ПІД ВИГЛЯДОМ БОРОТЬБИ З КОРУПЦІЄЮ

влада обвалила лісову галузь в Україні

ЛІС І РЕФОРМУВАННЯ

Державні ліси мають покривати свої видатки з власних доходів

Орест ФУРДИЧКО

Таємниці реформування "лісових відносин" в Україні

РЕФОРМАЦІЯ, ДЕГРАДАЦІЯ ЧИ ПРОФАНАЦІЯ?

Як Держлісагентство хоче реформувати лісову галузь

ЧИНОВНИКИ ПРОТИ ЛІСІВНИКІВ

Кому вигідний фінансовий саботаж лісгоспів?

01 травня 2018

Політика – окремо, господарка — окремо



Не лише у лісовому секторі шлях до покращення справ і ефективності лежить через розмежування функцій управління та господарювання. Аналогічні проблеми має і водний сектор. І аналогічні пропозиції з розділення функцій там теж обговорюються. Бо на сьогодні Держвод, як і Держліс, живе за принципом “Сам п’ю, сам гуляю, сам стелюся, сам лягаю”. Або якщо прозаїчніше — сам планую, сам отримую кошти, сам їх витрачаю, сам вирішую насільки ефективно.

Як реформувати лісовий сектор, неодноразово говорили експерти Світового банку — програм ФЛЕГ (наприклад, Стратегія реформування лісового сектору: рекомендації програми ФЛЕГ) та «Сприяння реформі лісового сектора в Україні» за підтримки Програми Лісів (PROFOR).
А щодо реформ водного сектору – ось лист одного з лідерів Глобального водного партнерства (ГВП)-Україна Андрія Демиденка:

“Шановні колеги, Березневі Тези, запропоновані ГВП для обговорення в зв’язку з реформуванням водного управління в Україні, викликали досить багато запитань і, зокрема, прохання пояснити деякі положення і викласти їх чіткіше. Нижче подаю свою відповідь на це прохання, разом з українським перекладом Принципів ОЕСР (Організації економічного співробітництва та розвитку) щодо водного врядування, на які ГВП часто посилається в своїх тезах. Поздоровляючи всіх нас з прийняттям Стратегії державної екологічної політики України на період до 2030 року (поки що лише схвалена Урядом – ОЛ), хотів би наголосити, що основні аргументи на користь таких Тез ГВП викладені в Цілі 3 про інтеграцію.. та Цілі 4 про зниження ризиків згаданої Стратегії. Символічно, що Стратегія була прийнята в пам’ятні дні Чорнобильської трагедії, коли ми всі повинні пам’ятати, що зменшення ризиків такої глобальної катастрофи неможливе лише шляхом захисту/запобігання. Для зменшення ризиків треба також ” підвищити опірність і здатність адаптуватися” до таких лих, одного захисту/запобігання недостатньо.

Що, на мій погляд, головне в Березневих Тезах ГВП-Україна ?:


1. Оцінка ефективності водного управління.

Оцінку ефективності управління водогосподарським комплексом неможливо проводити за допомогою радянської методики – Ефективне управління – це дотримання норм, стандартів, ГДК/ГДС… .

Треба користуватися сучасним визначення ефективності (і дієвості!) – Досягнення цілей (і цільових показників) водної політики найефективнішим чином. Дивись детальніше про ефективність у принципах ОЕСР та ІУВР.

2. Перший Принцип ОЕСР. Чітко виділити та розрізнити ролі та відповідальність за розробку водної політики, впровадження політики, оперативне управління та регулювання та сприяти координації цих відповідальних органів.

Маємо: роль та відповідальність за досягнення цілей водної політики в Україні НЕ ВИЗНАЧЕНІ ВЗАГАЛІ, як відсутнє й розділення відповідальності за «управління водними ресурсами», які належать «всім», та за управління інфраструктурою-державним майном, яке належить державі/уряду. Натомість у нас Кабмін затверджує ПУРБ/ПУРЗ, але не відповідає за досягнення їх цілей!!! , 99.9% водних коштів (плати за забруднення і спецводокористування) йде на програми розвитку водного господарства й інші програми Уряду, а на управління річками йде менше 0.1% (зі слів Семерака), у нас басейнові ради (власники ресурсу в басейні) є лише дорадчими !!! органами при виконавчих органах Водагентства.

Треба: Чітко виділити та розділити ролі та відповідальність за … впровадження політики, оперативне управління та регулювання, оцінку


Як це можна було б зробити?


