10 квітня 2015

Заместитель Синютки: На Львовщине не вижу бандитов, которые бегали с бензопилами

Заместитель Синютки: На Львовщине не вижу бандитов, которые бегали с бензопилами

Лес режут - щепотки летят. Ни революция, ни война в государстве не прекратили незаконной вырубки леса. Напротив, в ходе нестабильности ловкие дельцы пытаются заработать на дармовой древесине еще больше. По официальным данным, в 2014 году экспорт древесины из Львовщины вырос на 79%. Больше лес вывозили в Польшу, Словакию, Германию.

Вырублены деревья. Фото: Кашуба Тарас
/ УНИАН / Иллюстрация

Как следствие - на спутниковой карте Львовщины в лесных массивах видно целые вырезанные квадраты. Имеет ли власть области предохранители, чтобы не допустить уничтожения леса, IA ZIK пыталась услышать от председателя Львовской ОГА Олега Синютки. Руководитель области переадресовал вопросы своему первому заместителю. Как побороть мафию в лесной отрасли, как власть реагирует на сообщения жителей о рубки лесов и когда Львовщина получит главного лесовода - в разговоре с «правой рукой» О.Синютки - Ростислав Замлинский.

- К журналистам поступает много сигналов как из горных районов, так и из деревень близ Львова о массовых рубки лесов. Действует ли в области система контроля, чтобы не допустить незаконного уничтожения лесов?


- Я бы начал с того, почему вырубают леса и почему есть недовольство. Во-первых, это все контролирует общество. Где люди не хотят, чтобы лес истребили, они не допустят этого. Но есть и такое, что кто-то хочет нажиться на этом. Есть люди, которые «при деле», а есть люди, которым не дают туда влезть, поэтому они жалуются.

Недавно был случай, когда один из непорядочных руководителей с лесной отрасли Львовщины хотел себе что-то придумать - его забрали в тюрьму. Для этого есть механизмы и меры.

- Вы говорите, все должно контролировать общество ...

- Очень многое зависит от общества. Растет лес, у людей есть большое искушение. Ведь лес - это валютная выручка, в нем нуждаются за рубежом. Люди на селе, в районах не имеют средств. Я понимаю, что это не от добра они занимаются тем, чем они не должны были заниматься. Конечно, наша задача дать людям работу, мы над этим работаем.

Но там, где активная община и все в порядке в лесничестве - там все хорошо. А где кто-то пытается себе придумать, там всегда есть недовольные, которые мутят воду. Надо исходить от корня проблем.

- Часто община реагирует на массовые вырубки лесов, об этом пишут СМИ, однако не видно реакции соответствующих органов.

- Недавно на линию 112 обратился жалобщик о незаконной вырубке даже не леса, а деревья. Об этом очень оперативно были уведомлены компетентные органы. Они выехали на место, составили админпротокол, привлекли виновника к ответственности. Механизм уже отработан.

- Часто люди боятся сообщать о фактах вырубки лесов из-за вероятной угрозы в отношении себя и своего имущества. Как действовать? Есть телефонная линия, где о таких фактах можно сообщать анонимно? Или налажена такая работа в области?

- Работа налажена. Если человек видит определенные нарушения, она может оперативно сообщать в телефонном режиме на линию 112. Кроме того, ручку и листок никто не отменял.

Вы говорите в анонимном режиме ... Но, если мы объявим, что принимаем анонимные обращения, их будет миллион. Не только в лесах. Но если я, Ростислав Замлинский, считаю, что есть нарушения законодательства, я реагирую. Если я этого не делаю, за это тоже ответственность. Мы хотим жить в Европе, или в СССР, где друг на друга писали анонимки, затем НКВД или КГБ отнимало людей в подвалы и придумывали эфемерные вещи ?! Поэтому, если мы увидели, что кто-то что-то рубит ... А может он имеет все необходимые документы, а кто-то подумал, что это незаконно ?!

При обращении на 112 будет проведена проверка компетентных органов. Такие факты есть и есть на них соответствующее реагирование.

