16 січня 2019

Защите леса от короедов мешает несовершенство нормативной базы



В перечне множества бед, влияющих на снижение лесистости Украины, не последнее место занимают короеды. Уменьшить отрицательные последствия их жизнедеятельности может выращивание устойчивых к ним насаждений. Для предотвращения потерь ликвидной древесины, заготавливаемой в очагах усыхания и массового размножения короедов, необходимы изменения в нормативной базе лесного хозяйства.

На фоне глобального изменения клима­та и множества антропогенных факто­ров ослабления лесов создаются усло­вия для массового размножения короедов (ОиДБ 2018 № 2). Ученые установили зако­номерности распространения очагов коро­едов, разработали методы надзора и про­гнозирования риска заселения сосновых ле­сов с учетом характеристики насаждений и внезапного изменения категории земель соседних участков (появление вырубок, го­рельников и т. д.). Однако утвержденные Гос­лесагентством Украины «Временные реко­мендации по проведению первоочередных мероприятий в сосновых лесах, поврежден­ных короедами» («Тимчасові рекомендації щодо прове­дення першочергових заходів у соснових лісах, пошкоджених короїдами», 2017) невозможно внедрить без вне­сения изменений в действующие норматив­ные документы.

К сожалению, ограниченный объем ста­тьи не позволяет подробно рассмотреть все позиции нормативных документов, в кото­рые нужно внести изменения, поэтому об­ратим внимание лишь на законодательные акты высшего уровня.

Так называемый «Закон тишины», то есть поправки к части пятой статьи 39 За­кона Украины «О животном мире» («Про тва­ринний світ», 13.12.2001, № 2894‑III) в редакции № 322‑VIII от 09.04.2015 (http://zakon.rada.gov.ua/laws/show/2894–14), выглядит не во всем логичным. С одной сто­роны, многие хищные птицы продолжают высиживать птенцов и после 15 июня, так что поправка к закону не спасает их от бес­покойства. С другой стороны, непонятно, почему запрещены лишь санитарные рубки и что делать с другими видами рубок?

Конечно, желательно рубки главного пользования и многие другие рубки прово­дить не в вегетационный период, а в очагах корневой губки даже точнее — в морозный период (чтобы предотвратить инфицирова­ние пней).

В то же время важнейшее условие успешного ограничения роста площади очагов короедов — вырубка заселенных дере­вьев до того, как успело завершить развитие новое поколение этих вредителей. А это и есть «настоящая» санитарная рубка («sanitary felling»).

В зарубежных странах строго различа­ют «настоящие» санитарные рубки и так на­зываемые рубки «спасения» («salvage logging»), которые назначают для оперативной лик­видации последствий катастрофических явлений (пожаров, ветровалов, снеголомов, наводнений), чтоб успеть заготовить (спа­сти!) древесину, которая в противном случае весной заселится вредителями. Такие рубки по нашему законодательству являются са­нитарными, хотя вряд ли их можно назвать оздоровительными.

В названных выше случаях промедле­ние с проведением рубки приведет к увели­чению площади очагов короедов и эконо­мическим потерям в результате снижения качества древесины.

В связи с этим предлагается такая фор­мулировка в «Законе тишины»: «В период массового размножения диких животных (с 1 апреля до 15 июня) запрещается про­ведение … всех видов рубок леса (за ис­ключением необходимости ликвидации по­следствий стихийных бедствий — пожаров, ветровалов, наводнений), … в специально отведенных участках и местах гнездования птиц, занесенных в Красную книгу Украины».

Выполнение Закона Украины «Об оцен­ке влияния на окружающую среду» («Про оцінку впливу на довкілля», 23.05.2017, № 2059‑VIII) (п. 21)) предполагает проведение ряда специ­альных процедур при назначении «… всех сплошных и постепенных рубок главного пользования и сплошных санитарных рубок на площади свыше 1 гектара; всех сплошных санитарных рубок на территориях и объек­тах природно-заповедного фонда».

С одной стороны, это хорошо, так как может предупредить злоупотребления. Но, с другой стороны, это плохо по ряду причин.

В период повышенной опасности рас­пространения очагов короедов и усыхания хвойных лесов очень важно при первых признаках заселения деревьев отвести их в выборочную санитарную рубку, вырубить и вывезти (а еще лучше и переработать!) до того, как в них закончат развитие корое­ды нового поколения. В таком случае и сни­зится количество деревьев, заселенных сле­дующим поколением вредителя, и возрас­тет возможность использовать древесину, относительно мало поврежденную и мало пораженную деревоокрашивающими и де­реворазрушающими грибами.

Ни представители общественности, ни представители каких-либо контролиру­ющих органов, кроме специалистов лесоза­щитных предприятий, не могут распознать заселенные короедами деревья в первые недели после заселения, так как их внешний вид соответствует І категории санитарного состояния. Однако уже через 6–8 недель хвоя краснеет, и удаление таких деревьев теряет смысл, так как короеды вылетели, а древесина может быть использована лишь как технологическое сырье.

