13 февраля во Львове состоялось выездное заседание Аграрного комитета ВРУ, посвященное широкому кругу тех проблем, с которыми сегодня сталкивается наша лесохозяйственная отрасль. К сожалению, уже несколько лет подряд существование лесхозов обеспечивается на голом энтузиазме, как говорится, «не благодаря, а вопреки». На заседании комитета обсуждались в первую очередь проблемы финансирования и управления отраслью, поскольку эти вещи в настоящее время наиболее критичны. Но я хотел бы обратить внимание и на те проблемы и несогласованности, которые существуют в разрезе земельного вопроса. Как бы там ни было, а леса растут не из воздуха, а из земли, поэтому комплекс вопросов лесохозяйственной отрасли обязательно необходимо увязывать с земельным блоком.
В частности, значительный процент земельных участков, используемых государственными лесохозяйственными предприятиями, на сегодня не внесены в Государственный земельный кадастр. По данным Госгеокадастра, речь идет о 75% земель лесного фонда, которые сегодня находятся вне кадастра. И право постоянного пользования ими не зарегистрировано в Реестре имущественных прав. Не мне объяснять, что такое положение дел способствует незаконным махинациям с этими земельными участками.
Еще одна проблема связана с тем, что у нас до сих пор не согласованы положения Земельного и Лесного кодексов.
Так, Земельный кодекс не предоставляет постоянному пользователю земельного участка права передавать его в пользование третьим лицам. Однако положения Лесного кодекса фактически предусматривают это право, но под видом предоставления в пользование не земельного, а лесного участка. В результате, такие договоры не отражаются ни в Государственном земельном кадастре, ни в Государственном реестре прав на недвижимое имущество. Процедура предоставления лесного участка в пользование не является прозрачной, ведь требования Земельного кодекса об обязательности проведения земельных торгов здесь не применяются.
Это же касается заключения договоров так называемых лесных сервитутов, которые тоже по сути являются земельными сервитутами, но из-под действия Земельного кодекса искусственно выведены. На мой взгляд, следует исправлять эти ошибки и наконец провести работу по согласованию Лесного и Земельного кодексов.
Хочу отметить, что данная проблема, к сожалению, не в последнюю очередь связана со сверхжесткими нормами земельного законодательства. Государственные предприятия, в том числе и лесохозяйственные, имеют в постоянном пользовании огромные объемы земель. Требования Земельного кодекса Украины, в принципе, понятны. Законодатель хотел защитить земли государственных предприятий от «дерибана». Но во многих случаях возникает потребность во временном занятии небольших площадей другими объектами. И здесь не всегда нужно искать «криминал», это не обязательно застройка леса коттеджами.
Например, нужно проводить линии электропередачи, тянуть трубопроводы, обустраивать рекреационные, оздоровительные зоны и тому подобное. Поэтому государственные лесохозяйственные предприятия должны иметь право в отдельных случаях передавать земельные участки в аренду. Но при двух условиях: во-первых, лес от этого страдать не должен, и во-вторых, это должно происходить прозрачно и в полном соответствии с земельным законодательством. Земельные участки должны быть зарегистрированы в Государственном земельном кадастре, а договоры аренды проходить через Реестр имущественных прав.
Ситуация, которая сложилась в этой сфере, свидетельствует, что давно наступило время для наработки соответствующих законодательных изменений. Поэтому приглашаю всех коллег-народных депутатов, в том числе и членов других комитетов ВРУ, а также представителей экспертной среды приобщаться к этому процессу. Если мы хотим навести порядок и в земельной сфере, и в лесохозяйственной отрасли, нужно снимать все эти несогласованности!
Олег Кулинич, народный депутат, председатель подкомитета по вопросам земельных отношений Аграрного комитета ВРУ
0 коммент.:
Дописати коментар