- Какой механизм реагирования, если человек на линию 112 сообщила о незаконной, по ее мнению, вырубку леса?

- Если есть сообщение на линию 112 (это касается не только лесов), что-то не так, оператор его фиксирует и информирует РГА, если речь идет о ситуации в районе, и соответствующий орган власти, к компетенции которого относится проблема. Например, если речь идет о Турковский район, то информируется Турковская РГА и профильный территориальный орган исполнительной власти. Они должны отреагировать в течение суток. По итогам реагирования выясняется факт происшествия - была рубка леса и проверяется ее законность. О результате реагирования сообщается заявителю.

Если рубка незаконная, тогда, в зависимости от масштабов, включается механизм закона. Если это административное нарушение - налагается штраф, если уголовное преступление - открывается производство. Этим занимаются правоохранительные органы.

Сообщение на линию 112 о чрезвычайных ситуациях передаются для оперативного реагирования в ГУ ДСНС в Львовской области, все остальные - переключаются в ЛОГА. Ежедневно все обращения фиксируются в реестре - кто звонил, по которой проблемы, какие меры приняты и результат. Пока заявитель не будет удовлетворен результатом рассмотрения - до обращения находится на контроле.

- Представим ситуацию: человек проживает поблизости и видит, что лес вырезают полностью, оставляя только небольшую посадку для прикрытия. Человек сообщает об этом факте на линию 112, называет свою фамилию, адрес - эта информация доходит до того, кто осуществляет эту незаконную рубку. Представьте себе, что может угрожать лицу, об этом сообщает ?! Именно поэтому жители боятся официально сообщать о таких фактах, а звонят к журналистам.

- Люди боятся, потому что есть конфликт интересов. Как правило, лес рубит местный бизнесмен, который живет в той же среде и рубит он не один, а с теми же односельчанами. Поэтому их надо спросить: «Почему вы рубите незаконно?».

Если принимать анонимные обращения, то как тогда обратный результат? Кого информировать?

- Информировать общественность через СМИ.

- Возвращаюсь к тому, что уже говорил. Если мы хотим жить в Европе, необходимо называть вещи своими именами. Во-вторых, если мы хотим, чтобы был какой-то обратная связь ...

- К сожалению, у нас люди не чувствуют себя настолько защищенными, как в Европе.

- На Львовщине я не вижу такого бандитизма, чтобы бегали с бензопилами друг за другом. Если зафиксированы факты правонарушений, реакция правоохранительных органов. По крайней мере, я выхожу с работы, когда солнце уже давно село, но не боюсь пройтись по нашему городу. Это же не 90-е годы, уже есть какая-то цивилизация.

- Возможно, на законодательном уровне нужно принять какие-то акты, которые бы помощи бороться с лесной мафией, которая наладила целый бизнес в области?

- Если этот бизнес легален, то для чего с ним бороться ?!

- Часто под прикрытием легального бизнеса осуществляются незаконные рубки ...

- Если есть вещи нелегального характера, то есть соответствующие компетентные органы, которые должны с этим бороться.

Зарегистрирован законопроект о запрете экспорта леса-кругляка. Но государство, запрещая то, должен дать возможность, чтобы это превратилось в другую форму. Нужно создать условия для внутреннего производителя. Если мы примем этот закон, определенное количество людей, которые работали легально, автоматически станет безработными.

Я считаю, что этот закон нужен, но его нужно внедрять не сейчас, а чтобы инвесторы и предприниматели должны определенное время. Чтобы тот, кто вывозит сейчас лес-кругляк, имел полгода или год, чтобы организовать пилораму, мебельный цех и дальше работали. Если ему завтра поставить железный занавес - это не цивилизованно. Нужно показать перспективу и видение. Если государство запрещает, то должно стимулировать развитие внутреннего предпринимательства.

Ведь чем больше государство начинает вмешиваться в бизнес и его регулировать, он переходит тень.

