Защитники природы в австралийском штате Виктория выступают против государственной лесозаготовительной компании VicForests, которая проводит рубки там, где ей не разрешено этого делать, а также против лесозаготовок в регионе в целом.
Эвкалиптовые леса в штате Виктория (Австралия) находятся под угрозой полного исчезновения. Одна из причин – частые лесные пожары, которые происходят из-за повышения температуры в регионе, отчего климат становится засушливее и повышается риск возгораний. Вторая причина – у длинных прямых стволов эвкалипта практически отсутствуют сучки, что делает эти деревья идеальным сырьем как для деревообрабатывающей промышленности, так и для целлюлозно-бумажной.
Виктория – самый «вырубленный» штат Австралии: с 1788 г. в этом регионе было удалено 66% естественных лесов. Большинство сохранившихся лесных территорий находятся в собственности государства, а лесозаготовку в них осуществляет госкомпания VicForests.
В Австралии с 2004 г. действует Закон об устойчивом лесопользовании, согласно которому определенные лесные районы передаются для рубок государственной лесозаготовительной компании VicForests, которая занимается поставками сырья для лесопромышленного сектора страны, включая Australian Paper – единственного в Австралии производителя бумаги. Компания Australian Paper принадлежит японской Nippon Paper Group и выпускает бумагу под брендом Reflex, более 1000 ее сотрудников – жители штата Виктория.
Согласно Закону об устойчивом лесопользовании, периодически Министерство сельского, рыбного и лесного хозяйств Австралии создает «порядок распределения» – лесные карты с выделенными районами, которые на пять лет передаются во владение VicForests. После этого VicForests подготавливает План выпуска древесины – еще один набор карт, где выделены зоны, в которых компания планирует фактическую заготовку. В законе четко прописано, где может работать лесозаготовительная компания, а где – нет. Выход за пределы установленных границ является уголовным преступлением. Однако VicForests в 2018 г. вырубила леса на общественных землях за пределами выделенной ей территории. Например, компания незаконно заготавливала древесину в области Беличья лапка – она находится рядом с природным заповедником Бендок. Снимки со спутников свидетельствуют о том, что незаконная вырубка деревьев в этой обла– сти началась в первые месяцы 2018 г. и продолжалась до конца мая этого же года.
Последующий аудит, проведенный Департаментом окружающей среды, земли, воды и планирования (Department of Environment, Land, Water and Planning, DELWP), показал, что в 2013–2018 гг. за пределами зоны, в которой VicForests было разрешено вести лесозаготовки, было вырублено более 112 га леса. Тем не менее ведомство отказалось от применения дисциплинарных мер, заявив, что официальные карты «порядка распределения» не были достаточно четкими, чтобы установить, что вырубленные районы явно выходили за их границы.
В 2018 г. правительство штата Виктория внесло поправки в закон, прямо указав на то, что карты «порядка распределения» Министерство сельского, рыбного и лесного хозяйств Австралии предоставляет VicForests в высоком разрешении, закрыв тем самым правовую лазейку. Но вместо того чтобы налагать санкции на компанию, ей выделили $2 млн, чтобы компенсировать любые задержки в деятельности, которые могли за собой повлечь законодательные изменения.
Несмотря на проведенный аудит и внесение изменений в закон, VicForests в декабре 2019 г. выпустила карты, из которых следует, что компания снова планирует проводить рубки в не принадлежащих ей областях. Некоторые районы лишь немного выходят за установленные пределы, другие – находятся далеко за ними. А в некоторых случаях эксперты обнаружили целые скопления лесосек, где VicForests планирует вести заготовку, не имея на то прав. В компании считают, что включать в планы лесные районы за установленными правительством пределами – это нормальная практика. «Как правило, в этих областях есть подъезды к лесосекам или часть лесосеки, граница которой соответствует природным особенностям, выходящим за пределы «порядка распределения», – комментирует представитель VicForests. – Тем более области за пределами распределения не могут быть освоены без специального разрешения».
Глава созданного в начале 2019 г. Управления по охране природы при DELWP Кейт Гэйвенс заявила, что, хотя нет никаких штрафов за составление карт рубок, нарушающих «порядок распределения», VicForests будет следовать закону. «VicForests должна придерживаться раздела 37 Закона об устойчивом лесопользовании, в котором четко указано, что их план выпуска древесины должен соответствовать «порядку распределения», – говорит Кейт Гэйвенс. – Я обратилась в VicForests с просьбой объяснить ситуацию и повторила, что для этого им нужны соответствующие разрешения. Они будут следить за этим».
