То есть фактически чиновники Минприроды просто приняли произвольное, ничем конкретно не обоснованное, решение об увольнении руководителя объединенной дирекции двух федеральных ООПТ. Насколько известно, решение готовилось заранее, еще до назначения нового министра - а приняли его, когда этот самый новый министр был в отъезде (именно поэтому приказ подписан не министром, а и.о. министра).
Особо отметим, что национальный парк Земля леопарда и государственный заповедник Кедровая падь - это не только очень ценные, но и очень сложные особо охраняемые природные территории. Они располагаются в густонаселенной и транспортно освоенной южной части Приморского края, по прямой (через залив) - всего в пятнадцати километрах от Владивостока. Для окрестностей парка и заповедника характерны давно укрепившиеся браконьерские традиции (во многом подпитываемые соседством с Китаем и огромным неудовлетворенным спросом на всякую диковинную природную продукцию), а также традиции массового весеннего выжигания сухой травы и тростника - сохранить в этих условиях территорию от браконьерства и пожаров не просто трудно, а чрезвычайно трудно. Сохранение природных территорий в таких условиях неизбежно ведет к многочисленным конфликтам, которые нужно как-то улаживать и сводить к безопасному уровню. Это требует незаурядных знаний, умений и опыта работы - далеко не каждый даже опытный руководитель ООПТ, а тем более новый для этой системы человек, с такой работой сможет справиться.
Т.А.Барановская отработала в этой должности три года. За это время в управлении национальным парком и заповедником произошли следующие изменения (люди, знакомые с ситуацией лично, однозначно подтверждают эти изменения):
во-первых, был сформирован сплоченный и эффективно работающий коллектив сотрудников, и в основном прекращены прошлые ссоры и затяжные конфликты;
во-вторых, существенно повысилась степень защищенности территории от пожаров, в том числе от прихода огня (травяных палов) с сопредельных территорий, организовано постоянное противопожарное обучение сотрудников, противопожарная служба была оснащена необходимым оборудованием - в результате пожаров стало намного меньше, а в 2017 году их не было вовсе;
в-третьих, было налажена активная экопросветительская работа в населенных пунктах Хасанского района Приморья (ранее такая работа была налажена практически только во Владивостоке);
в-четвертых, была построена центральная усадьба, были реконструированы экологическая тропа и визит-центр в Барабаше;
в-пятых, был реализован комплекс биотехнических мероприятий, позволивших поддерживать высокую плотность популяций копытных - кормовой базы леопардов и тигров; и именно это обеспечило рост численности тигров и леопардов с 2014 по 2017 гг. примерно в полтора раза;
в-шестых, налажен обмен данными с китайскими коллегами, создана совместная база данных в отношении популяции дальневосточного леопарда;
в-седьмых, налажена работа по развитию экологического туризма, налажено взаимодействие с краевыми и общероссийскими туроператорами, в результате чего получены две премии Приморского края в области экотуризма (в 2016 и 2017 гг.);
в-восьмых, проведены работы по постановке земель национального парка на кадастровый учет (ранее эти работы не выполнялись);
в-девятых, в 2015 году было организовано всероссийское совещание директоров ООПТ;
в-десятых, подготовлена и одобрена заявка по созданию биосферного резервата "Земля леопарда", а также начаты переговоры с китайскими и северокорейскими коллегами о создании трансграничного природного резервата.
Разумеется, все это не избавляет от большого количества обычной для крупных и сложных федеральных ООПТ текущей работы, в которой тоже есть много своих важных результатов.
В общем, увольнение Т.А.Барановской с должности директора Земли леопарда и Кедровой пади - это увольнение одного из самых ярких и надежных руководителей в российской системе федеральных ООПТ, причем в условиях, когда вся эта система сверху донизу испытывает жесточайший дефицит квалифицированных руководителей и специалистов. Ни к чему хорошему это явно привести не может (найти другого квалифицированного руководителя на эту должность будет очень сложно, а неквалифицированный может быстро создать столько новых проблем, что разгребать их придется годами). То, что срок работы нового министра начинается с таких сомнительных кадровых решений, пусть даже формально не его собственных - это очень плохое предзнаменование: кадровые проблемы - это самая главная угроза всей системе Минприроды России. Ситуация с квалифицированными кадрами в системе Минприроды и подведомственных учреждениях настолько плоха, что новому министру нужно держаться буквально за каждого случайно уцелевшего дельного руководителя.
0 коммент.:
Дописати коментар