09 березня 2017

МОЖНО ЛИ ЭФФЕКТИВНО ЗАГОТАВЛИВАТЬ ЛЕС И НЕ ВРЕДИТЬ ПРИРОДЕ? НОВЫЙ КОДЕКС ПРОБЛЕМ НЕ РЕШИЛ


Лесной кодекс РФ в последней редакции был принят ГосДумой в 2006 г. Разработчиком нового ЛК стал Минэкономразвития, в 16 главах и 109 статьях Министерство стремилось отрегулировать отношения в сфере лесопользования таким образом, чтобы возникли условия для улучшения инвестиционного климата, появился приток в отрасль нового капитала.
Однако Кодекс буквально с момента его опубликования неоднократно публично критиковали известные эксперты и авторитетные специалисты по лесному хозяйству. По их мнению, ЛК в значительной степени передал лесохозяйственные, в т.ч. и противопожарные, функции, регионам и арендаторам, в то же время ликвидировав лесхозы, упразднив Единую федеральную пожарную службу, занимавшуюся непосредственно лесными пожарами, была уничтожена Авиалесоохрана. А также фактически была разрушена Гослесохрана: из 83 тыс. инспекторов было оставлено только 680 в штате Росприроднадзора. После лесных пожаров 2010 г. законодатели внесли изменения в ЛК и фактически Госохрану воссоздали, но прежней эффективности в ее работе, по различным причинам, нет.

Как результат, страну захлестнули лесные пожары, а также вал незаконных рубок. Только за 2014 год в РФ выявлено более 18 тыс. случаев незаконной рубки леса с объемом 1,3 млн куб. м древесины, по сравнению с 2013 г. рост составил 21%. По данным Федерального агентства лесного хозяйства РФ, экспортом леса бесконтрольно занимаются около 300 организаций, поэтому в действительности экспорт леса за рубеж значительно выше официальных цифр. В результате Россия сегодня вышла на первое месте в мире по объемам площадей в лесном фонде, не покрытых лесами. Только на Дальнем Востоке этот показатель – 78,2 млн га!
 С учетом действительного положения дел была разработана Государственная программа РФ «Развитие лесного хозяйства на 2013‒2020 гг.», которая, как все-таки надеются специалисты, позволит повысить продуктивность работы лесного комплекса страны, а также стабилизировать экологическую обстановку в тех регионах, где процесс обезлесения принимает характер экологического бедствия.

Движение лесного транспорта – дело тонкое

Проблемы обезлесения являются не только следствием лесных пожаров и незаконных рубок. Движение лесного транспорта приобретает сегодня черты большой проблемы, поскольку почва леса значительно отличается, например, от сельхозугодий. Лесные земли, прежде всего, крайне неоднородны, в почве может содержаться большое число камней различного размера, корней деревьев, значительное количество шишек, веток и т.д. Вопрос получения мощных тяговых усилий при движении лесного транспорта, который не наносил бы вред лесным почвенным покровам и поверхности лесных дорог, сегодня исследован совершенно не достаточно.

Изучение состояния почв показало, что наибольшие повреждения происходят при трелевке хлыстов и вывозе сортиментов, а также при погрузке лесоматериалов на лесовозный транспорт. Многое здесь зависит и от подходов лесозаготовителей. Например, при трелевке лесоматериалов по склону вверх разрушение почвы происходит на 10–20 % интенсивнее, чем во время трелевки тех же материалов по склону вниз или перемещению их по равнинному участку, в среднем на 10 % интенсивнее происходит повреждение почвы при трелевке хлыстов и сортиментов в полупогруженном состоянии, чем при транспортировке полностью погруженных лесоматериалов, и т.д. Опытный оператор, работающий непосредственно на лесной делянке, может самостоятельно, учитывая тип грунта и погодные условия, либо понизить давление в шине, если работать приходится на ровной, не каменистой, почве. При работе на местности труднопроходимой, наоборот, давление в шинах оператор увеличивает.
Крупнейший производитель шин для лесозаготовительного оборудования, шведская компания Trelleborg AB, постоянно проводит исследования, касающиеся изменений свойств шин Trelleborg AB, работающих в различных режимах. Специалисты компании выяснили, что при минимально допустимом давлении в шинах увеличивается площадь контакта шины с почвой, что приводит к ухудшению управляемости машиной, снижению устойчивости ее на поворотах, увеличению расхода топлива. В то же время при эксплуатации шин с низким давлением снижается сопротивление качению колеса, для сохранения высоких тяговых параметров требуется меньшая мощность двигателя, а на грунт давление оказывалось минимальное.
 Шины, в которых давление превышает рекомендуемое производителем, становятся жесткими, что увеличивает риск порчи покрышки при наезде на скальный обломок или даже выступающий из почвы острый камень. И хотя шина катится легче, четче реагирует на движения рулевого механизма, но теряется устойчивость машины при маневрировании, а главное, в результате уменьшения пятна контакта шины наносится значительный вред почвенным горизонтам.