Однако, по мнению известного австралийского эколога профессора Дэвида Линденмайера, компания ничему не научилась за прошедшие годы. «Это ковбойская операция, которая продолжает сеять хаос в местных лесах», – говорит он. Юрист по экологическому праву Даня Джейкобс с этим согласна. «Продолжать планировать незаконные рубки в общественных лесах после нескольких месяцев правительственных расследований, на мой взгляд, свидетельствует о вопиющем пренебрежении законом, – говорит Даня Джейкобс. – DELWP не справился со своими обязанностями по обеспечению соблюдения закона. Департамент может издавать указания, чтобы VicForests убирала нелегальные лесосеки из своего плана, они также могут проводить судебные разбирательства, если VicForests не соблюдает указания – это все простые процессы».
Туризм вместо лесозаготовки Однако старания защитников природы дали свой результат. В ноябре правительство штата Виктория объявило, что к 2030 г. будет полностью прекращена вырубка местных лесов – на реализацию этого решения потребуется $120 млн.
Представители «зеленых» в течение многих лет добивались того, чтобы в штате Виктория была полностью прекращена лесозаготовка. По их мнению, это позволит не только сохранить леса, но и предотвратить вымирание поссума Ледбитера – животного, ставшего символом штата, – и в Центральном нагорье, недалеко от заповедника Хилсвилл создать «Большой лесной национальный парк».
По словам профессора Дэвида Линденмайера, из-за истощающихся вследствие пожаров и проведенных ранее лесозаготовок ресурсов VicForests будет трудно найти достаточное количество сырья. «Реальность заключается в том, что уже и без пожаров пиловочника просто не хватит на поддержку промышленности в течение ближайших 10 лет на том уровне, что есть сейчас, – считает он. – Дела обстоят все хуже и хуже». Согласно отчету VicForests за 2018 г., прибыль компании составила чуть менее $2 млн, и правительство выплатило ей более $11 млн в качестве компенсации за то, что она не смогла провести лесозаготовительные работы в тех лесных регионах, где обитает поссум Ледбитера. К тому же VicForests терпит коммерческое давление со стороны таких компаний, как Officeworks и Bunnings, которые в сентябре 2018 г. публично заявили о своем решении начиная с 2020 г. закупать только ту древесину, легальность происхождения которой подтверждена сертификатом Лесного попечительского совета (Forest Stewardship Council, FSC). Сама же VicForests дважды пыталась пройти сертификацию FSC, но оба раза безуспешно. В настоящее время компания проходит аудит на получение сертификата в третий раз.
Профессор Дэвид Линденмайер полагает, что в вопросе сохранения эвкалиптовых деревьев штата Виктория запрет на вырубку окажет совсем незначительное воздействие. «Правительство должно вмешаться и фактически закрыть лесозаготовительную отрасль гораздо быстрее, чем к 2030 г., – говорит он. – Эвкалиптовые леса не только хранят большое количество углерода и являют собой дом для очень редких популяций животных, но они также играют важную роль в обеспечении водой 5 млн человек в Мельбурне».
По мнению экспертов, драйвером для развития экономики штата может стать туризм, благодаря которому появятся тысячи новых рабочих мест. Однако, по мнению экс-главы Минсельхоза Австралии Бриджит Маккензи, прекращение лесозаготовок оставит без источника заработка тысячи других жителей региона. «Лес – это чистый, зеленый, устойчивый, хорошо управляемый ресурс, – говорит Бриджит Маккензи. – Данное решение показывает, что правительство Виктории не заботится о тех семьях в малых городах, чей доход зависит от лесной промышленности, – 4,7 тыс. человек останутся без работы, и это будет иметь серьезные последствия для экономики штата». Этих же взглядов придерживается и лидер Национальной партии Законодательного собрания штата Виктория Питер Уолш, который заявил, что премьер штата Даниел Эндрюс «жертвует работой на селе ради счастья его городских избирателей».
Ассоциация лесной промышленности штата Виктория также заявила, что этот план разрушит многие сельские общины и окажет тяжелое психологическое воздействие на семьи, члены которых лишатся работы. По оценкам ассоциации, в лесном секторе занято более 21 тыс. жителей штата.
