Практика показала, что бакалавр-экономист, закончивший экономический ВУЗ с большим трудом, а зачастую вовсе не способен освоить магистерскую программу по экономике или управлению в лесном ВУЗе.
Федеральные государственные образовательные стандарты породили избыточное количество сопутствующих документов. Изготовление таких документов отнимает много времени у профессорско-преподавательского состава от подготовки к занятиям, научной работы, написания учебников, учебных пособий и т.д.
Постоянная смена образовательных стандартов не по сути, а по форме, влечет за собой перманентное переделывание рабочих программ, фондов оценочных средств по каждой дисциплине и пр., документов, превращая преподавателей в обычных канцелярских работников.
Для образовательного процесса такое количество бумаг не требуется, следовательно, они требуются для вышестоящих организаций и надзорных органов.
На этом фоне поменялась оценка преподавателя: сейчас хороший (премируемый) преподаватель не тот, кто дает качественные знания, ориентируясь в системе отраслевого законодательства, поддерживая связь с практикой, а тот, кто своевременно и качественно заполняет разного рода бессмысленные отчеты, в соответствии с требованиями вышестоящей организации.
Отечественное, практико-ориентированное лесное образование, которому исполнилось 215 лет, постепенно превращается в виртуальное, основной задачей которого становится не качество образовательных услуг, а количество бумаг для Минобрнауки и Рособрнадзора.
2. Лесное образование и имущественный комплекс ВУЗа Имущественный комплекс лесного ВУЗа состоит не только из учебных корпусов, он, как правило, включает в себя учебно-опытные лесные хозяйства, площадью несколько десятков тысяч гектаров лесов. Учебно-опытные лесные хозяйства – это необходимая и неотъемлемая составная часть образовательного процесса.
Например, Лисинское учебно-опытное лесничество СПб лесотехнического университета было образовано в 1834 г. и имеет площадь около 28 тыс.га. Десятки поколений лесоводов прошли здесь практическую подготовку и проходят в настоящее время.
Такими площадями не располагает ни один ВУЗ страны, за исключением, м.б. отраслевых сельскохозяйственных.
Учебно-опытные лесные хозяйства – это место, где соединяются воедино образовательные и лесные отношения, регулируемые двумя федеральными законами: об образовании и лесным кодексом, которые между собой, в этой части, никак не связаны. Все это создает юридические трудности при организации полноценных практических занятий со студентами: начиная от посадки лесных культур и заканчивая рубкой леса.
Лесное образование всегда было и остается практико-ориентированным, сохраняя свою преемственность в науке и образовании.
Постоянные пробные площади, лесные культуры, мелиоративные сооружения и прочие объекты, заложенные предшественниками более 150 лет назад, по сей день, являются примерами гармоничного отношения человека с лесом для настоящего и будущих поколений, для эффективного государственного управления лесами.
Это своеобразные учебные и научные природные лаборатории, требующие значительного финансирования для их содержания, наравне с учебными зданиями и сооружениями.
Учебно-опытные лесные хозяйства, парки, находящиеся в управлении лесных ВУЗов, кроме учебных и научных целей, интенсивно используются гражданами в рекреационных целях, что увеличивает затратную часть и повышает ответственность администрации ВУЗа за надлежащее содержание зеленых насаждений.
Лес – это живой организм, а не месторождение бревен и уход за ним, как и за любым живым организмом, должен осуществлять специалист.
Объемы финансирования, выделяемые Минобрнаукой на содержание учебно-опытных лесных хозяйств экономически не обоснованы, значительно занижены, носят формальный характер и не учитывают специфику лесных ВУЗов.
3. Лесное образование и потенциальные работодатели. Потенциальными работодателями для выпускников лесных ВУЗов являются органы государственной власти в области лесного хозяйства (их подведомственные организации) и коммерческие структуры, занимающиеся заготовкой и переработкой древесины.
Государственные органы управления лесами, равно как и лесные предприниматели, имеются почти в каждом субъекте Российский Федерации, поэтому выпускники имеют возможность устроится на работу в любом регионе, связав свою карьеру с любым видом деятельности.
Но из-за отсутствия объектов соцкультбыта в лесных поселках, низкой заработной платы, молодежь неохотно уезжает из больших городов к таким местам работы.