Аналогичные исследования, проводимые японской компанией Brigestone, выпускающей лесные шины под торговой маркой Firestone, показали, что удачно подобранное давление в шинах может снизить отрицательные последствия использования мощных машин как для поверхности лесных дорог, так и для конструкции самого транспортного средства.
При работе на вязкой мокрой глине лесозаготовители порой заливают в шины воду, а зимой – раствор хлорида кальция (30% по объему), в крайнем случае в воду добавляют соль. Шины заполняют на 50–75% жидкостью, балласт увеличивает инертность харвестера или скиддера, сглаживаются рывки и сохраняется дорогостоящая трансмиссия. Однако проведенные в 1997 г. в США исследования доказали, что заполнение камер в шинах водой эффективно повышает тяговые усилия машин, значительно улучшает устойчивость трелевочной техники, но шина теряет эластичность и приобретает высокую чувствительность к точечным нагрузкам. С точки зрения экологии применение данной методики увеличивает статические и динамические нагрузки на почву, что повышает риск повреждения корней деревьев и плодородных горизонтов.

Для работы в сложных условиях для трелевочной техники оптимальным решением являются металлические гусеницы, надеваемые поверх колес. Сцепные свойства гусеницы в несколько раз выше, чем колеса, так же как и ее площадь контакта с грунтом. Гусеницы производятся из специальных сплавов, полученных с использованием современных металлургических технологий.

Компаний, занимающихся выпуском гусениц для лесозаготовительной техники, немного. В числе лидеров – шведская компания Olofsfors, отметившая недавно свое 250-летие. Специалисты Olofsfors, подбирая гусеницы клиенту, узнают, на какой технике, какого класса он собирается использовать гусеницы, какой тип грунта на делянке и т.д. Но в России, утверждают менеджеры Olofsfors, 90% реализуемых моделей – универсальные: ECO, EVO, PRO и KovaX Soft.

Шотландская компания Clark Tracks Ltd., также относящаяся к ведущим мировым производителям лесных шин, предлагает гусеницы, предназначенные для работы в тяжелых погодных условиях со снегом и льдом, гусеницы для грунтов всяких типов, а также для разных видов лесной техники: для тяжелых и легких форвардеров, харвестеров и скиддеров.
 Компании Olofsfors, Clark, Pewag и ряд других предлагают цепи противоскольжения для лесной техники. Рабочая сеть профессиональной цепи достаточно просто надевается на шину. В зависимости от типоразмера колеса сеть собирается из звеньев, изготовленных из прутков Ø 10,5; Ø 12,5 или Ø 15,5 мм и соединенных между собой кольцами. Цепи сконструированы таким образом, что вверх всегда выступают острые части-шипы звеньев. За счет большого количества таких выступающих шипов сцепные качества колеса с грунтом увеличиваются в несколько раз.

Сортиментный или хлыстовой – вот в чем вопрос!

Необходимость повышения эффективности лесозаготовки, снижения ее себестоимости, улучшение условий труда и безопасности работников лесозаготовительной сферы заставляет внедрять новые методы заготовки, использовать европейский опыт.

Сортиментная технология, еще называемая скандинавской, поскольку разработана была в Швеции и Финляндии, сегодня в России преобладает. В 2014 г. более 74% заготавливаемой древесины вывозилось с лесосек в виде сортиментов. Для очистки от сучьев при выборочных рубках иногда еще используются бензопилы, но ручной труд сегодня применяется все реже. Отличительной чертой метода является то, что операции на лесосеке выполняет «дуэт» из двух машин. Харвестер – это многооперационная лесосечная машина, выполняющая при проведении сплошных и выборочных рубок, а также рубок ухода целый комплекс работ: валку, обрезку сучьев, раскряжевку, а также пакетирование сортиментов. Для трелевки сортиментов используют самозагружающуюся машину форвардер. Конструктивно форвардер состоит из двух модулей: погрузочного в виде манипулятора, и грузового, представляющего собой тележку. В сортиментной технологии задачей форвардера является сбор, подсортировка, доставка сортиментов от места заготовки до лесовозной дороги или склада, а также штабелевка сортиментов.

Средняя производительность форвардеров, обрабатывающего «продукцию» харвестера – это 12 куб. м/ч, таким образом, комплекс «харвестер + форвардер» способен заменить до 80 рабочих, которые раньше, при традиционной технологии, трудились на лесосеке.

