10 жовтня 2019

В России может появиться система прогнозирования ЧС за 4 млрд. руб. Но чтобы спрогнозировать лесопожарную катастрофу 2020 года, хватит получаса работы

МЧС хочет инициировать создание в России системы прогнозирования чрезвычайных ситуаций. Разработка системы в рамках программы "Цифровая экономика" может начаться уже в 2020 году, а ее стоимость составит, по предварительным данным, 4,1 миллиарда рублей. Об этом сообщает газета Ведомости:

В России может появиться IT-система прогнозирования чрезвычайных ситуаций. Но где взять необходимые 4 млрд рублей, пока не решили

Что из этой затеи получится - пока непонятно (конечно, если деньги будут найдены и выделены - то будут и потрачены со всей необходимой отчетностью; но непонятно, получится ли в итоге сделать что-нибудь практически значимое и полезное).


Лесной пожар в Иркутской области в 2019 году. Автор фотографии - Игорь Подгорный


А вот лесопожарную катастрофу 2020 года в России можно предсказать за полчаса работы без каких бы то ни было систем прогнозирования ЧС. Вот простая пошаговая инструкция:


1. Открываем федеральный закон от 29 ноября 2018 года № 459-ФЗ "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" в действующей редакции, конкретно раздел "Федеральное агентство лесного хозяйства" в приложении 10 - "Ведомственная структура расходов федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", и таблицу 20 приложения 33 - "Распределение субвенций на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений бюджетам субъектов Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов":

Федеральное агентство лесного хозяйства

Распределение субвенций на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений бюджетам субъектов Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов

Берем оттуда два главных показателя (если хотим понять, что будет происходить в масштабах Российской Федерации в целом) за 2019 год:

все расходы, главным администратором которых является Рослесхоз - 39 019 170 400 руб. (39,0 млрд. руб.);

в том числе лесные субвенции субъектам РФ вместе с нераспределенным резервом - 25 066 132 400 руб. (25,1 млрд. руб.).


2. Открываем проект федерального закона "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов", внесенный в Государственную Думу, конкретно раздел "Федеральное агентство лесного хозяйства" в приложении 11 - "Ведомственная структура расходов федерального бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов", и таблицу 17 приложения 34 "Распределение субвенций на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений бюджетам субъектов Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов":

Приложение 11 к тексту законопроекта

Приложение 34 к тексту законопроекта

Оттуда также берем два главных показателя, соответствующих предыдущим, за 2020 год:

все расходы, главным администратором которых является Рослесхоз - 41 494 683 400 руб. (41,5 млрд. руб.);

в том числе лесные субвенции субъектам РФ вместе с нераспределенным резервом - 26 649 200 600 руб. (26,6 млрд. руб.).


3. Сравниваем эти показатели за 2019 и 2020 годы (т.е. финансирование лесного хозяйства в целом и переданых субъектам РФ лесных полномочий в частности в нынешнем году, и планируемое финансирование в следующем).

Получаем следующее:

финансирование лесного хозяйства в целом в 2020 году планируется увеличить на 2,48 млрд. руб. по сравнению с уровнем 2019 года, или на 6,3%;

финансирование переданных субъектам РФ лесных полномочий планируется увеличить на 1,58 млрд. руб. по сравнению с уровнем 2019 года - также на 6,3%.

Таким образом, финансирование как лесного хозяйства в целом, так и переданных субъектам РФ лесных полномочий в 2020 году планируется увелчить чуть больше, чем на официальный уровень инфляции (который, как ожидается, составит по итогам 2019 года около четырех процентов). Фактически это означает, что лесное хозяйство и переданные субъектам РФ лесные полномочия будут финансироваться в 2020 году так же, как они финансировались в нынешнем.


4. Открываем стенограмму недавнего совещания по вопросам состояния законности и практики прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере лесопользования, организованного Генеральной прокуратурой, и читаем, что там говорится по поводу борьбы с лесными пожарами: "В большинстве субъектов состояние сил и средств пожаротушения не соответствует нормативным требованиям, система их предупреждения не сформирована. Все это не позволяет обеспечивать в полной мере защиту лесов и оперативную ликвидацию возгораний. Практически во всех регионах требовалось вмешательство прокуроров для финансирования противопожарных мероприятий, приобретения и ремонта специальной техники" (ссылка).

При желании за пять минут можно найти еще немало разных свидетельств того, что сил и средств для нормальной борьбы с лесными пожарами в стране в 2019 году катастрофически не хватает. Именно поэтому в крупных таежных регионах Севера, Сибири и Дальнего Востока выделены огромные "зоны контроля лесных пожаров", занимающие в сумме около половины земель лесного фонда, в которых эти самые пожары разрешается не тушить при соблюдении некоторых формальных условий. И именно пожары в этих "зонах контроля" приобрели в 2019 году самые катастрофические масштабы, и на пике своего развития привели к задымлению обширной территории от Урала до Байкала.


5. Делаем простой и очевидный вывод: если в 2019 году денег на охрану всех лесов от огня и на своевременное тушение всех лесных пожаров не хватало, то и в 2020 году, при сохранении практически того же самого уровня финансирования лесного хозяйства и переданных субъектам РФ лесных полномочий, их также не хватит.

А это значит, что лесопожарная катастрофа того или иного масштаба, скорее всего (с учетом нарастающих изменений климата) опять очень крупная, в 2020 году в нашей стране практически неизбежно случится. Какие она охватит регионы страны, как будет развиваться задымление и сколько людей от него пострадает - будет зависесть от конкретных погодных условий следующего года, но в зоне наибольшего риска находятся, как и в нынешнем году, крупные регионы таежной зоны Сибири и Дальнего Востока с самыми обширными "зонами контроля лесных пожаров" (т.е. неохраняемыми лесами): Республика Саха (Якутия), Красноярский край, Иркутская область, Республика Бурятия, Забайкальский край, Амурская область, Магаданская область, Хабаровский край, Камчатский край.


Так что даже без четырех миллиардов рублей, которые МЧС предлагает потратить на создание системы прогнозирования ЧС, можно путем простого анализа законопроекта о федеральном бюджете на следующий год с вероятностью почти в сто процентов предсказать:

крупная лесопожарная катастрофа в Российской Федерации в 2020 году будет.


Нет такого слова... Но и денег тоже нет

0 коммент.:

Дописати коментар