В перечне множества бед, влияющих на снижение лесистости Украины, не последнее место занимают короеды. Уменьшить отрицательные последствия их жизнедеятельности может выращивание устойчивых к ним насаждений. Для предотвращения потерь ликвидной древесины, заготавливаемой в очагах усыхания и массового размножения короедов, необходимы изменения в нормативной базе лесного хозяйства.
На фоне глобального изменения климата и множества антропогенных факторов ослабления лесов создаются условия для массового размножения короедов (ОиДБ 2018 № 2). Ученые установили закономерности распространения очагов короедов, разработали методы надзора и прогнозирования риска заселения сосновых лесов с учетом характеристики насаждений и внезапного изменения категории земель соседних участков (появление вырубок, горельников и т. д.). Однако утвержденные Гослесагентством Украины «Временные рекомендации по проведению первоочередных мероприятий в сосновых лесах, поврежденных короедами» («Тимчасові рекомендації щодо проведення першочергових заходів у соснових лісах, пошкоджених короїдами», 2017) невозможно внедрить без внесения изменений в действующие нормативные документы.
К сожалению, ограниченный объем статьи не позволяет подробно рассмотреть все позиции нормативных документов, в которые нужно внести изменения, поэтому обратим внимание лишь на законодательные акты высшего уровня.
Так называемый «Закон тишины», то есть поправки к части пятой статьи 39 Закона Украины «О животном мире» («Про тваринний світ», 13.12.2001, № 2894‑III) в редакции № 322‑VIII от 09.04.2015 (http://zakon.rada.gov.ua/laws/show/2894–14), выглядит не во всем логичным. С одной стороны, многие хищные птицы продолжают высиживать птенцов и после 15 июня, так что поправка к закону не спасает их от беспокойства. С другой стороны, непонятно, почему запрещены лишь санитарные рубки и что делать с другими видами рубок?
Конечно, желательно рубки главного пользования и многие другие рубки проводить не в вегетационный период, а в очагах корневой губки даже точнее — в морозный период (чтобы предотвратить инфицирование пней).
В то же время важнейшее условие успешного ограничения роста площади очагов короедов — вырубка заселенных деревьев до того, как успело завершить развитие новое поколение этих вредителей. А это и есть «настоящая» санитарная рубка («sanitary felling»).
В зарубежных странах строго различают «настоящие» санитарные рубки и так называемые рубки «спасения» («salvage logging»), которые назначают для оперативной ликвидации последствий катастрофических явлений (пожаров, ветровалов, снеголомов, наводнений), чтоб успеть заготовить (спасти!) древесину, которая в противном случае весной заселится вредителями. Такие рубки по нашему законодательству являются санитарными, хотя вряд ли их можно назвать оздоровительными.
В названных выше случаях промедление с проведением рубки приведет к увеличению площади очагов короедов и экономическим потерям в результате снижения качества древесины.
В связи с этим предлагается такая формулировка в «Законе тишины»: «В период массового размножения диких животных (с 1 апреля до 15 июня) запрещается проведение … всех видов рубок леса (за исключением необходимости ликвидации последствий стихийных бедствий — пожаров, ветровалов, наводнений), … в специально отведенных участках и местах гнездования птиц, занесенных в Красную книгу Украины».
Выполнение Закона Украины «Об оценке влияния на окружающую среду» («Про оцінку впливу на довкілля», 23.05.2017, № 2059‑VIII) (п. 21)) предполагает проведение ряда специальных процедур при назначении «… всех сплошных и постепенных рубок главного пользования и сплошных санитарных рубок на площади свыше 1 гектара; всех сплошных санитарных рубок на территориях и объектах природно-заповедного фонда».
С одной стороны, это хорошо, так как может предупредить злоупотребления. Но, с другой стороны, это плохо по ряду причин.
В период повышенной опасности распространения очагов короедов и усыхания хвойных лесов очень важно при первых признаках заселения деревьев отвести их в выборочную санитарную рубку, вырубить и вывезти (а еще лучше и переработать!) до того, как в них закончат развитие короеды нового поколения. В таком случае и снизится количество деревьев, заселенных следующим поколением вредителя, и возрастет возможность использовать древесину, относительно мало поврежденную и мало пораженную деревоокрашивающими и дереворазрушающими грибами.
