29 серпня 2018

Сохранят ли мораторий украинские леса?

Три года назад Украина ввела мораторий на экспорт леса-кругляка. С одной стороны, этот шаг можно считать целесообразным и оправданным, но ... даже самые умные шаги могут превратиться в свою противоположность, когда к делу подключаются украинской истеблишмент и украинские олигархи. Так же произошло и с лесом. Мораторий не только не стал причиной прекращения ускоренной вырубки лесов, но и мешает восстановлению лесов, потому что не дает лесхозам возможности получать необходимые средства на такую ​​деятельность. Ситуация выглядит патовой: с одной стороны экспорт способствовал вырубке, а с другой, когда он был легальным, лесхозы получали деньги на восстановление лесов. Сейчас экспорт не прекратился, однако стал нелегальным, а вот нелегальный экспорт обогащает только олигархов и таможенников. Всех по-своему. Страдают от этого как украинские леса, так и украинцы.

Напомню, что Украина уже сегодня считается одной из наименее лесистых стран Европы, потому что лес покрывает лишь 16% территории, тогда как для естественного восстановления их должно быть не менее 20%. Основная причина: отсутствие государственной лесной политики.

Как отмечает в своем отчете Экологическая лига Украины, в течение последних трех лет в стране наблюдается повышение темпов уничтожения лесов и, параллельно с этим, уменьшение рентабельности лесного хозяйства, инвестиционной привлекательности отрасли, и идет рост социальной напряженности среди ее работников. В условиях искусственного ограничения легального экспорта олигархические группы например, Юрушева-Косюка, могут покупать сырье для своих предприятий практически по себестоимости. Хуже того, парламент периодически принимает лоббистские законопроекты, такие как законопроект №5495 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно сохранения украинских лесов и предотвращения незаконного вывоза необработанных лесоматериалов», который, несмотря на пафосное название, только способствуют злоупотреблениям в сфере лесного хозяйства, вводя искусственные ограничения уже и на продажу лесоматериалов лесхозами на внутреннем рынке Украины и усиливая позиции олигархических групп.

На данный момент президент ветировал этот законопроект, что, возможно, стало следствием серьезной критики его в европейской прессе и украинских изданиях. Не исключаю, что на решение президента могли повлиять и риски имиджевых потерь действующей исполнительной и законодательной власти Украины и вероятность коррупционных подозрений по отношению к представителям отечественного политикума со стороны европейского сообщества.

Однако, это не очень существенно повлияло на олигархов, которые решили "улучшить" себе жизнь, используя другие возможности влияния на ситуацию. Так, государственная компания «Укрзализныця» приняла Распоряжение №144, согласно которому запретила экспортные перевозки грузов с кодом «4401» («топливная древесина») и установила взыскания на обратное движения вагонов и списание пени. В свою очередь, Государственная фискальная служба приняла решение о проведении совместной проверки деятельности предприятий Государственного лесного агентства Украины, а именно использования Автоматической системы анализа и управления рисками (АСАУР). Такая проверка фактически привела к прекращению его деятельности, как минимум, на две недели. Как следствие, олигархи получили возможность спокойно работать в бесконкурентной среде. Но они, в отличие от Государственного лесного агентства Украины, восстановлением лесов не занимаются и... именно поэтому леса продолжают бесконтрольно уничтожаться.

Кроме того, согласно расчетам Экологической Лиги Украины, прямые финансовые потери производителей вследствие введения норм распоряжение "Укарзализници" составили 15 млн.грн. Также, оно создало проблемы с реализацией дров для постоянных лесопользователей на внутреннем рынке Украины и полностью парализовало работу частных субъектов хозяйственной деятельности, занимающихся производством и реализацией на экспорт трески и паллет. Указанные обстоятельства привели к накоплению остатков дровяной древесины на складах лесхозов. По информации на складах находится около 750 тыс. куб.м. древесины, в том числе 350 тыс. куб.м. дров. До введения ограничений на складах лесхозов находилось около 500 тыс. М3, из которых 250 тыс. дров.

К слову, только за счет разницы в ценах, возникшей в результате действий различных запретов на внутреннем рыке, гослесхозы ежегодно недополучают около 100 млн грн поступлений от реализации древесины. И еще: действия Государственной фискальной службы привели к прекращению деятельности 750 предприятий лесного хозяйства на период до двух недель. Прямые потери указанных предприятий за это время составили от 8 до 10 млн. гривен.

Такие действия органов государственной власти направлены против интересов государства и... фактически поощряют распространение контрабанды леса и незаконные вырубки, потому что лишают предприятия возможностей для нормального функционирования и своевременной выплаты заработной платы. Соответственно, Владимир Гройсман, как премьер-министр, уже давно должен был бы задать вопрос налоговикам и таможенникам вопрос: «На каких основаниях выдаются таможенные декларации и какой уровень соблюдения законодательства о таможенном оформлении сделок по экспорту леса?». Однако, он блестяще организует "борьбу с контрабандой" на словах, вот реальных действий как-то незаметно. Напомню, результаты исследования "Таможенный индекс Украины" с января по август 2018 года, которое проводит Европейская бизнес ассоциация, свидетельствуют о том, что оценка бизнесом деятельности таможни ухудшилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Согласно результатам исследования, 36% опрошенных представителей бизнеса недовольны качеством услуг и профессионализмом работников таможни, 58,6% респондентов считают, что коррупция в таможенных органах остается на том же уровне.


0 коммент.:

Дописати коментар