Перше. Через розділення господарських і управлінських функцій згідно Водного Кодексу (статті 6, 13):

1.1 – Кабмін управляє державним майном через програми розвитку водного господарства і програми використання … водних ресурсів ,

1.2 – Ради (Басейнові, яким і належить ресурс в басейні) управляють всіма водними ресурсами басейну через впровадження ПУРБ/ПУРЗ (План управління річковим басейном/ план управління ризиками затоплень – ОЛ) та досягнення таким чином спільних цілей водної політики,


Друге.

2.1 – Переписати роль Водгоспу – «забезпечення раціонального використання/водопостачання та безпеки при дотриманні законодавства» на управлінську місію Водагентства – досягнення ЦСР 6 «Забезпечення наявності та сталого управління водними ресурсами та санітарією для всіх» через розробку ПУРБ/ПУРЗ БУВРами або

2.2 – прямо надати цю функцію басейновим радам, зробивши БУВРи Водагентства їх виконавчими органами

3. Інтегроване управління, це коли управляють всією водою, а не коли комплексно управляють лише стічними чи використаними на різні господарські потреби водами (що складають менше 10% всіх вод).

Маємо. Небажання Уряду займатися всією водою черговий раз проявилося у відкиданні головної цілі ВРД ЄС – досягнення доброго стану, та у виділенні з водних ЦСР лише цілей щодо використаної води.

Треба.

3.1 – Прямо ввести в законодавство Цільове завдання 6.3 щодо досягнення “доброго/хорошого стану” і Цільовий показник 6.3.2 Частка водних об’єктів з хорошою якістю довкілля;

3.2 – Прямо ввести в законодавство Цільове завдання 6.4 «забезпечити стійкий забір і подачу прісної води» і Цільовий показник 6.4.2 «Рівень водного стресу: забір прісної води у відсотках до наявних прісноводних ресурсів»

4. Перехід в ОВД від концепції “захисту” і “гарантування безпеки” до концепції “зменшення ризиків” (відповідно до щойно затвердженої цілі 4 “Зниження екологічних ризиків для екосистем та здоров’я населення до соціально прийнятного рівня” Стратегії державної екологічної політики України на період до 2030 року»)

Маємо. Небажання чи неспроможність Уряду запровадити сучасну економічну чи фізичну ОВД (дивись звіт Мінприроди про виконання ЦСР 6.5.1), збереження концепції лише двох можливих видів впливу на довкілля – шкідливого/негативного і нешкідливого, збереження (див ДБН 2003 року про ОВНС) визначення екологічного ризику, як “вірогідності негативного впливу на довкілля” не дає ніякої можливості розробляти економічно чи фізично обгрунтовані ПУРБ чи ПУРЗ, які всі побудовані на аналізі витрати/вигоди. Якщо не можна оцінити витрати/вигоди – не можна розробити НІЯКІ басейнові плани, крім планів оцінки процедур ОВД.



Нищення заплавного лісу на Десні, околиці с. Новосілки Вишгородського р-ну Київської обл. Фото Олега Листопада


Треба. Ціль 4 Стратегії щодо зменшення ризиків сама по собі не змінить розуміння екологічних ризиків і переходу до управління ризиками (див Сендайську Платформу). Треба послідовно міняти фразеологію “захисту/запобігання” шляхом усунення загрози/причини на фразеологію “зменшення ризику” в усіх законодавчих документах, починаючи з даної реформи водного управління/врядування.

Для цього:

4.1 – Замість слів «захист від паводків/посух і охорона/відтворення довкілля, гарантування/забезпечення безпеки» писати всюди, включаючи майбутню нову редакцію законів про ОНПС, ОВД, СЕО, Водний Кодекс і Конституцію – «зменшити ризики»:
– надмірної та недостатньої води (паводків/посух),
– деградації екосистем і
– недосягнення «доброго стану», відповідно,

4.2 – ввести в законодавство і програми Уряду цільове завдання ЦСР 13.1 “підвищити опірність і здатність адаптуватися до небезпечних кліматичних явищ і стихійних лих” замість “обмеження викидів”, як воно зараз формулюється. Обмеження викидів – це про причини, а не про наслідки/впливи. Це головна “водна” проблема нерозуміння смислу “впливів, шкоди і втрат” в українському Добровільному Внеску до Паризької угоди.

З повагою,
Андрій Демиденко”

https://www.lisportal.org.ua/95998/

ФАО поможет странам Центральной Азии обеспечить сохранность лесов



В регионе Кавказа и Центральной Азии леса занимают 16 миллионов гектаров суши

В ближайшее время в Центральной Азии будет запущена новая программа ФАО по развитию лесного сектора и управлению природными ресурсами. Она призвана обеспечить сохранность лесонасаждений региона, которые представляют собой одну из наиболее богатых и наиболее продуктивных экосистем суши.

