28 червня 2018

КОРОЕДУ ТУТ НЕ МЕСТО!



Усыхание сосны «смешивает» краски по всей стране, но больше других от этого страдают самые южные регио­ны. Здесь вершинный короед «рисует» рыжие пятна на лесной карте активнее всего. Тем временем лесоводы подсчитывают гектары хвойного леса, которые уже пришлось вырубить и еще придется. На делянках Гомельского ГПЛХО, где совсем недавно росли сосны, на днях побывала и корреспондент «БЛГ».

Картина впечатляет и устрашает: гектары опустошенного леса, тут и там жужжат бензопилы, снует лесозаготовительная техника — лесоводы с утра до вечера на поле битвы с короедом.
— Ситуация меняется очень быстро: сегодня перед вами стоит зеленое дерево, а в течение недели от него остается один «скелет» с рыжими иголками, — поясняет генеральный директор Гомельского ­ГПЛХО Юрий Липский. — За таким примером нам даже далеко ездить не придется, такая ситуа­ция в области повсеместно.

Действительно, всего-то вырулили за городскую черту Гомеля, проехали в глубь леса несколько километров. Прямо у наших ног, в одном из кварталов Макеевского лесничества ГОЛХУ «Гомельский опытный лесхоз», тянутся к солнцу лесные культуры, созданные заботливыми руками лесоводов на месте сплошной вырубки очага усыхания 2017 года. Поднимаем глаза — весь участок по периметру снова в свежих желтых пятнах… Выходит, лесоводам опять нужно возвращаться в эти места с рубкой.

Юрий Николаевич обеспокоен. В ближайшее время лучше не будет, опередить жука никак не выходит.

— За весь прошлый год в лесхозах области вырубили 25 тыс. га усыхающих сосновых насаждений, причем около 15 тыс. га из этого числа составили сплошные санитарные рубки, — приводит цифры Юрий Липский. — Только теперь, по данным учета, в ­ГПЛХО вершинным короедом повреждено более 28 тыс. га, из них 12 тыс. га приходится на сплошные санитарные рубки. По данным на 15 июня, порядка 25 тыс. га уже разработано, остатки сплошных санитарных рубок составляют 3000 га.

Война вредителю объявлена во всех лесхозах области, ситуация сложная везде, но хуже всего дела обстоят в самых южных. Лоев, Комарин, Хойники, Речица, Василевичи — только на сплошные санитарные рубки здесь приходится по тысяче гектаров. Лесхозы областного объединения работают в Комаринском лесхозе, на всех разделили 300 га. Однако фактически в каждом лесхозе продолжают выявлять всё новые объемы усыхания, причем немалые. В целом по ­ГПЛХО только за предыдущую неделю на учет было поставлено 1300 га пораженных сосняков, которые нужно всплошную вырубить. Поэтому силы лесхозов, занятые помощью Комарину, в ближайшее время придется возвращать на места.

— Большие объемы древесины образуются, успевае­те продавать?

— Деревья, усохшие из-за короеда, можно использовать практически так же, как и здоровые. Важно пустить их в ход в течение месяца после того, как порыжели. В противном случае пострадает качество древесины. Вершинную часть в основном отправляем на щепу, плиты, нижнюю, что крепче, — на пиломатериалы. Конечно, помимо вопросов организации оперативного заготовительного процесса, второй самый сложный — реализация. Проблема есть, например на сегодняшний день лесхозы загрузили сырьем «Гомельдрев», «Речицадрев», Светлогорский ЦКК, поэтому пока эти заводы для приемки нашей древесины закрыты. В ситуации, когда экспорт круглого леса сведен к нулю и только растут аппетиты короеда, надо отдать должное персоналу лесохозяйственных учреждений. Лесоводы сейчас чрезвычайно загружены, в том числе и по организации сбыта. Ситуация, мягко сказать, напряженная. Чтобы решать проблему, в некоторых лесхозах Гомельского областного объединения продолжается строительство и модернизация деревообрабатывающих цехов.

К сожалению, экономических потерь из-за короеда избежать всё равно не удастся. Из-за большой численности жуки берутся грызть даже сильные стволы — по зубам им и 40-летние, и 70-летние деревья. Насаждения не успевают достичь возраста товарной спелости. Как итог — качество такой древесины хуже, а цены на нее ниже.

День сурка

Отвод, постановка на учет, выписка лесорубочного билета, вырубка — по такому отработанному механизму действий уже второй год воюют с короедом работники Речицкого опытного лесхоза. И всё бы хорошо, только угнаться за жуком не получается.

— Вырубили очаг, можно выдохнуть, — демонстрирует участок сплошной санитарной рубки в одном из лесничеств ­ГОЛХУ «Речицкий опытный лесхоз» главный лесничий Дмитрий Давыденко.

