ФОТО: РИА НОВОСТИ/ ЕВГЕНИЙ ЕПАНЧИНЦЕВ
Усиления мер противопожарной безопасности в лесах сенаторы добивались давно. Глава палаты регионов Валентина Матвиенко неоднократно выступала за увеличение финансирования, выделяемого регионам на борьбу с огнём. Сегодня можно констатировать, что успех на этом направлении достигнут — средств выделяется достаточно. Однако считать проблему с пожарной безопасностью полностью решённой пока ещё рано.
Не весь лес указан на карте
Ситуация с лесными пожарам стабилизировалась, их количество сократилось на 18 процентов, заметил заместитель министра природных ресурсов и экологии Иван Валентик в ходе заседания «круглого стола» на тему «Охрана лесов от пожаров в 2018 году: задачи, проблемы и пути их решения», который прошёл в Совфеде 13 февраля. По его словам, снижается и ущерб от стихии. В прошлом году он составил около 20 миллионов рублей, что в разы меньше, чем в 2015 и 2016 годах.
Произошло это, по мнению чиновника, прежде всего благодаря решению проблем с финансированием. Всё это позволило сформировать современную систему охраны лесов от пожаров, намного улучшилась и система мониторинга. Например, в Московской области она четырёхступенчатая. Помимо лесников, передвижных автолабораторий, авиации, за пожарами теперь научились следить с помощью камер. «Правительству области удалось заключить соглашения с ведущими операторами мобильной связи, и теперь камеры наблюдения за очагами возгорания мы размещаем на вышках-ретрансляторах», — рассказал председатель комитета лесного хозяйства Московской области Иван Советников.
И всё-таки цифры статистики — вещь лукавая. На это обратил внимание заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Владимир Лебедев. «В 2017 году пожары, по данным Минприроды, были зафиксированы на семь миллионах гектаров лесных насаждений, на самом же деле горело не меньше 15 миллионов гектаров», — убеждён сенатор.
Дело в том, что в Минприроды учитывают возгорания только в тех местах, где согласно картам растёт лес. «На самом же деле лес растёт не только там. Неконтролируемые насаждения возникают на заброшенных сельхозземлях, на так называемых, землях запаса и так далее. Пожары на этих участках в статистике не отражены», — заметил Владимир Лебедев. По его мнению, сезоны пожароопасности стали продолжительнее, потому что климат заметно потеплел. А значит, возможно и повторение ситуации с масштабной засухой 2010 года. И пока власти к этому не готовы.
Год | Количество (шт.) |
2015 |
11 264
|
2016 |
10 090
|
2017 |
9204
|
Сенатор уточнил, что цель этого документа — не только определить первоочередные меры борьбы со стихией, проконтролировать их исполнение, но и сосредоточить на этой борьбе все имеющиеся силы и ресурсы с тем, чтобы не допустить возгораний в лесах, перехода степных пожаров, сельхозпалов на лесные земли, оперативно тушить очаги возгорания, не давая огню распространяться на значительные площади.
Чьё это поле, чей этот лес?
К чему может привести рассогласованность в действиях ведомств, говорит случай, произошедший в Томской области в 2017 году. Самого крупного за прошлый год лесного пожара там могло бы не быть вовсе, если бы вовремя разобрались, кому тушить возгорание сухой травы в поле. «Загоревшееся поле расположено на землях запаса. За тушение пожаров на этих землях отвечает МЧС. А наш объект охраны — лес, то есть на этот пожар мы вроде выезжать не должны. И дело не просто в принципе: уже был случай, когда наши ребята выезжали тушить такие поля, выгоняли технику, а потом приходит прокуратура и выписывает штраф за нецелевое расходование средств», — рассказал начальник департамента лесного хозяйства Томской области Михаил Малькевич.
Закон менять не нужно, а вот новый механизм взаимодействия в случае чрезвычайной ситуации мы разработать должны.
Возгорание поля, которое вовремя никто не приехал тушить (база МЧС оказалась за десятки километров от места возгорания), привело к тому, что вспыхнул лесной массив, и ущерб от пожара влетел в круглую сумму. «Проблема ведомственной рассогласованности действительно есть, — констатировал главный инспектор по пожарному надзору МЧС Ринат Еникеев. — Но дело в том, что зоны ответственности установлены в законодательстве и менять их мы не можем».
«Закон менять не нужно, а вот новый механизм взаимодействия в случае чрезвычайной ситуации мы разработать должны», — считает сенатор Владимир Лебедев. По его мнению, в период высокой пожароопасности в каждом регионе должен быть создан штаб, куда войдут представители МЧС, лесхозов и арендаторов лесных участков, которые теперь также несут ответственность за сохранность насаждений. «Таким образом решение, кому ближе добираться до пожара, будет принято оперативно», — заметил Лебедев.
Приехать на пожар не позволяет приказ Минтранса
Но прежде, чем начать тушение пожара, к нему ещё надо подъехать. Иногда проблемы возникают как раз на этом этапе. Дело в том, что пока законодателям никак не удаётся убедить Минтранс внести поправки в Приказ о порядке выдачи разрешения на движение по автодорогам крупногабаритной специальной техники. «Мы не раз сталкивались с тем, что наши трактора и грейдеры невозможно подвезти к месту пожара. Техническая база, где стоит эта техника, находится за много километров от очага возгорания, и технику доставляют по дорогам на специальных платформах-трейлерах. Для движения такого крупногабаритного транспорта требуется разрешение Минтранса. Но на его выдачу в ведомстве отводят до 14 дней!» — рассказал о проблеме заместитель директора департамента недропользования из Ханты-Мансийска Евгений Платонов.
Здесь, конечно, должно действовать исключение, считают в Совете Федерации.
https://www.pnp.ru/economics/lesnye-pozhary-potushat-dengami.html
0 коммент.:
Дописати коментар