15 березня 2017

В чем главная проблема законопроекта о лесной амнистии (№ 90991-7 О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров)

Законопроект № 90991-7 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров", более известный как "законопроект о лесной амнистии", направлен на устранение противоречий между Единым государственным реестром недвижимости и Государственным лесным реестром с использованием очень простого алгоритма: при всех расхождениях данные реестра недвижимости признаются верными, а данные лесного реестра - неверными. За счет примерения такого упрощенного подхода законопроект фактически решает две разные задачи:

во-первых, придает ясный правовой статус объектам недвижимости, появившихся на землях лесного фонда или оказавшихся в собственности их нынешних владельцев законным путем, но оказавшихся вне правового поля в силу изменений законодательства, противоречий в земельном учете, или совершения незаконных действий лицами, не имеющими отношения к нынешним собственникам;

во-вторых, легализует объекты недвижимости, появившиеся на землях лесного фонда заведомо незаконным путем, с участием нынешних собственников, в том числе с совершением действий, которые могут быть квалифицированы как совершение преступления, предусмотренного статьей 170.2 УК РФ - "Внесение заведомо ложных сведений в межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карту-план территории".

При этом законопроект никак не способствует устранению причины подавляющего большинства расхождений криминального характера между данными реестров - то, что 3/4 лесов на землях лесного фонда, номинально находящихся в собственности Российской Федерации (ст. 8 Лесного кодекса РФ), должным образом не учтены, и практически ничем не защищены от вывода из государственной собственности и из общего пользования граждан РФ. По состоянию на 2015 год на государственный кадастровый учет были поставлены только 25,2% от общей площади земель лесного фонда (данных за 2016 год пока нет, но ситуация принципиально не изменилась).

В случае, если законопроект будет принят примерно в той редакции, в которой он внесен Правительством РФ в Государственную Думу, это приведет к массовому изъятию лесных участков из общего пользования российских граждан, особенно в наиболее густонаселенных районах (окрестностях Москвы и других мегаполисов), и тем самым к одному из самых массовых за последнюю четверть века нарушений конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду. Во многих случаях это может спровоцировать мощнейшие социальные конфликты, гораздо более сильные, чем конфликт, который был связан с уничтожением Химкинского леса (тем более, что по мере разрастания крупнейших городских агломераций вопросы качества окружающей среды все сильнее беспокоят их жителей.

Для того, чтобы это избежать, сферу действия законопроекта необходимо сделать более узкой и конкретной, сосредоточившись на решении проблем добросовестных правообладателей объектов недвижимости, находящихся на землях лесного фонда или пересекающихся с ними (а также тех, у которых обстоятельства возникновения права собстввенности не могут быть достоверно установлены в связи с давностью).

Из законопроекта следует исключить положения, позволяющие легализовать незаконные захваты и застройку лесных земель, и незаконные схемы вывода лесных участков из собственности Российской Федерации. В качестве "срока отсечения", то есть даты, после которой предлагаемая законопроектом процедура автоматического изъятия участков из состава земель лесного фонда вообще не должна работать, целесообразно признать дату не более позднюю, чем 15 июля 2015 года (момент вступления в силу федерального закона от 13 июля 2015 года № 228-ФЗ, введшего в Уголовный кодекс РФ статью 170.2 "Внесение заведомо ложных сведений в межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карту-план территории").

В законопроект также необходимо включить положения, предусматривающие защиту земель лесного фонда от незаконного и нарушающего общественные интересы вывода из государственной собственности и общего пользования граждан Российской Федерации. В частности, целесообразно ввести запрет на предоставление лесных участков в те виды пользования, которые могут использоваться для такого вывода (для осуществления рекреационной деятельности, религиозной деятельности, деятельности в сфере охотничьего хозяйства) в лесничествах и лесопарках, по которым не завершен процесс постановки границ на государственный кадастровый учет.

С учетом особой важности общественных отношений, регулируемых данным законом, и возможных тяжелых социальных последствий в случае принятия ошибочных решений, после доработки проекта необходимо провести дополнительное общественное обсуждение кго с привлечением как можно более широкого круга экспертов и заинтересованных лиц.


Ссылки:

Законопроект № 90991-7 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров"

26 января 2017 года Правительство РФ одобрило законопроект о так называемой "лесной амнистии", который по масштабам негативных последствий может сравниться с Лесным кодексом 2006 года

Related Posts:

Сторінки (16)12345678910111213141516 Вперед

0 коммент.:

Дописати коментар