території району ухвалити відповідні звернення. Наша позиція ‒ в лісовому господарстві має відбутися децентралізація, районні підприємства мають підпорядковуватися своїм громадам", ‒ наголосив Володимир Чехут.

Рішення профільної комісії підтримала президія Бродівської районної ради.

Прес-служба Львівської обласної організації ВО "Свобода"
13 лютого

Ліс рубають - екологи проти суцільних вирубок у заповідниках. ВІДЕО

Вирубують Ліс - санація чи зловживання природними ресурсами? Tелеканал ZIK. Перші про головне. Вечір (21.00) за 12.02.18

kyivlis kyivlis
Опубликовано: 13 февр. 2018 г.