25 травня 2018

А.С.Аникин. Времена меняются - проблемы прежние



Лесное хозяйство Российской федерации сейчас переживает не лучшие времена. 

Интенсификация лесного хозяйства - это сегодня важнейшее направление лесной политики страны. Для этого разработана Концепция перехода к интенсивной модели лесопользования. Эта Концепция стала поводом для разработки нового поколения нормативно-правовых актов по лесному хозяйству: Правил заготовки древесины..., Правил лесовосстановления и Правил ухода за лесами. Руководитель лесного отдела Гринпис России А. Ярошенко писал, что еще на самых ранних этапах развития Концепции интенсивного использования и воспроизводства лесов многие специалисты предупреждали, что смешение идей "интенсивного воспроизводства лесов" (то есть лесовыращивания, лесного хозяйства) и "интенсивного использования лесов" (то есть добычи древесины) приведет к победе коммерчески привлекательных элементов - в первую очередь - интенсификации рубок в лесах, не достигших возраста спелости, и к забвению затратных, но наиболее важных для интенсивного воспроизводства - в первую очередь ухода за молодняками.

Ещё В 1912 году проф. Г.Ф. Морозов издал классический труд лесоохранного дела - «Учение о лесе», в котором изложены вопросы биологии лесных пород и насаждений, разработано учение о типах лесных насаждений, обоснована теория рубок и лесовозобновления, полезащитного лесоразведения, ухода за лесом. Г.Ф. Морозов писал, что «Пока леса было много, пользование им происходило (заметьте «пользование», а не «использование» леса - Аникин) без всяких лесоводственных забот о том, что может произойти в результате такого пользования. Нужда в лесе родит идею постоянства пользования лесом, и вот она-то и есть краеугольная идея всего лесного хозяйства». Г.Ф. Морозов указывал два необходимых признака постоянства пользованием лесом: 1) рубка и возобновление - синонимы; 2) необходимо иметь совокупность насаждений различного возраста: молодых, среднего возраста, приспевающих и спелых. Он отмечал, что «Очевидно также, что недостаточно знать, как рубить, необходимо еще ответить на вопрос, сколько рубить, а также, где именно рубить, т. е. установить пользование не только во времени, но и в пространстве». И далее: «Со временем, с экономическим подъемом страны, лесное хозяйство не может уже довольствоваться ответом на эти три вопроса, а, под влиянием увеличивающейся стоимости земли и необходимости делать ее более производительной, вырастают задачи об увеличении доходности лесной площади, об увеличении ее производительности, наконец, об улучшении качества производимого товара. Все это влечет за собой новую задачу, благодаря которой необходимо знать не только как рубить, но и как воспитывать лес».

Г.Ф. Морозов в своей статье «О лесоводственных устоях» отмечает, что «Лесоводство есть, в сущности, наука нормативная, наука трактующая о том, что должно быть, а не только о том, что есть, каков должен быть хозяйственный лес, дабы основное веление лесоводства, идея возобновления в процессе пользования лесом, осуществлялась бы полностью». Далее в этой же статье он отмечает, «что в лесоводстве, как во всякой хозяйственной деятельности, человек прежде всего стремится осуществить свои задачи, кладя в основу своей деятельности принцип экономии своих сил, средств, времени и пр.».

Резюмируя вышесказанное, хочу подчеркнуть, почему, как мне кажется, Г.Ф. Морозов все время подчеркивает важность лесовозобновления в процессе главных рубок. Ведь основная задача главных рубок во все времена — это заготовка древесины, но лесозаготовители забывают о лесовозобновлении и поэтому Г.Ф. Морозов говорит о важности возобновления леса. Другими словами, главные рубки по Г.Ф. Морозову — это возобновительные рубки.

В действующих сейчас Правилах заготовки... сказано (П.32), что «Осуществление сплошных рубок на лесных участках, предоставленных для заготовки древесины, допускается только при условии воспроизводства лесов на указанных лесных участках». А в П.35 - «Выборочные рубки... проводятся с интенсивностью, обеспечивающей формирование устойчивых лесных насаждений из второго яруса и подроста главных (целевых) пород».

Рубки ухода по Г.Ф. Морозову - это воспитательные рубки.

