11 травня 2018

Фантом сканирует лес

Корреспондент «СГ» в учебном центре ДОСААФ «принимал» экзамен у будущих операторов беспилотников

ДРОНЫ и квадрокоптеры пришли в нашу жизнь несколько лет назад. За это время они проделали путь от дорогой игрушки до эффективного вспомогательного средства в сельском и лесном хозяйствах и других сферах. Сейчас, для того чтобы управлять ими профессионально и законно, необходимо пройти специальную подготовку. Ее второй год проводит учебный центр ДОСААФ.

Инструктор авиационного сектора Андрей ЗАМИРОВСКИЙ показывает, как нужно останавливать беспилотник на ходу.

Чему именно обучают будущих операторов беспилотных летательных аппаратов? Чтобы ответить на этот и другие вопросы, корреспондент «СГ» на аэродроме «Боровая» посмотрел, как курсанты закрепляют свои навыки и умения на практике.

10 УТРА. На сплошном пустыре вовсю идут последние приготовления к запуску беспилотного летательного аппарата Phantom 4 Pro: курсанты учебногоцентра ДОСААФ изучают погодные данные, выставляют анемометр. Прибор показывает скорость ветра – а сегодня это 14 метров в секунду. Важно также, что дует он с запада. Иными словами, метеоусловия для полетов не самые оптимальные. Тем не менее инструктор авиационного сектора ДОСААФ Андрей Замировский своим курсантам строго говорит: «Экзамену быть!» Ведь и в реальной обстановке тоже не будешь ждать у моря погоды:

— Задача на сегодня такая: изучить предельные возможности техники, подняться на высоту в полкилометра и научиться вести хронометраж, – дает последние указания Андрей Ростиславович.

Школа подготовки операторов беспилотных летательных аппаратов работает с середины 2016 года. За это время обучили 7 групп курсантов, по 5 человек в каждой. Примечательно, что первый набор целиком и полностью состоял из представителей сельхозсферы – работники СПК научились управлять квадрокоптерами, теперь применяют свои знания на практике, собирая данные с полей и занимаясь точечным земледелием.

Сегодня же здесь сдают первый экзамен представители лесохозяйственной отрасли: инженер автоматизации систем управления Новогрудского лесхоза Александр Горбач и мастер леса Чечерского спецлесхоза Евгений Флорьянович. Кроме них, в группе занимаются еще три человека, свое испытание они пройдут завтра. Все обучаются на оператора беспилотного летательного аппарата четвертого класса.


— Беспилотники четвертого класса имеют ограничение по весу до 25 килограммов, — объясняет мне тонкости в законодательном разделении воздушных машин Александр Горбач. — В нашей сфере этого достаточно, чтобы выполнять необходимые задачи.

Какие именно? Например, мониторинг пожароопасной ситуации в лесах, сбор данных по поврежденным короедами и прочими вредителями массивам, помощь милиционерам в поиске заблудившихся людей. Плюс ко всему установление личности нарушителей. В общем, дроны и квадрокоптеры дают много возможностей.




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Куда воткнуть ИТ-технологии в регионах

«ФАНТОМ-4» готов устремиться в небо. Александр Горбач берет в руки пульт управления и отходит от машины на приличное расстояние. В этот момент Андрей Замировский, словно космонавт, по рации докладывает авиадиспетчеру:

— К запуску беспилотного летательного аппарата готовы. Разрешите взлет.

— Взлет разрешаю. Предельная высота полета 500 метров.

— В воздух! — командует курсанту Андрей Ростиславович.

В считаные секунды квадрокоптер взмывает на несколько десятков метров и пропадает из виду. За тем, что там происходит, наблюдаем с помощью видеокамеры, установленной на борту. Аппарат уже через 63 секунды набирает высоту в 300 метров. Порывистый ветер несколько раз сносит машину то вверх, то вниз, однако та упорно возвращается на исходную точку:

— Беспилотник запрограммирован, — рассказывает о тонкостях управления «Фантомом-4» Евгений Флорьянович. – И когда появляются преграды или что-то идет не так, он спокойно возвращается на заданную высоту, а потом постепенно снижается или возвращается на точку вылета.


Александр ГОРБАЧ измеряет скорость ветра.
Несмотря на порывы ветра, квадрокоптер держится в воздухе уверенно и шустро пролетает через все поле. Поразительно: он может развивать скорость до 70 километров в час и находиться от оператора на расстоянии в четыре километра. Время полета чуть больше 30 минут. Стоит такая машина около полутора тысяч евро. К этой сумме нужно добавить цену за гаджет, различные вспомогательные программы и софт (программное обеспечение).




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
$5 млн вложит китайский резидент "Великого камня" в разработку беспилотных автомобилей
С поставленной задачей Александр Горбач справился на отлично: «Фантом-4» провел мониторинг близлежащей лесной полосы и уверенно пролетел над заданным участком поля на высоте в полкилометра, а после вернулся на начальную точку, все медиаданные сохранились на карте памяти. Со стороны кажется – «элементарно, Ватсон!», поэтому решаю порулить и я. Прошу Андрея Замировского разрешить управлять машиной мне. Беру в руки пульт управления и готовлюсь к взлету.

ПЕРВЫЕ трудности возникают уже в момент запуска беспилотника: сильный ветер сразу сносит «Фантом-4» на несколько метров от заданной точки, и в такие моменты нужно уметь быстро переключаться из ручного режима управления в автоматический. Когда стихия утихла, квадрокоптер все же взлетел на две сотни метров, однако в желаемом положении долго не продержался, начал отходить от траектории, а после чуть не врезался в деревья.

Курсанты вовремя перехватили пульт управления и спасли машину от крушения. Евгений Флорьянович улыбается: «Чтобы таких ситуаций не возникало в реальной жизни, нас и учили в учебном центре ДОСААФ. Две недели мы изучали аэродинамику, особенности управления беспилотниками в воздухе, вспомогательные программы для гаджетов и другой софт, тонкости законодательства».

Теоретическая подготовка организована так же, как и в обычной автошколе. Без нее лучше к беспилотнику, обладающему немалым интеллектом, не приближаться.




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Карэспандэнт “Рэспублікі” на свае вочы убачыла, як міліцыя шукае злачынцаў з дапамогай квадракоптараў

Следующая задача – облет территории по заданной траектории с фотографированием местности. С ней будет справляться Евгений Флорьянович: мастер леса задает все необходимые параметры на планшете, вставляет заряженный аккумулятор и новую карту памяти в квадрокоптер, а после запускает его в воздух.

На экране гаджета видно: машина летит строго по заданной линии. На то, чтобы пролететь до четырех километров и сделать десятки снимков, у «Фантома-4» уходит 15 минут. После машина идет на посадку. И в этот момент инструктор внезапно ставит еще одну задачу: беспилотник должен прилететь точно в руки оператору. Для этого Евгений Флорьянович максимально снижает скорость квадрокоптера и переходит в режим ручного управления. Машина мягко снижается над нашими головами и вскоре оказывается в руках у оператора. После этого Андрей Замировский докладывает авиадиспетчеру:

— Полеты завершили, происшествий нет.

— Вас понял, заявка на использование воздушного пространства закрыта.

С задачами курсанты ДОСААФ справились на отлично, экзамен сдан. Теперь они получат документы об окончании курсов подготовки, им будет присвоена квалификация «оператор беспилотного летательного аппарата четвертого класса», и они смогут применять свои навыки и умения во время работы в лесхозах.

avramenko@sb.by
Фото автора.

0 коммент.:

Дописати коментар