Ни представители общественности, ни представители каких-либо контролирующих органов, кроме специалистов лесозащитных предприятий, не могут распознать заселенные короедами деревья в первые недели после заселения, так как их внешний вид соответствует І категории санитарного состояния. Однако уже через 6–8 недель хвоя краснеет, и удаление таких деревьев теряет смысл, так как короеды вылетели, а древесина может быть использована лишь как технологическое сырье.
Даже при своевременном обнаружении заселенных деревьев специалист лесозащитного предприятия как представитель бюджетной организации не может выехать на объект, пока не будут перечислены средства за услуги, а последняя операция должна сопровождаться оформлением акта выполненных работ. Несовершенство механизмов данных операций, особенно если они приходятся на конец квартала, приводит не только к выплате незапланированных налогов на прибыль, но самое главное — к потере древесины наиболее высокого качества. В результате от обнаружения факта заселения деревьев короедами до получения лесорубочного билета проходят недели, а то и месяцы. За это время увеличивается доля дровяной древесины и отходов. Более того, если во время рубки будут выявлены вновь заселенные или усохшие деревья, то всю процедуру согласования придется повторять, возвращаясь в очаг усыхания снова и снова, пока все не завершится сплошной санитарной рубкой.
Вызывает недоумение прописанная в этом же пункте закона необходимость проходить указанную процедуру при назначении рубок на площади свыше 1 гектара.
Конечно, чем меньшую площадь занимает участок, отведенный в рубку, тем меньше нарушается лесная среда. С другой стороны, при площади очага 5 га (допустим, 500 × 100 метров) периметр вырубки, вдоль которой существует высокий риск ослабления деревьев соседних выделов, составит 500 + 100 + 500 + 100 = 1200 метров. Если же площадь распределить на пять участков по одному гектару (100 × 100 метров), то периметр каждого из них составит 400 метров, а суммарный периметр — 2000 м, то есть количество деревьев с повышенным риском ослабления возрастет.
Таким образом, с точки зрения безопасности для окружающей среды не имеет смысла разбивка на мелкие участки площади, на которой неизбежно придется срубить лес. Такое дробление участка лишь позволяет избежать дополнительной процедуры оценки влияния на окружающую среду. Поэтому целесообразно оценивать влияние на окружающую среду всех сплошных рубок главного пользования и сплошных санитарных рубок на площади свыше 3 гектаров, постепенных рубок — свыше 5 гектаров, а на территориях и объектах природно-заповедного фонда — всех сплошных санитарных рубок.
Мы неоднократно подчеркивали необходимость своевременной вырубки, удаления из леса и, по возможности, переработки свежезаселенных короедом деревьев. Не менее важно своевременное удаление из леса заготовленной древесины, которая привлекает короедов.
Они могут заселять древесину в течение всего вегетационного периода, который в последние годы, в связи с глобальным потеплением, начинается в середине марта почти на всей территории Украины, а заканчивается в октябре. Поскольку основной объем древесины заготавливают зимой, очень важно уберечь её от заселения, вывозя из лесу до 15 марта, а не до 1 апреля, как указано в нормативном документе «Про урегулирование вопросов относительно специального использования лесных ресурсов» («Про врегулювання питань щодо спеціального використання лісових ресурсів», утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 23 мая 2007 г. № 761, ст. 67).
Заготовленная летом древесина, несмотря на наличие бирок, заселяется коредами
Учитывая данные о продолжительности развития яиц короедов, древесину сосны, заготовленную в вегетационный период, необходимо вывозить из леса, окорять или защищать инсектицидами не позже, чем через 10 дней после рубки. Более того, древесину, поступающую из очагов короедов на нижний склад, необходимо в такие же сроки перерабатывать, окорять, защищать инсектицидами или хранить таким образом, чтоб замедлить или предотвратить развитие под корой потомства короедов.
Короед заселил заготовленную древесину
Из заготовленной летом древесины вылетели короеды
Поскольку сосновые леса растут на трети лесного фонда Украины, дальнейшее распространение очагов их усыхания в таком темпе, как сейчас, неминуемо приведет к утрате этой ценной породы. Поэтому очень важно организовать лесохозяйственную деятельность таким образом, чтоб не только сохранить лес, но и заготавливать ценную древесину. В то же время из-за несовершенства некоторых нормативных актов приходится довольствоваться «гнилыми яблоками» — заготовлять древесину, которая утратила ценность.