Даже при своевременном обнаруже­нии заселенных деревьев специалист лесо­защитного предприятия как представитель бюджетной организации не может выехать на объект, пока не будут перечислены сред­ства за услуги, а последняя операция долж­на сопровождаться оформлением акта выполненных работ. Несовершенство ме­ханизмов данных операций, особенно если они приходятся на конец квартала, приво­дит не только к выплате незапланированных налогов на прибыль, но самое главное — к потере древесины наиболее высокого ка­чества. В результате от обнаружения факта заселения деревьев короедами до получе­ния лесорубочного билета проходят недели, а то и месяцы. За это время увеличивается доля дровяной древесины и отходов. Более того, если во время рубки будут выявлены вновь заселенные или усохшие деревья, то всю процедуру согласования придет­ся повторять, возвращаясь в очаг усыха­ния снова и снова, пока все не завершится сплошной санитарной рубкой.

Вызывает недоумение прописанная в этом же пункте закона необходимость проходить указанную процедуру при назна­чении рубок на площади свыше 1 гектара.

Конечно, чем меньшую площадь за­нимает участок, отведенный в рубку, тем меньше нарушается лесная среда. С другой стороны, при площади очага 5 га (допустим, 500 × 100 метров) периметр вырубки, вдоль которой существует высокий риск ослабле­ния деревьев соседних выделов, составит 500 + 100 + 500 + 100 = 1200 метров. Если же площадь распределить на пять участков по одному гектару (100 × 100 метров), то пе­риметр каждого из них составит 400 метров, а суммарный периметр — 2000 м, то есть количество деревьев с повышенным риском ослабления возрастет.

Таким образом, с точки зрения без­опасности для окружающей среды не имеет смысла разбивка на мелкие участки площа­ди, на которой неизбежно придется срубить лес. Такое дробление участка лишь позво­ляет избежать дополнительной процедуры оценки влияния на окружающую среду. По­этому целесообразно оценивать влияние на окружающую среду всех сплошных рубок главного пользования и сплошных санитар­ных рубок на площади свыше 3 гектаров, постепенных рубок — свыше 5 гектаров, а на территориях и объектах природно-за­поведного фонда — всех сплошных сани­тарных рубок.

Мы неоднократно подчеркивали необ­ходимость своевременной вырубки, удале­ния из леса и, по возможности, переработки свежезаселенных короедом деревьев. Не менее важно своевременное удаление из леса заготовленной древесины, которая привлекает короедов.

Они могут заселять древесину в тече­ние всего вегетационного периода, который в последние годы, в связи с глобальным по­теплением, начинается в середине марта почти на всей территории Украины, а за­канчивается в октябре. Поскольку основной объем древесины заготавливают зимой, очень важно уберечь её от заселения, вы­возя из лесу до 15 марта, а не до 1 апреля, как указано в нормативном документе «Про урегулирование вопросов относительно специального использования лесных ресур­сов» («Про врегулювання питань щодо спеціального вико­ристання лісових ресурсів», утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 23 мая 2007 г. № 761, ст. 67).



Заготовленная летом древесина, несмотря на наличие бирок, заселяется коредами

Учитывая данные о продолжительно­сти развития яиц короедов, древесину со­сны, заготовленную в вегетационный пери­од, необходимо вывозить из леса, окорять или защищать инсектицидами не позже, чем через 10 дней после рубки. Более того, дре­весину, поступающую из очагов короедов на нижний склад, необходимо в такие же сроки перерабатывать, окорять, защищать инсектицидами или хранить таким образом, чтоб замедлить или предотвратить разви­тие под корой потомства короедов.



Короед заселил заготовленную древесину



Из заготовленной летом древесины вылетели короеды

Поскольку сосновые леса растут на тре­ти лесного фонда Украины, дальнейшее распространение очагов их усыхания в та­ком темпе, как сейчас, неминуемо приве­дет к утрате этой ценной породы. Поэтому очень важно организовать лесохозяйствен­ную деятельность таким образом, чтоб не только сохранить лес, но и заготавливать ценную древесину. В то же время из-за несо­вершенства некоторых нормативных актов приходится довольствоваться «гнилыми яблоками» — заготовлять древесину, кото­рая утратила ценность.

СТАТЬЯ ИЗ РУБРИКИ: «ЛЕС И ЛЕСНАЯ ТЕХНИКА»

Вы можете скачать(открыть) полный текст статьи в PDF-версии

В. Мешкова,
д‑р с.-х. наук, проф., заведующая лабораторией защиты леса
УкрНИИ лесного хозяйства и агролесомелиорации им. Г. Н. Высоцкого

0 коммент.:

Дописати коментар