16 травня 2019

Такой Россельхознадзор нам не нужен (комментарий к докладу о карантинном фитосанитарном состоянии РФ в 2018 году)

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) опубликовала "Национальный доклад о карантинном фитосанитарном состоянии территории Российской Федерации в 2018 году", официально утвержденный распоряжением Правительства РФ от 10 мая 2019 г. № 902-р. Доклад вызывает самые серьезные сомнения в адекватности этой службы и в целесообразности ее существования. Ссылка:

Национальный доклад о карантинном фитосанитарном состоянии территории Российской Федерации в 2018 году


Согласно таблице 1 из этого доклада ("Установленные карантинные фитосанитарные зоны на территории Российской Федерации по состоянию на 1 января 2019 г.), самые крупные карантинные фитосанитарные зоны установлены по трем видам вредителей:

большому черному еловому усачу (Monochamus urussovii Fisch.) - 380,6 млн. га в 44 субъектах РФ;

малому черному еловому усачу (Monochamus sutor L.) - 328,2 млн. га в 48 субъектах РФ;

черному сосновому усачу (Monochamus galloprovincialis Oliv.) - 279,9 млн. га в 47 субъектах РФ.



Сравниться с ними по площади карантинных фитосанитарных зон может только сибирский шелкопряд - 180,5 млн. га в 19 субъектах РФ; по остальным вредителям площади установленных карантинных фитосанитарных зон на порядки меньше.

Вышеуказанные виды усачей являются широко распространенными видами лесных насекомых, и встречаются на территории России везде, где есть подходящая для них кормовая база (сосновые, еловые и пихтовые леса), и где их существованию не препятствуют экстремальные климатические условия (как, например, в лесотундре и высокогорьях). Даже указанные в докладе площади установленных карантинных фитосанитарных зон говорят о том, что эти усачи являются общераспространенными видами лесных насекомых. Никаких крупных обособленных лесных территорий, свободных от этих насекомых, где состав лесов и природные условия позволяли бы им существовать и успешно размножаться, в нашей стране нет. Соответственно, само по себе отнесение этих насекомых к карантинным видам и установление по ним карантинных фитосанитарных зон - бессмысленно, поскольку везде, где они могли бы в нашей стране быть, они уже есть.

Единственный смысл отнесения этих видов насекомых к карантинным организмам и установления по ним карантинных фитосанитарных зон состоит в том, что они теоретически могут стать переносчиками опасного карантинного вредителя леса - сосновой стволовой нематоды (Bursaphelenchus xylophilus (Steiner et Buhrer) Nickle). Об этом красочно рассказывается в художественном фильме, снятом Россельхознадзором в мае прошлого года:



Но этого вредителя - потенциально действительно опасного для хвойных лесов - на территории России, по данным доклада (как и по данным многих предыдущих аналогичных документов), пока нет. Он, конечно, может быть в нашу страну занесен - но явно не с тех территорий, где его пока нет, а с тех, где он уже есть. Соответственно, установление карантинных фитосанитарных зон по усачам на территории России с этой точки зрения бессмысленно: чтобы предотвратить занос сосновой стволовой нематоды, надо контролировать не перемещение древесных материалов внутри страны, а из завоз из других стран, где эта нематода есть или, как минимум, может быть.

Таким образом, в нашей стране на сотнях миллионов гектаров установлены бессмысленные с точки зрения предотвращения распространения вредных организмов карантинные фитосанитарные зоны. Единственный смысл этих зон определяется статьей 21 федерального закона "О карантине растений", согласно которой в случае установления соответствующих ограничений "вывоз из карантинной фитосанитарной зоны подкарантинной продукции, для которой характерны заражение карантинным объектом, в связи с выявлением которого введен карантинный фитосанитарный режим, осуществляется на основании карантинного сертификата в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью". Иными словами - установление таких огромных карантинных фитосанитарных зон по усачам, охватывающих в сумме примерно половину лесов нашей страны, позволяет "кошмарить" практически любого работающего в них лесопользователя. К реальной фитосанитарной безопасности наших лесов все это, очевидно, никакого отношения не имеет.

"Кошмарить бизнес" - это, как известно, любимое развлечение многих российских чиновников и ведомств. Но это только половина беды; вторая ее половина состоит в том, что, сосредоточившись на безвредных в карантинном отношении, но "кредитоспособных" усачах, Россельхознадзор не обеспечивает эффективную защиту наших лесов от действительно опасных карантинных организмов. Примеры из недавней истории - занос изумрудной узкотелой ясеневой златки в Среднюю полосу Европейской России, полиграфа уссурийского в Сибирь, самшитовой огневки на Кавказ.

Получается, что Россельхознадзор очень интенсивно занимается тем, что позволяет держать ему "на крючке" значительную часть лесного бизнеса, но недостаточно - тем, что реально необходимо для обеспечения фитосанитарной безопасности нашей страны. Совершенно очевидно, что такое ведомство в России не нужно - правильнее всего его было бы или вовсе ликвидировать, или, как минимум, отобрать у него полномочия по установлению карантинных фитосанитарных зон в лесах. Очевидно, что пока Правительство РФ не готово к таким решительным действиям, но рано или поздно ему придется что-то подобное сделать.


0 коммент.:

Дописати коментар