На фоне глобального изменения климата и множества антропогенных факторов ослабления лесов создаются условия для массового размножения короедов (ОиДБ 2018 № 2). Ученые установили закономерности распространения очагов короедов, разработали методы надзора и прогнозирования риска заселения сосновых лесов с учетом характеристики насаждений и внезапного изменения категории земель соседних участков (появление вырубок, горельников и т. д.). Однако утвержденные Гослесагентством Украины «Временные рекомендации по проведению первоочередных мероприятий в сосновых лесах, поврежденных короедами» («Тимчасові рекомендації щодо проведення першочергових заходів у соснових лісах, пошкоджених короїдами», 2017) невозможно внедрить без внесения изменений в действующие нормативные документы.
К сожалению, ограниченный объем статьи не позволяет подробно рассмотреть все позиции нормативных документов, в которые нужно внести изменения, поэтому обратим внимание лишь на законодательные акты высшего уровня.
Так называемый «Закон тишины», то есть поправки к части пятой статьи 39 Закона Украины «О животном мире» («Про тваринний світ», 13.12.2001, № 2894‑III) в редакции № 322‑VIII от 09.04.2015 (http://zakon.rada.gov.ua/laws/show/2894–14), выглядит не во всем логичным. С одной стороны, многие хищные птицы продолжают высиживать птенцов и после 15 июня, так что поправка к закону не спасает их от беспокойства. С другой стороны, непонятно, почему запрещены лишь санитарные рубки и что делать с другими видами рубок?
Конечно, желательно рубки главного пользования и многие другие рубки проводить не в вегетационный период, а в очагах корневой губки даже точнее — в морозный период (чтобы предотвратить инфицирование пней).
В то же время важнейшее условие успешного ограничения роста площади очагов короедов — вырубка заселенных деревьев до того, как успело завершить развитие новое поколение этих вредителей. А это и есть «настоящая» санитарная рубка («sanitary felling»).
В зарубежных странах строго различают «настоящие» санитарные рубки и так называемые рубки «спасения» («salvage logging»), которые назначают для оперативной ликвидации последствий катастрофических явлений (пожаров, ветровалов, снеголомов, наводнений), чтоб успеть заготовить (спасти!) древесину, которая в противном случае весной заселится вредителями. Такие рубки по нашему законодательству являются санитарными, хотя вряд ли их можно назвать оздоровительными.
В названных выше случаях промедление с проведением рубки приведет к увеличению площади очагов короедов и экономическим потерям в результате снижения качества древесины.
В связи с этим предлагается такая формулировка в «Законе тишины»: «В период массового размножения диких животных (с 1 апреля до 15 июня) запрещается проведение … всех видов рубок леса (за исключением необходимости ликвидации последствий стихийных бедствий — пожаров, ветровалов, наводнений), … в специально отведенных участках и местах гнездования птиц, занесенных в Красную книгу Украины».
Выполнение Закона Украины «Об оценке влияния на окружающую среду» («Про оцінку впливу на довкілля», 23.05.2017, № 2059‑VIII) (п. 21)) предполагает проведение ряда специальных процедур при назначении «… всех сплошных и постепенных рубок главного пользования и сплошных санитарных рубок на площади свыше 1 гектара; всех сплошных санитарных рубок на территориях и объектах природно-заповедного фонда».
С одной стороны, это хорошо, так как может предупредить злоупотребления. Но, с другой стороны, это плохо по ряду причин.
В период повышенной опасности распространения очагов короедов и усыхания хвойных лесов очень важно при первых признаках заселения деревьев отвести их в выборочную санитарную рубку, вырубить и вывезти (а еще лучше и переработать!) до того, как в них закончат развитие короеды нового поколения. В таком случае и снизится количество деревьев, заселенных следующим поколением вредителя, и возрастет возможность использовать древесину, относительно мало поврежденную и мало пораженную деревоокрашивающими и дереворазрушающими грибами.
Ни представители общественности, ни представители каких-либо контролирующих органов, кроме специалистов лесозащитных предприятий, не могут распознать заселенные короедами деревья в первые недели после заселения, так как их внешний вид соответствует І категории санитарного состояния. Однако уже через 6–8 недель хвоя краснеет, и удаление таких деревьев теряет смысл, так как короеды вылетели, а древесина может быть использована лишь как технологическое сырье.