ПОДНЕБЕСНАЯ РЕШИТ ПРОБЛЕМУ?
«Лесной Регион»
Агентство по экологическим расследованиям сообщает, что Китай вносит поправки в Закон о лесах, с целью включить в него общенациональный запрет на закупку, переработку и транспортировку незаконно заготовленной древесины.
Страна является крупнейшим в мире импортёром древесины и крупнейшим экспортёром древесной продукции. По данным Программы ООН по окружающей среде и международного правоохранительного агентства Интерпол, от 15 до 30% всей древесины, продаваемой в мире, заготавливается незаконно.
«Это событие имеет огромный потенциал, который может изменить реальное положение дел в отношении будущего драгоценных лесов планеты и борьбы с опасным изменением климата, — считает Фейт Доэрти, руководитель компании по лесным ресурсам Агентства экологических исследований. – В течение почти 20 лет спрос Китая на сырьё, требуемое для его обширной по объёму производства деревообрабатывающей промышленности, являлся основной движущей силой незаконных рубок по всему миру, особенно в Юго-Восточной Азии и Африке».
Наряду с запретом на незаконную древесину, внесённым недавно в Закон о лесах Китая, который последний раз обновлялся 20 лет назад, в него также были включены: глава о владении лесным хозяйством, в которой указано, что лесные ресурсы принадлежат государству, в случае если законом не предусмотрено иное; обязательства правительства в стремлении к созданию стабильной, здоровой, качественной и эффективной системы лесной экологии; меры по усилению защиты лесных ресурсов и строгий запрет на вырубку природных лесов; меры по содействию лесным посадкам и расширению площади, охватываемой лесами, на всех уровнях; меры по соблюдению строгого контроля за годовым объёмом вырубки древесины.
Журнал по торговле лесными ресурсами «Timber Trade Journal» привёл комментарий Дэвида Хопкинса, исполнительного директора Федерации торговли лесоматериалами: «Любое движение Китая по содействию устойчивому лесному хозяйству и достижению ответственного отношения в привлечении сторонних ресурсов следует приветствовать, поскольку китайцы являются крупнейшим импортёром лесоматериалов в мире и их действия потенциально, через мировую цепочку поставок, могут привести к переменам по всему миру. Однако без дополнительной информации об осуществлении конкретных изменений и о том, насколько широкими могут быть масштабы данного запрета на незаконную древесину, трудно предсказать степень эффективности данных шагов.
Например, мы хотели бы, чтобы Китай работал совместно с ЕС и Великобританией над поддержкой и внедрением «FLEGT» — Плана действий Европейского Союза в области обеспечения соблюдения законов о лесах, управления и торговли. На данном этапе также не ясен уровень ограничений, способный обеспечить более строгое регулирование рынка.
Любой, кто имеет дело с промышленными лесоматериалами из Китая, особенно с фанерой и напольными покрытиями, будет говорить о трудностях завоевания полного доверия в цепочке поставок. Такие организации как Всемирный фонд дикой природы и аналогичные определили это как ключевую область риска для проникновения нелегальной древесины на рынок ЕС. Будучи лидерами в управлении цепочками поставок, Британская федерация торговли лесом работала с нашими членами и поддерживала связь с поставщиками, в том числе в Китае, чтобы получить это право. Мы надеемся, что указанные изменения будут способствовать улучшению практики ведения лесного хозяйства как в Китае, так и во всём мире».
«По оценкам, 15-30% всей древесины, продаваемой в мире, заготовлено незаконно, — заявил Клайв Томас, старший советник по политике и стратегии Лесной ассоциации почв. — Поэтому решение Китая ввести в действие общенациональный запрет на её закупку, переработку и транспортировку представляет собой потенциальный шаг для улучшения состояния лесов мира.
Власти Китая будут играть ключевую роль в обеспечении соблюдения, особенно потому, что большая часть импортируемой древесины поступает из стран с высоким уровнем риска, где контроль над лесами осуществляется слабо. Чтобы запрет был действительно эффективным, Китай должен обратиться к независимым стандартам сертификации лесов, а именно к FSC и PEFC, и взять обязательство по принятию жёстких внутренних правил по борьбе с коррупцией и обеспечению эффективности мер принуждения».
0 коммент.:
Дописати коментар