Федеральный закон от 19.07.2018 № 212-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения"
Как уже не раз отмечалось ранее, на практике этот закон работать не будет - в том смысле, что на общую ситуацию с лесовосстановлением в России, и на результаты лесовосстановления в части получения на вырубленных или выгоревших участках ценных лесных насаждений, он практически никак не повлияет. Основная проблема с воспроизводством лесов в нашей стране - не в том, что их после вырубок или пожаров никто не сажает или не сеет, а в том, что даже за посаженными молодыми лесами практически нигде нет должного ухода, а без него все эти посадки оказываются совершенно бессмысленными. При той системе обращения с лесами, которая есть у нас сейчас, лесовосстановление в узком смысле этого слова (в понимании нашего законодательства, в том числе нового закона) практически никак не влияет на то, какой лес вырастает через пару десятилетий после рубок и пожаров. За редкими исключениями, "лесовосстановление" в понимании нашего нынешнего законодательства и при нынешней системе лесных отношений представляет собой сизифов труд - и новый закон всего лишь увеличит количество и цену этого сизифова труда (тяжелой, бесконечной и безрезультатной работы).
На общей ситуации с лесами этот закон может отразиться отрицательно - во-первых, потому, что значительная часть сил и средств, которые потенциально могли бы быть использованы на что-нибудь дельное, будет перераспределена в пользу сизифова труда, бессмысленного и беспощадного; во-вторых, за счет специфического довеска к лесовосстановительным поправкам, который содержится в законе. Довесок этот состоит в установлении нормы, согласно которой "просеки", прокладываемые при противопожарном обустройстве лесов, могут иметь ширину от 10 до 100 метров. При творческом подходе эту ному можно будет использовать, например, для заготовки хозяйственно ценной древесины в зеленых, лесопарковых зонах и на особо защитных участках леса, примыкающих к сельским населенным пунктам и садовым товариществам - то есть там, где раньше рубить было нельзя, и где благодаря этому сохранились привлекательные запасы дорогой древесины. Пожарной безопасности это не поможет: противопожарный разрыв только в том случае эффективен, если он постоянно поддерживается в чистом состоянии; если же он зарастает бурьяном и мелколесьем, как это чаще всего и бывает на практике (просто из-за нищеты тех, кто за него отвечает) - по этому бурьяну и мелколесью огонь разносится ветром даже быстрее, чем по собственно лесу.
Закон о "компенсационном лесовосстановлении" - уже сороковой федеральный закон, вносящий изменения в нынешний Лесной кодекс РФ со времени его принятия в 2006 году, а с учетом изменений, внесенных постановлением Конституционного суда РФ - уже сорок первый набор поправок. И все эти сорок уже принятых законов - примерно одного качества: иногда они совсем бессмысленны, иногда в их основе лежат отдельные здравые идеи - но формулируются они всегда так, что на практике эти здравые идеи не работают. В первом приближении можно сказать, что все эти поправки превращают хорошо структурированную глупость, которой был Лесной кодекс 2006 года с самого начала, в плохо структурированную - но глупость от этого не перестает быть глупостью, порядка в лесу больше не становится.
По большому счету, это закон-обманка: он показывает какой-то части доверчивой общественности, что наши законодатели заботятся о лесе и принимают важные меры для того, чтобы навести в нем порядок. Конечно, через какое-то время обнаружится, что закон совсем не работает, а порядка в лесу становится все меньше и меньше - но к тому времени появится новая обманка, которая вновь отвлечет внимание какой-то части общества от катастрофической ситуации в российских лесах и коматозного состояния лесного хозяйства.
Предыдущие сообщения об этом законе:
Совет Федерации одобрил законопроект о "компенсационном лесовосстановлении"
Как вы думаете, законопроект о "компенсационном лесовосстановлении" - полезен или вреден для леса?
3 июля Дума приняла в окончательном чтении законопроект о "компенсационном лесовосстановлении"
19 июня Государственная Дума приняла во втором чтении законопроект о "компенсационном лесовосстановлении"
1 февраля 2018 года Правительство РФ рассмотрит "лесовосстановительные" поправки к Лесному кодексу ("законопроект о компенсационном лесовосстановлении")
Законопроект о "компенсационном лесовосстановлении" внесен в Государственную Думу
3 апреля Дума приняла в первом чтении законопроект о "компенсационном лесовосстановлении", и в третьем - о "недревесной древесине"
Некоторые статьи о проблемах с воспроизводством лесов в России:
Доклады Р.Ф.Трейфельда и А.Ю.Ярошенко на научных дебатах в ЦЭПЛ РАН "Актуальные проблемы воспроизводства лесов"
Мифы лесного хозяйства: "Если участок после рубки переведен в покрытую лесом площадь - лесовосстановление можно считать успешным"
Об итогах выборочной оценки результатов лесовосстановления по девяти лесничествам Ленинградской области
О необходимости уничтожения системы лесовосстановительной лжи
Оценка качества лесовозобновления после сплошных рубок в еловых лесах бассейна реки Смородинки (Карельский перешеек, Ленинградская область)
Почему экстенсивное лесопользование нельзя считать "экологически ответственным, социально выгодным и экономически жизнеспособным" управлением лесами: пример из Карелии
"В Год экологии восстановлены леса на площади 800 тыс. га" - что это реально значит?
Один из важнейших показателей, отличающих интенсивное хозяйство в лесу от экстенсивного - соотношение площадей лесовосстановления и ухода за молодняками
Лесокультурная экскурсия: итоги искусственного лесовосстановления в одном (для примера) квартале Дмитровского лесничества
П.В.Безверхов. Особенности национального лесовосстановления
0 коммент.:
Дописати коментар