Даже при своевременном обнаружении заселенных деревьев специалист лесозащитного предприятия как представитель бюджетной организации не может выехать на объект, пока не будут перечислены средства за услуги, а последняя операция должна сопровождаться оформлением акта выполненных работ. Несовершенство механизмов данных операций, особенно если они приходятся на конец квартала, приводит не только к выплате незапланированных налогов на прибыль, но самое главное — к потере древесины наиболее высокого качества. В результате от обнаружения факта заселения деревьев короедами до получения лесорубочного билета проходят недели, а то и месяцы. За это время увеличивается доля дровяной древесины и отходов. Более того, если во время рубки будут выявлены вновь заселенные или усохшие деревья, то всю процедуру согласования придется повторять, возвращаясь в очаг усыхания снова и снова, пока все не завершится сплошной санитарной рубкой.
Вызывает недоумение прописанная в этом же пункте закона необходимость проходить указанную процедуру при назначении рубок на площади свыше 1 гектара.
Конечно, чем меньшую площадь занимает участок, отведенный в рубку, тем меньше нарушается лесная среда. С другой стороны, при площади очага 5 га (допустим, 500 × 100 метров) периметр вырубки, вдоль которой существует высокий риск ослабления деревьев соседних выделов, составит 500 + 100 + 500 + 100 = 1200 метров. Если же площадь распределить на пять участков по одному гектару (100 × 100 метров), то периметр каждого из них составит 400 метров, а суммарный периметр — 2000 м, то есть количество деревьев с повышенным риском ослабления возрастет.
Таким образом, с точки зрения безопасности для окружающей среды не имеет смысла разбивка на мелкие участки площади, на которой неизбежно придется срубить лес. Такое дробление участка лишь позволяет избежать дополнительной процедуры оценки влияния на окружающую среду. Поэтому целесообразно оценивать влияние на окружающую среду всех сплошных рубок главного пользования и сплошных санитарных рубок на площади свыше 3 гектаров, постепенных рубок — свыше 5 гектаров, а на территориях и объектах природно-заповедного фонда — всех сплошных санитарных рубок.
Мы неоднократно подчеркивали необходимость своевременной вырубки, удаления из леса и, по возможности, переработки свежезаселенных короедом деревьев. Не менее важно своевременное удаление из леса заготовленной древесины, которая привлекает короедов.
Они могут заселять древесину в течение всего вегетационного периода, который в последние годы, в связи с глобальным потеплением, начинается в середине марта почти на всей территории Украины, а заканчивается в октябре. Поскольку основной объем древесины заготавливают зимой, очень важно уберечь её от заселения, вывозя из лесу до 15 марта, а не до 1 апреля, как указано в нормативном документе «Про урегулирование вопросов относительно специального использования лесных ресурсов» («Про врегулювання питань щодо спеціального використання лісових ресурсів», утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 23 мая 2007 г. № 761, ст. 67).
Заготовленная летом древесина, несмотря на наличие бирок, заселяется коредами
Учитывая данные о продолжительности развития яиц короедов, древесину сосны, заготовленную в вегетационный период, необходимо вывозить из леса, окорять или защищать инсектицидами не позже, чем через 10 дней после рубки. Более того, древесину, поступающую из очагов короедов на нижний склад, необходимо в такие же сроки перерабатывать, окорять, защищать инсектицидами или хранить таким образом, чтоб замедлить или предотвратить развитие под корой потомства короедов.
Короед заселил заготовленную древесину
Из заготовленной летом древесины вылетели короеды
Поскольку сосновые леса растут на трети лесного фонда Украины, дальнейшее распространение очагов их усыхания в таком темпе, как сейчас, неминуемо приведет к утрате этой ценной породы. Поэтому очень важно организовать лесохозяйственную деятельность таким образом, чтоб не только сохранить лес, но и заготавливать ценную древесину. В то же время из-за несовершенства некоторых нормативных актов приходится довольствоваться «гнилыми яблоками» — заготовлять древесину, которая утратила ценность.
СТАТЬЯ ИЗ РУБРИКИ: «ЛЕС И ЛЕСНАЯ ТЕХНИКА»
Вы можете скачать(открыть) полный текст статьи в PDF-версии
В. Мешкова,
д‑р с.-х. наук, проф., заведующая лабораторией защиты леса
УкрНИИ лесного хозяйства и агролесомелиорации им. Г. Н. Высоцкого
Вы можете скачать(открыть) полный текст статьи в PDF-версии
В. Мешкова,
д‑р с.-х. наук, проф., заведующая лабораторией защиты леса
УкрНИИ лесного хозяйства и агролесомелиорации им. Г. Н. Высоцкого
0 коммент.:
Дописати коментар