- Есть опасения, что с существенным ростом тарифов на газ, незаконные рубки лесов увеличатся.

- А какая связь между тарифами на газ и рубками лесов ?! Вы имеете в виду дрова?

- Да конечно.

- Следует различать коммерческую и некоммерческую древесину. Из отходов леса можно делать альтернативные виды топлива - пеллеты, дрова. Если в лесах остатки некоммерческой древесины, отходы - нужно организовать их переработку.

Если вы думаете, что поехать, срубить дерево и уже можно использовать на топливо - нет. Его надо высушить.

Сейчас есть возможность стимулировать производство альтернативных видов топлива из отходов древесины. Это один из вариантов, который мы будем предлагать для развития мелкого предпринимательства.

- Пока этого нет, какие меры будут приниматься - профилактика, усиленная охрана лесов, чтобы не уничтожали деревья на дрова?

- Люди, которые топят дровами, я сомневаюсь, что поедут в лес резать дерева.

- Это сделают те, кто торгует дровами. Например, на объездной дороге Львова существенно больше грузовиков с готовыми дровами для камина или котла. Вопрос, откуда эта древесина?

- То, что люди переходят на альтернативные виды топлива - это хорошо. Мы должны экономить, потому что энергетическая безопасность государства - приоритет. Мы не можем потреблять продукт нашего врага и за это ему платить деньги по завышенной цене.

В то же время, когда есть поставка альтернативных котлов, к этому должна идти соответствующее топливо. В качестве топлива могут использоваться продукты переработки древесины, ее отходы.

Я не вижу угрозы уничтожения лесов. Конечно, активизировались те, кто продавал дрова раньше. Многие из них продавали дрова и на экспорт. Сейчас они переориентируются на внутренний рынок.

- Уже некоторое время Львовское областное управление лесного и охотничьего хозяйства без руководителя. Почему назначается руководитель структуры, которая отвечает за состояние дел в лесные области?

- Если бы руководитель назначался на уровне ЛОГА, я думаю, он бы уже был назначен. Но это компетенция Государственного агентства лесных ресурсов, ЛОГА имеет полномочия только согласовывать руководителя на должность. На данный момент документы на согласование в ЛОГА не поступали. Если говорить о том, кто это будет, фамилия здесь не имеет веса. Главное, чтобы это был хозяйственник.

- Нужно затягивать с этим назначением, ведь лучше когда руководитель на месте и контролирует ситуацию?

- Это касается не только управления лесного хозяйства. Такая же ситуация и в ГУ ДФС в Львовской области. Трудовой коллектив ориентируется на лидера, руководителя подразделения или органа власти. Это влияет на моральный дух и отношения в коллективе.

Конечно, нужно чтобы это было и как можно быстрее. От этого зависит реализация государственной политики в лесном хозяйстве. Но, в настоящее время является вопрос подбора квалифицированных и, что главное, добросовестных кадров. Как его решать ?! По ЛОГА мы объявили проект «Реализуй себя во власти», где любой без ограничения возраста, кто хочет работать на благо Отечества, может согласиться. Хотя зарплата госслужащего не стимулирует к этому. Например, средняя зарплата в ЛОГА около 2,5 тыс. Грн. Мы все здесь чувствуем волонтерами. Вопрос подбора кадров - очень важно.

Я точно не могу сказать, когда будет назначен руководитель этого управления.

Беседовала Наталья Шутка

P.S. 9 апреля, Верховная Рада таки проголосовала закон №1362, который устанавливает мораторий на вывоз леса-кругляка из Украины на 10 лет.

Закон предусматривает временную (на десять лет) запрет вывоза за пределы таможенной территории Украины в таможенном режиме экспорта необработанных лесоматериалов: древесных пород (кроме сосны) - с 1 ноября 2015 года, древесных пород сосны - с 1 января 2017 года. Кроме того, дуб включен в перечень ценных и редких пород деревьев.

Документ поддержали 233 народных депутата.

0 коммент.:

Дописати коментар