Леса покрывают более 30 процентов поверхности суши Земли и занимают около четырех миллиардов гектаров. В регионе Кавказа и Центральной Азии леса занимают 16 миллионов гектаров суши. Ежегодно с лица земли исчезают огромные лесные насаждения. Такое обезлесение планеты является результатом деятельности человека. А между тем, леса – это залог процветания человечества. Они играют важнейшую роль в обеспечении водоснабжения на планете и в борьбе с изменением климата.

Программа ФАО в области лесного хозяйства, финансируемая правительством Турции, поможет шести странам - Азербайджану, Казахстану, Кыргызстану, Таджикистану, Туркменистану и Узбекистану – выработать ряд мер в области устойчивого управления природными ресурсами и защиты лесов.

На прошлой неделе в Самарканде прошел трехдневный семинар представителей стран региона, посвященный обсуждению деталей проекта. Представители правительства Турции, шести стран Центральной Азии и ФАО обсудили так называемую «дорожную карту» программы.

«Мы уделяем повышенное внимание природным ресурсам Центральной Азии. Без механизма устойчивого управления лесами возникнет опасность того, что лесам и другим древесным ресурсам будет нанесен невосполнимый ущерб», – заявил региональный координатор ФАО по Центральной Азии Виорел Гуцу.

Правительство Турции выделило 10 миллионов долларов США на реализацию проектов устойчивого управления природными ресурсами в рамках этой партнерской программы.

Фото Управления ООН по координации гуманитарных вопросов
1 мая 2018
Изменение климата

На Закарпатті вже продають перші білі гриби, — журналістка (+ФОТО)



Журналістка газети «Експрес» з Мукачева Еліна Савицька опублікувала на своїй сторінці у Фейсбуці світлини жінки, яка торгує на ринку білими грибами.

«Сезон боровиків відкрито! На ринку в Мукачеві продають білі гриби. Жінка назбирала їх у Кольчині. Каже, що вже тиждень, як в лісі є боровики. Отакої, білі грибочки у квітні! Ціна помірна, за кілограм пані просила 80 гривень», — повідомила Еліна Савицька.

http://dzerkalo-zakarpattya.com/?p=124336


В лесах начался пожароопасный период. Лесники вышли в рейды



Обережно пожежа. Лісівники Харківщини попереджають про небезпеку, що може знищити десятки, а то і сотні зелених насаджень. Причиною тому може стати як маленький недопалок від цигарки так і не загашене багаття після пікніку на галявині. Хвойна підстілка вже висохла, констатують лісничі. Навіть після тривалого дощу їй достатньо доби аби стати сухою.

Руслан Чагаровський директор ДП "Жовтневий лісгосп"

Територія Жовтневого лісового господарства складає 48 300 гектарів. Хвойні насадження складають 25 %, всі інші 75% листяні насадження. В хвойних насадженнях починаючи з квтіня місяця і до жовтня - пожежонебезпечний період. У минулому році у нас сталося 92 пожежі, що ми локалізували власними силами. Це територія в районі 13 гектарів. Лісова охорона працює у посиленному режимі, тому що суха підстилка в лісі. Це по-перше. Люди скучили за шашликами на природі, люди скучили за сонечком.

Тож у найбільшій зоні ризику хвойні ліси. Бо саме палаюча хвойна підстилка за кілька хвилин перетворює багатовікові насадження в згарище. З цим хранителі лісу намагаються боротися своїми силами. Тому на в'їздах в лісопосадки встановлюють шлагбауми, які унеможливлюють в'їзд автранспорту, а уздовж траси розпушують грунт тракторами.

Руслан Чагаровський директор ДП "Жовтневий лісгосп"

В пожежонебезпечний період задіяно в лісгоспі 9 пожежних машин, 6 пожежних тракторів і мив прошлому році і в позапрошлому купили 2 пожежних модуля. Включно з першого дня пожежонебезпечного періоду у нас проводяться рейди, у нас є рейдові бригади. В сутки виїзджає 2 бригади, одна в дневний, інша в нічний час. Ми виявляємо як порушників незаокнних порубів так і тих порушників, які розводять в лісі багаття.

Олександр Рамазанов лісничий Ракитянського лісництва ДП "Жовтневий лісгосп"

Було встановлено вежу відеоспостереження для попереднього виявлення лісових пожеж. Ця вежа охоплює територію Ракитянського лісництва, Мереф'янського лісництва та частково Нововодолажського лісництва. 64-х кратне збільшення камери дозволяє нам спостерігати за найвіддаленішими кварталами лісництва та попередньо виявляти пожежі на їх ранніх стадіях.