Получается парадоксальная картина: государство тратит бюджетные средства на обучение студентов, государственные лесные ВУЗы реализуют образовательные программы в соответствии в государственными профессиональными и образовательными стандартами для государственных органов управления лесами, а выпускник имеет право выбирать для себя любое место работы, не соответствующее полученной специальности.
В такой ситуации появляется предложение к органам законодательной власти о пересмотре договорных экономических отношений между ВУЗом и студентами-бюджетниками в части обязательств последних, после завершения обучения, возврата бюджетных средств или работа по специальности в отраслевых организациях в течение 2-3-х лет.
Нужен государственный отраслевой заказ на подготовку специалистов для лесного сектора.
Со стороны работодателей продолжают расти запросы на молодых квалифицированных специалистов. Как правило, запросы включают требования к теоретическим знаниям и опыту практической работы по специальности. Но двухуровневое образование редко соответствует запросам реального сектора лесной экономики.
Получение практического опыта во время обучения предусмотрено образовательными программами во время прохождения производственных практик.
Практика студентов – это обязательная составная часть освоения любой образовательной программы.
Однако, у ВУЗов возникают большие трудно с определением мест практики и заключением договоров на прохождение практик студентами.
Сказанное относится как к государственным, так и предпринимательским структурам. Это реальная проблема для любого ВУЗа, решить которую без вмешательства органов законодательной и исполнительной власти невозможно.
Основные причины возникновения этой проблемы: уставы и положения организаций не предусматривают прием обучающихся для прохождения практик, отсутствие времени и средств для занятий со студентами, помещений для проживания, дополнительная ответственность и пр.
Договоры на прохождение производственных практик заключаются благодаря личным контактам между преподавателем и руководителем организации, что не является правильным. Этот вопрос не урегулирован законодательно.
Современная система образования предусматривает синхронизацию образовательных стандартов с профессиональными стандартами. Причем следует придерживаться правила, согласно которому профессиональные стандарты определяют образовательные, а не на оборот.
На сегодня имеется незначительное количество утвержденных профессиональных стандартов для лесной отрасли, а разработанные мало соответствуют образовательным стандартам. Процесс разработки этих двух видов стандартов не скоординирован. Представители предпринимательских структур не принимают активного участия в разработке профессиональных стандартов.
4. Лесное образование и «непрофильные» специальности. В последнее время спрос на получение высшего образования по экономическим, управленческим и юридическим специальностям не становится меньше.
В условиях нестабильной экономики и часто меняющихся законов, знание основ экономики и права становится жизненно необходимой потребностью для молодого поколения.
Спрос порождает предложения: многие ВУЗы открыли эти популярные направления подготовки, имея цель увеличить контингент обучающихся и объем финансирования за счет обучающихся по коммерческим договорам.
В результате на рынке труда образовался избыток молодых специалистов с поверхностными знаниями экономики, права и управления.
Поверхностные знания помогают молодым людям гораздо лучше ориентироваться в повседневной жизни, но малопригодны для работы по полученной специальности. Основная причина – отсутствие специализации.
В связи с этим в последнее время участились нападки со стороны надзорных органов от образования на подготовку экономистов, юристов и управленцев по всем техническим ВУЗам.
Преподаватели – экономисты (лесо)технических ВУЗов все чаще приравнивают Рособрнадзор к силовой структуре. Положение усугубляется расплывчатостью критериев оценки деятельности ВУЗа.
Но университет университету - рознь. Есть университеты, в которых преподавание лесной экономики, права и управления ведётся не одно столетие, а есть ВУЗы, которые совсем недавно начали реализацию аналогичных программ, не имея при этом ни квалифицированных преподавателей, ни собственных учебно-опытных лесных хозяйств.
«Репрессии» со стороны надзорных органов на подготовку экономистов, юристов и управленцев по отношению к отраслевым (лесо)техническим университетам являются необоснованными.
Например, отечественная лесная экономика в следующем году будет отмечать 100-летний юбилей первой лесоэкономической кафедры, созданной в СПб лесотехническом университете и успешно работающей по сей день.
В СПбГЛТУ реализуются образовательные программы по экономике природопользования, государственному и муниципальному управлению.
