15 вересня 2019

Дума ругает Рослесхоз за плохую борьбу с лесными пожарами - хотя сама еще больше в этом виновата



Депутаты Государственной Думы все активнее ругают Рослесхоз за плохую борьбу с лесными пожарами, и предлагают признать работу этого ведомства неудовлетворительной. Например, с таким предложением недавно обратился к председателю Правительства РФ депутат Государственной Думы Щапов:

Щапов считает необходимым усовершенствовать работу Рослесхоза

В ГД предложили признать работу Рослесхоза неудовлетворительной из-за лесных пожаров


В работе Рослесхоза, конечно, очень много огрехов и провалов. Но все-таки в том, что наши леса каждый год катастрофически горят, и конкретно в пожарно-дымной катастрофе в Сибири и на Дальнем Востоке в 2019 году, Государственная Дума виновата несравнимо больше, чем Рослесхоз. Именно Государственная Дума приняла три главных закона, приведших к этой катастрофе:

во-первых, Лесной кодекс Российской Федерации 2006 года, практически полностью уничтоживший государственную лесную охрану и превративший лесное хозяйства из отрасли экономической деятельности в отрасль бюрократической и имитационной деятельности;

во-вторых, Земельный кодекс Российской Федерации 2001 года и некоторые смежные законы, в соответствии с которыми леса на землях сельхозназначения (а это очень большая - примерно 1/10 - и самая опасная в пожарном отношении часть российских лесов, причем обычно самая близкая к людям) вообще не имеют права на существование, что стимулирует их уничтожение, в основном путем сжигания;

во-третьих, федеральный закон "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", в соответствии с которым субъекты РФ получили, как и в прошлые годы, в разы меньше денег, чем их нужно для полноценного исполнения переданных им лесных полномочий, в том числе для реального тушения всех возникающих лесных пожаров.


В первую очередь из-за этих законов, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов и выстроенных на их основе лесных отношений, леса нашей страны и горят так катастрофически. Все остальное - это в основном уже следствия: например, получившие в этом году широкую известность огромные "зоны контроля лесных пожаров", в которых пожары разрешается не тушить - это ответ Рослесхоза и органов управления лесами субъектов РФ на нищенское финансирование переданных лесных полномочий: тушить все лесные пожары даже на относительно доступных территориях просто не на что и некому. Позднее введение режимов ЧС - тоже ответ на нищету: когда денег на реальную борьбу с огнем нет, то никакой режим не помогает. Нехватка квалифицированных кадров в лесном хозяйстве - прямой результат введения Лесного кодекса РФ 2006 года: если не давать лесному хозяйству честными и разумными способами зарабатывать собственные средства, и при этом не обеспечивать нужного бюджетного финансирования, то и людям не на что будет жить и работать (за первые годы действия нынешнего Лесного кодекса количество людей, занятых в государственных органах управления лесами, сократилось в разы).

Особо отметим, что Лесной кодекс РФ 2006 года - это не какой-то специфический несчастный случай в новейшей истории российского лесного законотворчества. За время действия этого кодекса в него было внесено уже 47 наборов поправок, из них 46 - федеральными законами; и эти законы не только не улучшают кодекс, но скорее наоборот - превращают его из относительно хорошо структурированной системной глупости в глупость хаотическую и бессистемную. Из этих 46 законов не было пока ни одного, который по своему качеству существенно отличался бы в лучшую сторону от исходного Лесного кодекса. Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что Лесной кодекс типа нынешнего - это потолок того, к чему способны наши законодатели в области лесного законотвочества.

В такой ситуации Рослесхоз можно сколько угодно ругать (и даже, наверно, нужно ругать - собственных огрехов в его работе тоже хватает); но выше закона он, Рослесхоз, прыгнуть не может. Пока управление лесами в нашей стане основывается на таких законах, как нынешние Лесной кодекс, Земельный кодекс, закон о федеральном бюджете и им подобных - к сожалению, с пожарами мало чего получится сделать. Поэтому Думе стоит сначала сделать для охраны лесов от пожаров то, что непосредственно входит в ее компетенцию и полностью зависит именно от нее.

Понятно, что сложные правовые решения нынешней Думе не по силам, но хотя бы самые простые и необходимые принимать нужно. Например, в ближайшие два месяца Думе предстоит принимать федеральный бюджет на следующий год - и нужно предусмотреть достаточный размер лесных субвенций субъектам РФ для выполнения ими переданных полномочий, в том числе в части охраны лесов от пожаров. До сих пор не работает вступившая в июле 2019 года в силу статья 123 Лесного кодекса РФ про леса на землях сельхозназначения, во многом из-за наличия противоречащих ей пунктов в статье 78 Земельного кодекса РФ - эти пункты необходимо привести в соответствие с новейшими изменениями Лесного кодекса. Минэкономразвития пытается протащить законопроект о гигантской земельной реформе, которая может оставить без ясного правового статуса десятки миллионов гектаров леса - этот законопроект необходимо отклонить.

0 коммент.:

Дописати коментар