А следом задается вопросом: «Рядом стоят еще здоровые с виду деревья, но так ли это?»
— Обычная ситуация — спустя какое-то время после вырубки очага по его контуру вновь желтеют сосны. Так и ходим по кругу, периодически возвращаясь в места, где, казалось бы, короеда обезвредили, — говорит Дмитрий Михайлович. — Впрочем, множество случаев усыхания фиксируем и там, где вовсе никаких рубок не проводилось.

В лесхозе отмечают: из-за жука в прошлом году только сплошными санитарными рубками было вырублено 603 га сосен. Похоже, этот год будет рекордным — по состоянию на середину июня по лесхозу выявлено уже 980 га пораженных вредителем сосен, причем 640 га из них уже разработано.

— Прогнозы неутешительные: в этом году, видимо, придется вырубить даже большие площади, чем в прошлом, ведь только после начала первого лёта короеда по лесхозу всего за две недели было поставлено на учет 400 га пораженного леса, — описывает ситуацию директор ГОЛХУ «Речицкий опытный лесхоз» Дмитрий Глусцов. — Своих мощностей заготовить весь необходимый объем нам уже не хватает, так как новые очаги поражения выявляются постоянно. Для более оперативной заготовки привлекаем сторонние организации. Нужно вырубить поврежденные жуком сосны у себя и успеть помочь коллегам из Комаринского лесхоза.

Если оперативно проводить рубки и вывозить на промсклад деревья с опасными «квартирантами» речицкие лесоводы пока успевают, то сжигать тотчас же ветки и сучья пока не получается. Руки пока связаны высоким классом пожарной опасности, уже долгий период времени он не опускался ниже 4-го.

Чем пахнет мониторинг?

Главный лесничий Дмитрий Давыденко прошел с нами к лесосеке в ­205-м квартале Борщевского лесничества ГОЛХУ «Речицкий опытный лесхоз», где лесники занимаются отводом и таксацией. Не так давно феромонная ловушка помогла определить масштабы бедствия. При первоначальном подсчете здесь обнаружили около 3500 особей вершинного короеда. Сегодня на зараженных деревьях лесники баллончиком рисуют оранжевые метки. Эти сосны придется срубить.

Как сообщили в Гомельском ­ГПЛХО, за весь период наблюдения по первому поколению в отдельных ловушках только за одну декаду специалисты некоторых лесхозов насчитывали до 9 тыс. особей вершинного короеда. Такие данные свидетельствуют о серьезной угрозе лесу в этих районах, пояснили в ГПЛХО. С 25 июня по 15 августа лесоводы ожидают начала лёта уже второго поколения короеда. В ловушках поменяют феромон и будут дальше наблюдать за развитием ситуации.

Вот жук!

Перемещаемся в 115-й квартал Борщевского лесничества. Здесь посреди леса ловко орудует бензопилой, срезая пораженные сосны, вальщик. Когда падает очередной ствол, подходим посмотреть поближе. Его верхняя часть буквально усеяна тысячами микроскопических точек. Прежде бархатно-зеленая шапка сосны полностью порыжела.

— Эти ходы прогрызает взрослая особь жука, а немного глубже располагаются личинки, — поясняет главный лесничий Дмитрий Давыденко. Лесничий аккуратно срезает ножом немного коры, и перед нами — два взрослых короеда коричневого цвета.

— Жалко рубить исполинские сосны, но ветки на дереве сверху порыжели, значит, короед там уже свое потомство оставил, надо от него избавляться, — в один голос говорят опытные вальщики Владимир Панфиленко и Николай Коваленко.

Перемещаемся дальше по лесничеству, буквально через пять километров наблюдаем, как шведский «Вимек» валит, по меркам лесоводов, еще совсем молодую сосну. Высохшее дерево падает за несколько секунд. Оператор харвестера Игорь Кондратенко ловко подхватывает дерево клешней харвестерной головки и быстро распиливает его на части, отсекая мелкие сучья и ветки.

— Сложно управлять такой техникой?

— По-разному, — говорит Игорь Михайлович. — Сложно сухостоину обтеребить, если она не теребится, почти каменная. Конкретно этот участок соснового леса, пораженный короедом, как раз сегодня и начал разрабатывать. К середине дня уже немало прошел, но все-таки на усыхающих насаждениях работать тяжелее.

В прошлом году только в Борщевском лесничестве Речицкого опытного лесхоза пришлось вырубить под корень 89 га усыхающих сосняков. Теперь в лесничестве выявлено уже 76 поврежденных короедом гектаров.

— На сегодня разработали уже 72 га, но новые очаги выявляем постоянно, — поясняет лесничий Борщевского лесничества Александр Лукашевич. — Только на этой неделе на учет дополнительно поставлено 15 га. Обидно, что теряем столько сосен, но еще обиднее от непонимания людей. Часто местные жители жалуются, что скоро с внуками гулять негде будет. Объясняешь: если не бороться с эпидемией, высохнут все деревья в округе.

В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ
Автор: Евгения ПЕСТУНОВА,
Фото автора
Дата публикации: 09.06.2018

0 коммент.:

Дописати коментар