Flash Forest: Using Drones to Plant 1 Billion Trees
В Канаде высадят 1 000 000 000 деревьев с помощью дронов
Иллюстрация "как это работает" с сайта для сбора пожертвований:
Примечательно, что сейчас за каждый пожертвованный доллар авторы обещают посеять одно дерево, а через три года стоимость посева одного дерева предполагается снизить до пятидесяти центов. Отметим, что по нашим российским меркам это отнюдь не дешево: примерно 62 и 31 рублей за дерево соответственно (или немного меньше, если речь идет о канадских долларах). Соответственно, если ориентироваться на принятые в нашей стране нормы посева лесных культур (2,4 - 4,8 тысяч посевных мест на гектар, в зависимости от природной зоны), это будет примерно 150-300 тысяч рублей за гектар сейчас, и примерно 75-150 тысяч рублей за гектар при удешевлении технологии до 50 центов за посевное место. То есть пока, в ближайшие годы, это будет в разы дороже, чем сейчас обходится создание лесных культур посевом или даже посадкой.
Для сравнения: согласно нормативам затрат на мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов, утвержденным приказом Рослесхоза от 19 июня 2019 года № 762, искусственное лесовосстановление путем посева семян в России должно стоить сейчас 8425 рублей 59 копеек за гектар (в среднем, без учета региональных коэффициентов).
Идея посева леса с летательных аппаратов не нова. Аэросев леса в экспериментальном порядке проводился в СССР с середины 30-х годов прошлого века, а в производственных масштабах - на протяжении всего послевоенного времени. Также не нова идея использования специальных гранул (капсул) для улучшения прорастания высеваемых семян и развития всходов: пятнадцать лет назад мэр Москвы Ю.М.Лужков с коллегами даже получил патент на соответствующее изобретение ("Капсула для проращивания и роста семян и способ ее получения" - патент RU 2277315 C2), и эти капсулы, получившие за свой специфический состав неофициальное название "говношарики", использовались в экспериментальном порядке в том числе для аэросева деревьев. Министр лесного комплекса Иркутской области С.В.Шеверда незадолго до своего ареста собирался организовать посев семян сосны с самолета на севере Иркутской области (ссылка). Так что принципиально новым в предложении канадцев является только использование беспилотных летательных аппаратов и, видимо, высокая степень автоматизации процесса. Но поскольку семенам, очевидно, все равно, робот их сеет или человек - результаты аэросева будут определяться не степенью автоматизации и наличием пилота в летательном аппарате, а совершенно иными факторами.
К сожалению, предыдущий опыт аэросева лесов и сложившаяся практика лесовосстановления не позволяют надеяться на то, что предлагаемая технология массового посева деревьев с беспилотных летательных аппаратов позволит добиться значимых в глобальном масштабе результатов. Дело в том, что в подавляющем большинстве случаев, если лес не растет на подходящей для него неиспользуемой земле и в подходящем для него климате - связано это не с нехваткой семян. Семена так называемых "пионерных" видов деревьев, биологически приспособившихся к колонизации обширных открытых пространств, обычно образуются в огромных количествах и разносятся ветром на очень большие расстояния. Например, семена березы легко разносятся ветром на многие километры, а семена осины (по сути - тополиный пух) - на многие десятки километров. Образуются же эти семена в таких количествах, что если бы из каждого вырастало новое дерево, то потомство одной крупной березы или осины могло бы занять территорию размером с целый район. Разумеется, в каждой природной зоне - свои пионерные деревья, но сути дела это не меняет.
Однако, в реальности прорастанию семян и росту молодых деревьев мешает множество факторов: отсутствие открытой почвы, где проросток мог бы сразу надежно укорениться, конкуренция с затеняющей и подавляющей всходы травянистой и кустарниковой растительностью, массовые травяные пожары, слишком интенсивный выпас, и тому подобные. Использование специальных гранул (капсул) с набором питательных веществ для развития всхода в первые дни его жизни отчасти решает первую проблему - но не решает остальные. Даже если семена прорастут, и всходы надежно укоренятся - на задерненных участках большинство из них погибнет в результате затенения крупной травянистой растительностью в первые один-два года жизни. Главной угрозой для уцелевших станут травяные пожары, регулярно происходящие в большинстве малолесных регионов нашей планеты - в большинстве случаев именно они не позволяют лесу вернуться туда, где климат и почвы это позволяют. Местами, особенно в странах тропического пояса, к пожарам добавится перевыпас - уцелевшие молодые деревья могут быть просто вытоптаны или съедены животными. Все это будет угрожать молодым деревьям, высеянным с дронов-осеменителей, ровно в той же степени, что и молодым деревьям, выросшим из занесенных ветром семян.
Так что в подавляющем большинстве случаев использование дронов-осеменителей мало что даст для возникновения и развития новых лесов. Конечно, у семян, проросших в специальных гранулах-капсулах с питательными веществами, будет больше шансов укорениться и выжить, чем у простых семян, принесенных ветром. С помощью дронов можно обеспечить распространение светолюбивых и хорошо развивающихся на открытых пространствах деревьев с относительно тяжелыми семенами, например, в наших широтах - сосны или лиственницы. С помощью такого посева можно в отдельных частных случаях немного ускорить появление нового леса на подходящих для него ранее безлесных территориях, сделать этот лес более густым, а его породный состав - более разнообразным. Но это будут именно отдельные частные случаи; а судьба новых молодых лесов, как насеявшихся естественным образом, так и искусственно высеянных с помощью дронов, будет прежде всего зависеть от того, сожжет ли какой-нибудь балбес конкретный участок в первые одно-два десятилетия жизни нового леса, или не сожжет.
В общем, если просто перестать жечь траву на неиспользуемых землях, на которых лес может расти по климатическим и почвенным условиям - новых лесов на Земле появится несравнимо больше, чем их можно посеять и вырастить с помощью целой армии дронов. А если не перестать - то никакие дроны-осеменители не помогут.
Регулярное выжигание сухой травы на обширных пространствах убивает появляющиеся естественным образом молодые деревья и поддерживает обширные территории в безлесном состоянии (пример из Амурской области)
А в нашей стране есть еще одна специфическая проблема, которая пока делает идею массового разведения лесов с помощью аэросева неактуальной. Абсолютное большинство земель, на которых такой посев мог бы дать сколько-нибудь значимые результаты, приходится на брошенные земли сельскохозяйственного назначения. Но по действующему законодательству лесу на этих землях существовать нельзя: за само существование такого леса собственнику грозит штраф в размере до семисот тысяч рублей, а потом и изъятие земельного участка (целиком, а не только той части, на которой растет лес). Ежегодно органы земельного и сельскохозяйственного надзора наказывают за наличие несанкционированного леса около семи тысяч собственников земельных участков из состава земель сельхозназначения. Чтобы избежать штрафов и изъятия земель, собственники просто жгут молодые самовольно выросшие леса, или просто сухую траву для уничтожения всходов деревьев. Прочитать об этом подробнее, а также подписать соответствующее обращение к субъектам права законодательной инициативы, можно здесь:
Отсутствие правового статуса у лесов на землях сельхозназначения: краткое описание проблемы
Обращение к Президенту и субъектам права законодательной инициативы по поводу лесов на бывших сельхозземлях
0 коммент.:
Дописати коментар