Лісівники Харківщини звертаються до всіх, хто проводить свій відпочинок в лісі. Особливо до любителів посмажити шашлики. Пам'ятайте - покинуте вогнище, чи маленький незагашений недопалок можуть за лічені хвилини наробити багато біди. Яку виправляти доведеться роками.



1 мая 2018, 12:33
http://strichka.com/item/77873340

На Херсонщине уже видны первые последствия праздников



Майские праздники только наступили, но многие жители Херсонщины выехали на природу еще в субботу или воскресенье, решив не "отдыхать" перед завтрашним рабочем днем. Первые следы таких отдыхающих уже наблюдают жители Каховки.

Как пишет в соцсетях Татьяна Дружина, в каховском сосновом бору после выходных остались горы мусора.

"Ещё только ранее утро 1 Мая . Но вот после буйной гулянки вывезти мусор у кого-то совсем не хватило. И это на полянке, где так любят отдыхать многие каховчане", - пишет Татьяна.

Нашлись и такие, кто в таком неуважении к природе винят коммунальные службы, которые не поставили в местах отдыха мусорные контейнеры. Но это вовсе не причина оставлять после себя такой бардак. К слову, зачастую брошенный мусор и бутылки становятся причиной лесных пожаров. Особенно когда в области объявлен высший уровень пожарной опасности.

09:23, 1 мая

На Херсонщине лесной пожар спровоцировали отдыхающие



Сегодня утром спасатели Каховского отделения ГСЧС тушили пожар в сосновом бору возле села Малокаховка на землях Новокаховского лесничества. Загорелась хвойная подстилка.

К тушению пожара присоединились и сотрудники лесного хозяйства. Как отметили спасатели, возгорание удалось ликвидировать оперативно из-за своевременного сообщения. Пожарным удалось не допустить распространения огня на большие территории.

Причиной пожара стал непогашенный костер.

Как мы сообщали ранее, в том же сосновом бору отдыхающие, помимо костра, оставляют и горы мусора.

16:50, 1 мая

«Краудфармінг»: посадити дерево через інтернет (відео)


Радіо Свобода Україна
Опубліковано 1 трав. 2018 р.


Фермери з іспанської Валенсії продають не врожай зі своїх плантацій, а самі дерева. Замовник може обирати, яке саме дерево для нього посадити, відстежувати через інтернет, як воно росте та чи дозріли вже плоди 

За бажанням, їх надішлють поштою, або ж власник може приїхати і зібрати їх власноруч.

Спочатку опубліковано на - https://www.radiosvoboda.org/a/video/29202354.html



На Закарпатті лісівники влаштували вже 350 рейдів по боротьбі з браконьєрами


Від початку року закарпатські лісівники влаштували 347 рейдів по боротьбі з браконьєрами

У цих рейдах всього було задіяно 1260 осіб.

Тим не менше, було складено всього 18 протоколів, які направлені до суду.

Для порівняння, у минулому році за цей самий період було складено вдвічі більше протоколів, -повідомляє прес-служба Закарпатського ОУЛМГ.

Читайте: Війна між закарпатськими браконьєрами

Авиаторы МЧС Беларуси помогают в тушении лесных пожаров в Турции

1 мая, Минск /Корр. БЕЛТА/. Авиаторы МЧС Беларуси заступили на дежурство в Турции для помощи в тушении лесных пожаров. Об этом сообщили БЕЛТА в пресс-службе МЧС.


Фото МЧС

Белорусские спасатели провели тестовые полеты и готовы к работе по тушению лесных пожаров на территории Турции. Экипаж в составе 7 человек авиации МЧС на вертолете Ми-8 несет дежурство в горно-лесистой местности. Вертолет Ми-8 оказывает помощь в тушении. Он также доставит местных спасателей к местам возгораний.









В прошлом году авиаторы МЧС Беларуси в Турции выполнили 91 боевой вылет. На очаги пожаров сброшено более 1,1 тыс. т воды, перевезено более 200 пассажиров. Лесные пожары каждый год бушуют на территории этой страны. Белорусские авиаторы обладают большим опытом по тушению очагов возгораний в труднодоступной местности.

В пресс-службе также информировали, что в Беларуси в связи с установившимся третьим классом пожарной опасности в лесах экипажи Ми-2 авиации МЧС продолжают облет юго-востока страны для обнаружения лесных пожаров на начальной стадии. В случае необходимости к тушению пожаров приступят как вертолеты Ми-8, так и самый грузоподъемный вертолет в мире - Ми-26.

