08 березня 2017

Что не так с государственным мониторингом воспроизводства лесов

Федеральным законом от 12 марта 2014 года № 27-ФЗ в Лесной кодекс РФ введена статья 61.1 "Государственный мониторинг воспроизводства лесов"; приказом Минприроды России от 19 февраля 2015 года утвержден Порядок осуществления государственного мониторинга воспроизводства лесов, вступивший в силу 15 сентября 2015 года. За организацию этого мониторинга отвечает ФБУ "Рослесозащита". О результатах мониторинга должны публиковаться ежегодные отчеты, но пока доступны лишь отдельные разрозненные сообщения по отдельным регионам. Например, 3 марта 2017 года на сайте ФБУ Рослесозащита размещено сообщение о работе Центра защиты леса Ленинградской области (ссылка):


В ЦЗЛ Ленинградской области подвели итоги 2016 года по государственному мониторингу воспроизводства лесов

В общей сложности специалисты обследовали более 900 га.

— С 2015 года ФБУ «Рослесозащита» на основании государственного задания выполняет работы по государственному мониторингу воспроизводства лесов, — напоминает директор Центра защиты леса Ленинградской области Евгений Студеникин. — В 2016 году на территории Ленинградской, Мурманской областей и Республики Карелия в общей сложности было обследовано более 900 га. В результате выявлен ряд участков, где есть вопросы к качеству проведенного лесовосстановления. Данная информация доведена до органов государственной власти указанных субъектов РФ, уполномоченных в области лесных отношений, для принятия оперативных мер».

На территории Ленинградской области было обследовано 29 участков лесных культур сосны обыкновенной и ели европейской, отнесенных в 2015 году к землям, занятым лесными насаждениями на общей площади 250 га. В ходе анализа натурных данных было установлено, что 6 лесных участков (60,4 га) переведены с нарушением нормативных требований отнесения к занятой лесными насаждениями площади.

Значительная часть обследованных участков лесных культур, отнесенных к землям, занятым лесными насаждениями, сильно заглушены порослью и самосевом малоценных пород, превышающих по количеству и высоте культивируемые породы, что свидетельствует о недостаточном качестве ухода за лесными культурами.

На территории Мурманской области обследовано 8 участков лесных культур, отнесенных к землям, занятых лесными насаждениями на общей площади 90 га. В ходе работ выявлено, что 2 участка (52 га) объектов переведены в занятую лесными насаждениями площадь с нарушением нормативных требований. Наблюдается крайне малое количество культивируемых пород – 0,13 тыс. шт./га и 0,39 тыс. шт./га соответственно, а также зарастание порослью лиственных пород.

На территории Республики Карелия обследовано 54 участка объектов воспроизводства лесов отнесенных к землям, занятым лесными насаждениями общей площадью 575,0 га, в том числе:

- 40 участков лесных культур (489,1 га);

- 9 объектов содействия естественному лесовосстановлению (47,2 га);

- 5 объектов естественного заращивания (38,7 га).

11 объектов (125,5 га), отнесенных к землям, занятым лесными насаждениями, переведены с нарушением нормативных требований отнесения к занятой лесными насаждениями площади.


По этому сообщению уже можно сделать вывод, что система государственного мониторинга воспроизводства лесов развивается в неправильном направлении, и в нынешнем виде, скорее всего, не сильно повлияет на реальные результаты воспроизводства. Связано это вот с чем.

Процесс воспроизводства лесов включает в себя несколько важнейших стадий, от каждой из которых зависит получение конечного результата:

во-первых, лесовосстановления в узком смысле этого слова (посадки, посева леса, содействия естественному возобновлению, или оставления участка под естественное заращивание);

во-вторых, агротехнического ухода - борьбы с нежелательной травянистой растительностью и всякой порослью, угрожающей высаженным или выросшим из семян молодым деревьям целевых пород;

в-третьих, осветления - самой ранней рубки ухода, при котором молодые деревья освобождаются от конкурирующей с ними и обычно обгоняющей их поросли быстрорастущих лиственных деревьев и кустарников;

в-четвертых, прочистки - рубки, завершающей уход за молодняками, после которой уже формируется молодое лесное насаждение оптимальной сомкнутости и состава, способное при отсутствии катастрофических внешних воздействий (пожаров, вредителей, болезней и др.) достигнуть целевых характеристик к возрасту спелости.

В некоторых случаях некоторые из этих стадий могут объединяться друг с другом или даже выпадать (например, на легких почвах может не требоваться агротехнический уход; в каких-то случаях осветления и прочистки могут объединяться в один прием ухода, и т.д.). Но за редчайшими исключениями прием ухода, завершающий формирование молодого леса (прочистка или рубка, совмещающая функции осветления и прочистки), необходим, как минимум при выращивании хозяйственно ценных хвойных или твердолиственных насаждений. Исключения возможны, но они пренебрежимо редки.

При этом официально лес становится лесом (то есть переводится в покрытую лесом площадь - по старой терминологии, или в земли, покрытые лесной растительностью или занятым лесными насаждениями - по новой) примерно в конце периода агротехнических уходов и самом начале периода осветлений, то есть задолго до критически важной для завершения формирования молодого леса рубки ухода (прочистки или ее функционального аналога). Это означает, что сам по себе факт перевода участка, на котором проведено лесовосстановление, в покрытую лесом площадь, или отнесение его к землям, покрытым лесной растительностью, еще не означает, что на этом участке в конце концов сформируется такой молодой лес, ради которого проводилось лесовосстановление. Более того: даже если все положенные мероприятия с момента посадки, посева или естественного возобновления до момента отнесения участка к землям, покрытым лесной растительностью, будут выполнены добросовестно и правильно, а потом ничего делаться не будет - в подавляющем большинстве случаев результаты лесовосстановления будут утрачены, и вырастет практически такой же лес, какой вырос бы вообще без всякого лесовосстановления. В нашей лесной действительности чаще всего именно так и бывает.

Что же мы видим в сообщении Центра защиты леса Ленинградской области? В нем идет речь исключительно о проверке лесных культур, отнесенных к землям, занятым лесными насаждениями. То есть об оценке результатов лишь первых этапов процесса воспроизводства лесов ДО самого главного из этих этапов (прочистки или ее аналога), от которого в первую очередь и зависит итог воспроизводства, его успешность.

Как бы качественно ни проводился такой мониторинг воспроизводства лесов - без оценки последнего, главного, этапа он практически ничего не скажет о том, насколько это воспроизводство эффективно и результативно. Фактически к ситуации с государственным мониторингом воспроизводства лесов наилучшим образом подходит фраза одного из наших бывших премьер-министров: "хотели как лучше, а получилось как всегда". Хотели оценить эффективности воспроизводства лесов (так написано в Лесном кодексе) - а получили лишь оценку выполнения первых стадий этого воспроизводства, по которым еще невозможно судить о конечных результатах.


* * *

15 сентября 2015 г. вступает в силу Порядок осуществления государственного мониторинга воспроизводства лесов

Как введение государственного мониторинга воспроизводства лесов повлияло на само воспроизводство лесов?

0 коммент.:

Дописати коментар