Хлыстовая технология «родом» из СССР, ее внедрение позволило достигнуть высокой производительности лесозаготовок, причем с образованием минимума отходов лесоматериалов. Технология и сегодня широко используется в Канаде и США. В России более 25% заготавливаемой древесины вывозят именно в хлыстах на нижние склады для первичной обработки. Распространение заготовок хлыстовым методом тормозится тем, что хлыстовозы не могут, согласно ПДД, выезжать на автодороги общего пользования, а строительство специальных лесных дорог – дело дорогое и сложное.

В хлыстовой технологии существует несколько схем заготовки леса. По одним на лесосеке выполняется минимум операций, сваленные деревья просто вывозятся трелевочными тракторами-скиддерами на лесопромышленные склады, где уже и обрабатываются на стационарном мощном оборудовании.

Метод высокопроизводительный, хотя и минусов хватает. Во-первых, при трелевке сучки транспортируемых деревьев повреждают те деревья, что остаются на корню. Во-вторых, необработанные стволы не позволяют оптимально использовать, с точки зрения грузоподъемности, лесовозный транспорт. В-третьих, современные исследования рекомендуют оставлять порубочные остатки на лесосеке, поскольку, вывозя необработанное дерево, заготовители обедняют лесную почву.

По другим схемам часть операций по очистке ствола от сучков производится в лесу. Эти методы, с одной стороны, улучшают состояние лесных почв за счет остающихся порубочных остатков, которыми укрепляют трелевочные волоки, а с другой – у заготовителей возрастают расходы за счет дополнительных операций, выполняемых в лесу, также добавляются затраты на последующую очистку территории лесосеки.

В современных условиях для эффективной работы при хлыстовом методе необходим комплекс оборудования из трех машин. Прежде всего, нужна валочно-пакетирующая машина (ВПМ), гусеничная либо колесная, служащая для валки стволов и формирования пачек.

Затем, для сбора и транспортировки срубленных деревьев и хлыстов непосредственно от места рубки к месту хранения, нужен трелевочный трактор-скиддер. А также для очистки стволов от сучьев и раскряжевки материала на определенные сортименты необходим гусеничный или колесный процессор.

Безусловно, использование скандинавской технологии выглядит очень привлекательно. К тому же достигаемая производительность просто поражает. Ежегодно в небольших, по сравнению с Россией, Финляндии и Швеции суммарно заготавливается 140…160 млн куб. м лесоматериалов, тогда как в РФ – не более 150–200 млн куб. м.

Однако скандинавская технология далеко не идеальна. При раскряжевке на лесосеке теряется значительная доля ценной древесины. Раскрой, выполняемый харвестерами, далек от оптимального, и последний рез обычно просто остается в лесу. При очистке деревьев от сучьев и раскряжевке на стационарных установках в нижних складах расходуется значительно меньше энергии, чем тратится харвестерами и процессорами при обработке деревьев в лесу.

Но наиболее тревожным фактором, связанным с распространением скандинавской технологии, является ущерб, наносимый почвам большегрузными форвардерами. Трелевочный трактор, с такими же эксплуатационными параметрами, что и форвардер, транспортируя хлысты, наносит куда меньший ущерб с точки зрения экологии. До 75% лесного фонда РФ – это средняя или тяжелая глина, и эти почвогрунты при вывозе сортиментов с делянок травмируются крайне серьезно.

Импортное оборудование чувствует себя как дома

Не секрет, что российские машины обладают лишь одним преимуществом перед импортом – более низкой начальной ценой, хотя в результате последующих эксплуатационных расходов, затрат на обслуживание и ремонты первоначальное преимущество теряет смысл.

Зато лесозаготовительное оборудование из Европы и США хорошо знают в России и уже оценили его надежность, неприхотливость, удобность.

Более 30 моделей лесных машин выпускает компания Tigercat. Техника этого канадского производителя, как никакая другая, подходит для российских природных ландшафтов и погодных условий. В Канаде, как и в России, предпочитают сплошную рубку, причем основной объем заготавливается и вывозится в зимний период, когда стоят морозы до -45°С, а снежный покров превышает 1,5 м. В Канаде, как и в России, широко используется хлыстовой метод, поэтому значительная часть оборудования Tigercat предназначена для работы именно по этой технологии. В то же время компания предлагает более десяти моделей лесной техники, успешно используемой для сортиментной заготовки.

Российские лесозаготовители ценят ВПМ Tigercat за высочайшую надежность. Это мод. 822с, 845с, 860с на гусеничном ходу, а в мод. 870с, L822с положение кабины можно менять, поднимая/опуская на определенный угол. Форвардеры, лесные погрузчики, харвестеры – все эти виды оборудования на гусеничных движителях Tigercat поставляет в Россию. Для работы на склонах в машинах имеется штатная опция поддерживания горизонтального уровня кабины.