Общество 01.05.2018 | 14:52
fvkoktgm

Экологический «ликбез» для судей

На днях начнется онлайн-курс, на котором представителей Фемиды научат охранять окружающую среду законом


Фото: nsj.gov.ua

Почему важно уберечь Тарутинскую степь от распахивания, почему нельзя вырубать деревья в урочище Бычок, что является частью Национального природного парка «Голосеевский», почему опасно создавать горнолыжный курорт на территории Свидовецкого хребта — эти вопросы стали предметами судебных споров. Чаще всего защитниками объектов природно-заповедного фонда выступают общественность и экологические объединения. Судьи же иногда берут паузу в рассмотрении подобных дел, чтобы подробнее ознакомиться с материалами и природоохранным законодательством. Иногда идут коротким путем, становясь на сторону тех, кто уничтожает окружающую среду.

Есть надежда, что ситуация улучшится. В Национальной школе судей Украины стартует дистанционный курс для судей «Права человека и охрана окружающей среды». Первый этап курса пройдет с 2 мая по 15 июня. Его слушателями станут десять судей. В дальнейшем планируется, что курс по экологической осведомленности станет обязательным для всех, кто проходит обучение в Национальной школе судей.

Новую программу подготовили специалисты международной благотворительной организации «Экология-Право-Человек» при содействии Национальной школы судей и финансовой поддержке программы USAID «Новое правосудие» в рамках проекта «Эффективное правосудие для защиты окружающей среды и экологических прав граждан».

Идею экологического курса для судей «привезла» в свое время из Канады основательница и ректор Академии судей Украины 2003-2011 годов, советник Государственной судебной администрации Украины, кандидат юридических наук Ирина Войтюк. Для чего это нам нужно, Ирина рассказала в комментарии «Дню»: «Судьи в повседневной деятельности, как и мы все, думают только о настоящем, а о том, что будет через пять-десять лет — нет. Курс нужен не только для правового применения, но и имеет важную мировоззренческую составляющую. Если взять Орхусскую конвенцию (Конвенция Европейской экономической комиссии ООН о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды — Авт.), то ни все судьи о ней знают».

«Во-вторых, в настоящее время действует много вредных предприятий, — продолжает Ирина Войтюк. — Мы ввели этот курс сначала оффлайн и вывозили судей на некоторые вредные предприятия. Сначала мы посетили свиноферму, а потом поехали на костомельный завод под Жовквой. Так свиноферма по сравнению с заводом — это парфюмерная фабрика. Этот завод — объект чрезвычайной экологической тревоги, жители обратились в МБО «Экология-Право-Человек» за помощью, потому что сюда завозятся останки животноводства, они не перерабатываются на костяную муку, а лежат под открытым небом годами. Кроме запаха, это еще и опасность заражения. Мы показали судьям эти объекты. В результате таких посещений один из судей административного суда принял решение, ссылаясь на Орхусскую конвенцию, о закрытии свинофермы, которая работала с нарушением всех норм. Производство должно существовать, но нужно это делать таким образом, чтобы не нарушать основных прав на безопасную окружающую среду, жизнь и здоровье».

По мнению Ирины Войтюк, новый онлайн-курс позволит охватить гораздо больше судей. К тому же, его практическая составляющая остается. Во время обучения запланированы поездки в Черновцы и Одессу, судьям покажут опасные для окружающей среды предприятия, а также положительные примеры.

По словам юрисконсульта МБО «Экология-Право-Человек» Софии Шутяк, судьи смогут стать пионерами, которые сформируют практику в принятии решений по различным экологическим вопросам. Ведь слушатели курса, в частности, ознакомятся с основными положениями Орхусской конвенции.

«Этот курс стал результатом двухлетней работы. Сначала мы писали бумажный вариант, проводили обычные тренинги. Но поскольку сфера окружающей среды очень важна с точки зрения прав человека, в частности после того, как Европейский суд по правам человека начал выносить решения именно в защиту экологических прав, стало понятно, что с этим у нас проблема, — объясняет София Шутяк. — Часто окружающая среда воспринимается как защита птиц, лесов, то есть на примитивном уровне. Но в первую очередь частью окружающей среды являются люди, от природы мы берем ресурсы для жизни и развития экономики. И состояние окружающей среды влияет на нас. Мы решили поработать с судьями, чтобы еще раз поднять эту тему. Сейчас стало сложнее защищать экологические права, поэтому необходимо дать судьям инструменты международного права и показать, какое же национальное законодательство здесь существует. На первый взгляд кажется, что практики нет, законов нет, что легче в таком деле отказать, но этот курс делает акцент на том, что все необходимые инструменты существуют».


Инна Лиховид
30 апреля, 2018 - 17:44
Инна ЛИХОВИД, «День»