Образовательная программа (специализация) по управление лесами, реализуемая в настоящее время в СПбГЛТУ, существует с 1803 года.
Реальная экономика всегда связана с производственным процессом.
Производственный процесс в лесном хозяйстве длится 80-100 лет, незнание особенностей биологического развития лесных насаждений приводит к необоснованным управленческим решениям, неэффективному расходованию бюджетных средств, неэффективным лесным отношениям.
К слову сказать, действующий Лесной кодекс писали не отраслевые юристы, а юристы из области гражданского права. Такой шаблонный подход к лесным отношениям нарушил преемственность лесного законодательства, выхолостил его специфику, снизил уровень охраны лесов от пожаров и незаконных лесозаготовок, привел к неэффективной экономике и деградации лесных поселков.
В этой связи следует напомнить сказанное Президентом РФ в послании Федеральному Собранию: «… позиции государства в современном мире определяют не только и не столько природные ресурсы, производственные мощности … а прежде всего люди, условия для развития, самореализации, творчества каждого человека. Поэтому в основе всего лежит сбережение народа России и благополучие наших граждан».
Игнорирование специфики и научной организации лесного хозяйства наглядно демонстрируют многолетние негативные экономические показатели.
Время показало, что государственные леса требуют не только лесоводов, но и ученых, лесных экономистов, юристов и управленцев.
Инициатива по созданию отраслевого научно-образовательного центра не решит вышеперечисленных проблем лесного комплекса. В стране достаточно отраслевых НИИ лесного хозяйства и лесных ВУЗов, но мало средневозрастных специалистов, способных, решать прикладные задачи лесного сектора. Объединение их в один центр или создание нового центра не приведет к исправлению сложившейся ситуации в области лесного образования и науки.
Нужна межведомственная координация между существующими структурами, подготовка молодых ученых и закрепление их в организациях лесного сектора экономки.
Пути решения проблем
1. Минобрнауки России совместно с объединениями работодателей провести корректировку показателей и процедур лицензирования и аккредитации лесных образовательных учреждений и образовательных программ в целях совершенствования механизма регулирования рынков образовательных услуг и рабочей силы в лесном секторе.
2. Минобрнауки России совместно с Минприродой России разработать предложения по гармонизации лесных и образовательных отношений в части эффективного использования и сохранения лесных учебно-опытных хозяйств, находящихся в пользовании государственных лесных ВУЗов, координации темпланов научных исследований.
3. Разработать и внести в Государственную Думу проект федерального закона, обеспечивающего формирование налоговых льгот для работодателей, вкладывающих средства в лесную науку и систему лесного образования, в частности:
- в обновление материально-технической, лабораторной и учебно-производственной базы лесных ВУЗов;
- в поддержку обучающихся, успешно осваивающих образовательные программы;
- в практическую подготовку обучающихся.
4. Разработать и внести в Государственную Думу проект федерального закона о внесении дополнений в ФЗ Об образовании в Российской Федерации (гл. 11) в части отражения особенностей реализации практико-ориентированных образовательных программ в области лесного хозяйства для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам в области подготовки кадров для лесного хозяйства;
5. Лесным ВУЗам совместно с представителями работодателей согласовать перечень и содержание профессиональных стандартов как основы для формирования федеральных государственных образовательных стандартов.
6. Минобрнауки России совместно с Рослесхозом, на основе прогноза потребностей в выпускниках лесных ВУЗов, совершенствовать механизм планирования контрольных цифр приема для получения бесплатного образования по востребованным специальностям для государственных органов управления лесами и формирования государственного заказа по подготовке молодых кадров для государственных и коммерческих структур лесного сектора.
7. Рослесхозу внести дополнения в положения территориальных органов, подведомственных организаций и учреждений о прохождении практик обучающимися лесных ВУЗов на основе договоров с образовательными учреждениями.
8. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих отдельные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений внести дополнения в положения отраслевых органов исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции государственное управление и реализацию полномочий и функций в сфере отношений о прохождении практик обучающимися лесных ВУЗов на основе договоров с образовательными учреждениями.
Петров В.Н., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой лесной политики, экономики и управления СПбГЛТУ им. С.М. Кирова
0 коммент.:
Дописати коментар