Международная Группа Компаний Komatsu Forest представлена на нашем рынке линейкой форвардеров из 7 моделей массой 10,5–19,1 т. Мощность главных дизельных приводов от 107 до 170 кВт. Успешно продаются в лесных регионах России 5 моделей разной мощности гусеничных ВПМ. Кроме того, в Komatsu разработали и успешно реализуют на российском рынке 11 моделей харвестеров как на колесной, так и на гусеничной базе. Для превращения экскаватора в харвестер в Komatsu сконструировали свыше десятка харвестерных головок массой 0,76–1,85 т.

Американская компания John Deer в Россию поставляет 46 моделей оборудования для лесозаготовок. В машинах используются моторы PowerTech, собственная разработка JD. Это двигатели приемистые, очень надежные, со сниженным уровнем вредных выбросов в выхлопных газах, а главное – чрезвычайно экономичные.

Наиболее многочисленный модельный ряд – это ВПМ, компания реализует в России 16 моделей. Колесные харвестеры мод.1170E и 1270E используются для выполнения любых лесозаготовительных операций – при прореживании, сплошных рубках и т.д. Они комплектуются харвестерными головками H754, H412, H414, в которых конструктора JD постарались совместить точность действий, скорость выполнения рабочих движений, легкость в управлении и минимальные требования по ТО.

Свыше 30 моделей лесных машин выпускает компания Caterpillar. Визитная карточка компании – ВПМ, но не менее популярны и харвестеры, гусеничные и колесные, созданные на базе экскаваторов. Покупателям в Caterpillar могут предложить несколько моделей скиддеров, колесных и гусеничных, ассортимент компании включает также и форвардеры с колесной формулой 4х4, 6х6, 8х8.

Универсальные машины Caterpillar не имеют аналогов. При установке определенных навесных агрегатов машина может превращаться в харвестер, процессор либо просто работать в качестве погрузчика.

Австрийская компания MHT осуществляет поставки лесных машин по всему свету. Для российского рынка предлагаются харвестеры массой 9–24 т. Благодаря системе позиционирования кабины, модели массой от 18 т могут преодолевать уклоны до 30⁰.

Корейские производители уже давно рассматривают российский рынок как один из наиболее перспективных. Рынок лесозаготовительных машин не стал исключением. Один из крупнейших в Корее производителей спецмашин, компания Doosan, предлагает лесопогрузчики мод. Solar 225LL, 300LL. В сотрудничестве с известной финской компанией AFM, Doosan производит 4 мод. харвестеров, а также 2 мод. процессоров. В этих машинах базовыми являются экскаваторные шасси Doosan.

На нашем рынке также активно предлагает продукцию, харвестеры и форвардеры, финская компания Ponsse. Интересно, что компания дала моделям своих машин названия животных – медведь, лиса, слон, буйвол и т.д., сразу, видимо, давая покупателю понять, технику с какими характеристиками он приобретает. Кроме зоохарвестеров и форвардеров компания Ponsse получила известность как поставщик универсальных машин, которые можно использовать после минимальной настройки как в качестве форвардера, так и в роли процессора.

Компания HSM – самый крупный производитель лесопромышленной техники в Германии. На нашем рынке компания реализует 24 модели специальных машин и тракторов для лесозаготовки. Универсальные конструкции инженеров HSM позволяют установить на машину любую марку манипулятора, серийно же устанавливаются манипуляторы фирмы Loglift. Скидеры, харвестеры, форвардеры собираются, как правило, под конкретного заказчика. Предварительно представитель HSM может выезжать на будущее место работы проектируемой техники для того, чтобы созданная машина полностью соответствовала требованиям заказчика и условиям эксплуатации.

Для небольших европейских компаний тоже находится место на нашем, готовом всех принять, рынке. Это, как правило, предприятия Швеции, Финляндии. Отличную продукцию предлагают финские производители – Logset, Sampo-Rosenlev, Harvy Foresteri. От них не отстают по качеству, а где-то даже превосходят шведские компании Gremo, Eco Log, Vimek, Rottne,

Практика ведения лесозаготовительных работ в России позволяет сделать вывод: лесные машины известных брендов эксплуатируются в течение 15–25 лет, причем часто в чрезвычайно интенсивно и в нагруженном режиме. Наша техника, увы, выдерживает от силы 6, максимум 10 лет работы на лесозаготовках. Так что, видимо, пока будем мириться с «иностранцами» в наших лесах.

22 февраля 2017

0 коммент.:

Дописати коментар