Отметим, что в период, когда федеральные лесные полномочия передавались органам государственной власти субъектов РФ, нынешний аудитор Счетной палаты М.А.Мень работал губернатором Ивановской области (с ноября 2005 по октябрь 2013 гг.). В этот период Ивановская область отнюдь не была примером эффективного исполнения переданных ей лесных полномочий и правильного обращения с лесами в целом. Как бы то ни было, с проблемами недофинансирования переданных лесных полномочий и крупными дефектами нынешнего лесного законодательства господин Мень должен быть знаком по собственному опыту - но почему-то теперь он обращает внимание главным образом на региональную сторону общероссийского лесного беспорядка.
Ниже приводится сообщение с сайта Счетной палаты (ссылка).
Счетная палата проанализировала лесную политику и выявила ряд проблем
3 Декабря 2019 г.
Приоритеты развития лесной политики реализуются не в полной мере. Децентрализация полномочий (согласно принятому в 2007 году Лесному кодексу) привела к снижению эффективности единой системы управления и контроля за лесами. К таким неутешительным выводам Счетная палата пришла по итогам проверок эффективности использования лесных ресурсов*.
«Большинство регионов не достигают показателей исполнения переданных полномочий. Так, в 2016 году из 11 установленных показателей выполнены только 6, или 54,5%, в 2017 году – 7, или 63,6%, в 2018 году – 5, или 45,5%. На постоянной основе около половины регионов не выполняют показатели по выявлению нарушений лесного законодательства и возмещения ущерба от них», – заявил на Коллегии аудитор Михаил Мень. По оценкам Счетной палаты, основные причины сложившейся ситуации: неукомплектованность штата и недостаточное финансирование переданных полномочий.
Еще одна проблема – различие в структуре региональных органов власти, на которые возложено управление лесным хозяйством. «Это не позволяет внедрить единые подходы к обеспечению устойчивого управления лесным хозяйством и существенно усложняет координацию со стороны федерального центра», – пояснил аудитор.
Проверка выявила отсутствие достоверной информации об объеме заготовки, оборота и экспорта лесоматериалов в стране. Данные сведения разнятся в субъектах Российской Федерации, Рослесхозе и Росстате. Эффективному планированию использования лесов мешает отсутствие актуальной информации о лесных ресурсах. «Давность 85% материалов по лесоустройству превышает 10 лет. Это значит, что о состоянии лесного фонда на площади 974 млн га нет достоверной информации. Кроме того, отсутствует единая информационная база об использовании лесных ресурсов. Не организована возможность взаимодействия ЛесЕГАИС и информационных систем заинтересованных органов исполнительной власти», – пояснил Михаил Мень.
По-прежнему в стране остро стоит проблема нелегальной вырубки. «На протяжении последних 10 лет сохраняется количество случаев незаконных рубок в пределах 16–17 тыс. единиц в объеме 1,3 млн кубических метров в год. Сумма нанесенного ущерба – в среднем 11–12 млрд рублей ежегодно. Почти половина объема незаконных рубок (53,2%) в 2018 году зафиксирована на территории Иркутской области – с объемом 0,6 млн кубометров и ущербом 4,4 млрд рублей», – заявил аудитор. По мнению Счетной палаты, к такой ситуации привели низкий уровень контроля со стороны правоохранительных органов, несоблюдение нормативов патрулирования сотрудниками лесной охраны, недостаточное урегулирование деятельности пунктов приема, хранения и отгрузки древесины, отсутствие достоверного учета лесоматериалов и информационного обмена между контролирующими органами. Не реализовано предусмотренное Лесным кодексом право должностных лиц, осуществляющих лесную охрану, на ношение и применение служебного оружия.
Замминистра природных ресурсов и экологии Сергей Аноприенко на Коллегии так прокомментировал ситуацию: «На сегодняшний день есть ряд поручений Президента и Правительства. Первоочередная мера, которую мы реализуем – это исполнение поручения организовать территориальный орган Рослесхоза, который будет работать именно на территории Иркутской области в прямом подчинении Рослесхоза».
Счетная палата со своей стороны предлагает предусмотреть единые подходы к определению нормативов патрулирования лесов, установить общие требования к порядку организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины. Также целесообразно пересмотреть нормативы заготовки древесины для собственных нужд, установить ответственность за недостоверность данных лесоустройства и рассмотреть вопрос об изменении порядка определения размера возмещения ущерба, причиненного лесам.
В настоящее время Счетная палата разрабатывает комплекс мер по преодолению проблем в лесной отрасли, которые будут направлены Президенту России.
Справочная информация:
*Экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ эффективности использования лесных ресурсов Российской Федерации в 2016–2018 годах (совместно с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации) и контрольное мероприятие «Проверка эффективности использования лесных ресурсов и бюджетных средств, направленных на исполнение полномочий Российской Федерации в области лесных отношений в 2016-2018 годах и истекшем периоде 2019 года» (совместно с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации)
0 коммент.:
Дописати коментар