В действующих сейчас Правилах ухода за лесами указывается (П.7) что «В эксплуатационных лесах мероприятия по уходу за лесами направлены на повышение продуктивности лесов, получение высококачественной древесины и недревесных ресурсов». И далее «В защитных лесах и на особо охраняемых участках лесов мероприятия по уходу за лесами направлены на сохранение и восстановление средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и полезных функций лесов».

Как мы видим, в правилах декларируются правильные цели, но про высокое качество современных рубок на практике говорить не приходится, леса у нас в стране страдают: от законных, но бесхозяйственных рубок; от незаконных (неразрешенных) рубок; а также гибнут от лесных пожаров и от вредителей и болезней леса.

Проф. М.Е. Ткаченко в своей статье «Наше лесное хозяйство», опубликованной в 1928 году, отмечал, что в «лесном хозяйстве очень много старых и новых дефектов, превращающих хозяйство в больной организм». В этой статье М.Е. Ткаченко отметил следующие важнейшие причины, которые тормозят развитие отечественного лесного хозяйства:

1. «Первой причиной является недостаток отпускаемых средств. До войны (1-ой мировой — Аникин) расходы на лесное хозяйство составляли 46% валового лесного дохода, а в 1924/25 году всего только 15%». В наше время плата за использование лесов в федеральный бюджет в 2017 году составила 77% от расходов федерального бюджета на лесное хозяйство, а в 2012 году плата за использование лесов в федеральный бюджет составляла 54% от расходов федерального бюджета на лесное хозяйство. Думаю, что выводы очевидны.

2. «...крупным тормозом в развитии нашего лесного хозяйства является недостаток организации в нем труда. Нет специалиста в СССР, совмещающего в себе столько обязанностей, сколько их совмещает лесничий». «Лесничий - делопроизводитель, лесничий - кассир, лесничий - агент по охране лесов госфонда, лесничий - опекун над лесами местного значения, лесничий - сотрудник землеустроительных организаций и лесничий - меньше всего специалист по выращиванию леса». В этой статье приводится схема реального рабочего времени лесничего, в которой «...поражают две особенности: обилие органов власти, которым подчинен лесничий, и отсутствие времени, проводимого лесничим в лесу». В наше время по последнему опросу Гринпис России (опрос закончился 14.03.2018 г.), 81% руководителей и специалистов лесного хозяйства сказали, что у них более 60% времени уходит на бумагописание.

Также в статье М.Е. Ткаченко отмечал двойственное отношение к лесничему со стороны местного населения, например, из-за составления протоколов и привлечения к суду за самовольные порубки; любой другой специалист, работающий на селе (учитель, агроном, врач, ветеринар), оказывает деревне помощь. М.Е. Ткаченко указывал и на низкую зарплату лесничего. Эти проблемы являются актуальными и для нашего времени.

С учетом всего вышеизложенного, остается только констатировать, что процесс реализации Концепции интенсивного использования и воспроизводства лесов вызывает очень много вопросов. «Во многих случаях целесообразнее затрачивать ресурсы государства не на создание громоздких механизмов контроля, а на непосредственное выполнение функций, порождающих позитивные экстерналии (т. е. брать на себя часть издержек по реализации чужих интересов)» [Суконкин С.Е.]. Для достижения положительных результатов необходимо честное отношение к лесу и лесному хозяйству.


Литература

1. Морозов Г.Ф. Учение о лесе (под ред. В.В. Матренинского). 5-е изд. 1930 г. 440 с.

2. Морозов Г.Ф. О лесоводственных устоях / Г.Ф. Морозов (к 100 — летию со дня рождения) 1867 — 1986 гг. - М.: Лесная промышленность, 1967. 200 с.

3. Ткаченко М.Е. Наше лесное хозяйство (отдельный оттиск из журнала «Пути сельского хозяйства». № 9). - М.: Новая деревня, 1928. 16 с.

4. Экономика: учебное пособие /Л.Ю. Абакулина [и др.]; под ред. А.В. Лабудина. - СПб.: Изд-во Политехн. Ун-та, 2011.-320 с.

5. Архангельская область поставила крест на Концепции интенсивного использования и воспроизводства лесов

6. Сколько времени у руководителей и специалистов лесного хозяйства уходит на "бумагописание"? (ежегодный опрос)


Аникин А.С., к.с.-х.н., доц. кафедры лесоводства СПбГЛТУ им. С.М. Кирова anikin.as.forest@gmail.com

Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет им. С.М.Кирова

0 коммент.:

Дописати коментар