14 лютого 2018

Почему рост финансирования переданных Якутии лесных полномочий не поможет сберечь леса региона от огня

13 февраля в Якутске состоялось выездное рослесхозовское совещание, на котором обсуждались вопросы, связанные с подготовкой дальневосточных регионов к охране лесов от пожаров в 2018 году. По итогам совещания можно сделать совершенно однозначный вывод: значительное увеличение в 2018 году финансирования переданных Якутии лесных полномочий не приведет к принципиальному улучшению охраны лесов республики от огня, а в дальнейшем ситуация может даже существенно ухудшиться по сравнению с тремя последними годами. Основных причин у этого две: одна - федеральная, другая - региональная.


Федеральная причина состоит в том, что на исполнение переданных северным, сибирским и дальневосточным регионам лесных полномочий, в особенности в части охраны лесов от пожаров, денег хронически, на протяжении многих лет, выделяется в разы меньше необходимого. Это ведет к хроническому же накоплению разнообразных проблем: долгов перед людьми и организациями, участвовующими в тушении лесных пожаров, потери квалифицированных кадров, катастрофической нехватки техники и оборудования, и тому подобных. Решить эти проблемы за счет увеличения финансирования на десятки процентов (лесные субвенции Якутии в 2018 году уееличены на 56% по сравнению с уровнем предыдущего года) - невозможно; некоторым регионам этого увеличения не хватит даже для того, чтобы расплатиться с накопленными в прошлые годы долгами.

В частности, на совещании в Якутске были приведены следующие сведения: "в этом году Якутия получит из федерального бюджета на 226 млн. рублей больше, чем в прошлом году", "данные средства будут направлены непосредственно на тушение и мониторинг лесных пожаров", но при этом - "кредиторская задолженность Рослесхоза перед Якутией по тушению лесных пожаров по состоянию на 1 января 2018 года составляет 328 млн. рублей" (ссылки на официальные сообщения об этом совещании приводятся ниже).

Таким образом, дополнительных федеральных денег, выделенных в 2018 году на финансирование переданных Якутии лесных полномочий, не хватит даже для того, чтобы расплатиться с прошлогодними лесопожарными долгами. Конечно, есть шанс, что федеральное правительство изыщет дополнительные средства для погашения этих долгов - они, в конце концов, невелики по масштабам федерального бюджета; но это в любом случае будет уже после начала пожароопасного сезона, если вообще будет. И если накопившийся за прошлый год (далеко не самый тяжелый в лесопожарном отношении) долг превышает прирост финансирования - значит, и в 2018 году федеральных денег на полноценную охрану федеральных же лесов от пожаров Якутии, скорее всего, опять не хватит, даже при благоприятных для борьбы с пожарами погодных условиях.


Региональная причина состоит в том, что власти Якутии по-прежнему настаивают на отмене запретов на так называемые "сельскохозяйственные палы" - площадное выжигание сухой травы на землях, используемых для сельского хозяйства. Официально речь идет о так называемых "контролируемых" выжиганиях, но фактически контроль за этими выжиганиями в крупных северных регионах, таких как Якутия, в принципе невозможен. Причина очень проста: речь обычно идет о выжигании в каждом конкретном случае сотен и тысяч гектаров (иначе все это просто не имеет хозяйственного смысла), в то время как даже профессиональные лесные пожарные при наиболее безопасных для контролируемого выжигания погодных условиях могут безопасно выжигать примерно по 0,4 гектара в день (согласно Рекомендациям по созданию защитных противопожарных полос на участках лесного фонда путем контролируемого выжигания сухой травы, утвержденным приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 24 марта 1999 г. № 68). Нужному количеству профессиональных пожарных для массового проведения "контролируемых" выжиганий - да и не только профессиональных пожарных, а хотя бы просто сколько-нибудь подготовленных людей - взяться просто неоткуда, в результате чего сельскохозяйственные палы по факту почти всегда проводятся бесконтрольно, часто уходят в лес, приводят к возникновению очагов тления, которые впоследствии становятся источниками крупных лесных пожаров.

В Якутии с 2015 года фактически действует запрет на сельхозпалы; с 2016 года такой запрет действует по всей стране. В Якутии введение такого запрета привело к радикальному (в разы) сокращению площадей лесных пожаров - впервые за очень много лет регион прожил три года подряд без крупномасштабных лесопожарных катастроф. Однако, леса в республике, за небольшими исключениями - федеральные, а сельское хозяйство - свое, республиканское; да и глава региона - не лесник, а специалист именно по сельскому хозяйству. Видимо, поэтому интересы сельского хозяйства для республиканской власти существенно перевешивают интересы сохранения лесов; а жизнь и здоровье людей, в прошлые годы сильно страдавших от многомесячного задымления обширных территорий, для отечественных чиновников традиционно значат несравнимо меньше, чем экономические показатели. И руководители республики пытаются добиться возврата разрешения на массовые сельскохозяйственные палы (не массовые, с соблюдением установленных мер пожарной безопасности, проводить можно и сейчас). В частности, про желание властей региона вернуть разрешение на сельскохозяйственные палы на совещании говорил первый заместитель председателя Правительства Республики Саха (Якутия) П.Н.Алексеев.

Возврашение практики массового выжигания сельхозугодий в Якутии гарантированно приведет к возвращению самого массового источника поздневесенних и раннелетних лесных пожаров в этом регионе; а это, в свою очередь, приведет к возвращению ежегодных или почти ежегодных крупномасштабных лесопожарных катастроф со всеми их трагическими последствиями как для лесов, так и для жителей региона. Ну а на то, чтобы справляться с такими пожарными катастрофами, какие происходили в Якутии, например, в 2012 году - не хватит никаких сил и никаких денег, даже если их собрать по всей России или по всему миру.


Ссылки на сообщения о прошедшем совещании:

Николай Кротов: «Федеральное агентство выйдет с ходатайством в Правительство РФ по погашению задолженности по тушению лесных пожаров 2017 года»

Изменена методика распределения субвенций регионам Дальнего Востока на содержание лесов

Вячеслав Попов: «Необходимо полностью обеспечить численность лесных инспекторов в Якутии»

Петр Алексеев: «Закон о проведении сельскохозяйственных палов необходимо принять на федеральном уровне»


0 коммент.:

Дописати коментар