- ПРЕДИСТОРИЯ
Украина – страна, находящаяся в процессе изменений. Трансформированная в ходе неожиданной для многих революции 2014 года, страна оказалась втянута в разрушительный вооруженный конфликт. Постреволюционная Украина сразу занялась исправлением прошлых ошибок и попыталась избавиться от последних атавизмов советской эпохи. Были похвальные попытки модернизировать и реформировать институты власти, а также внедрить комплекс антикоррупционных мер, некоторые из которых реально полезны и перспективны. Однако с течением времени импульс, давший старт реформам, ослабевает.
Виктор Янукович, бывший президент Украины, и возглавляемая им группировка клептократов у власти грабили страну в течение четырех лет, в период между 2010 и 2014 годами и, как считается, украли из государственной казны более 100 миллиардов долларов 2, большая часть которых так и не возвращена. Несмотря на серьезный удар по экономике и престижу страны, режим Януковича спровоцировал полезные для неё перемены. Недоверие к режиму и возмущение масштабами коррупции, организованной властью, вывели на улицы тысячи украинцев, вызвали массовые протесты в СМИ и в конечном счете породили волну народного гнева, которая свергла его правительство. Евромайдан, который в Украине называют «Революцией достоинства», сигнализировал о сильном коллективном стремлении большинства украинцев, особенно молодых, положить конец коррупции, сблизиться с ЕС и обеспечить переход своей страны к долгой эпохе мира и процветания.
Коррупция укоренилась в Украине и существует по сегодняшний день
За четыре года, прошедшие с Майдана, появилось много общественных организаций и журналистов с особым антикоррупционным настроем. Они добровольно встали на защиту идеалов Майдана и взяли под контроль все решения власти: от выбора государственных чиновников до государственных расходов. Новые антикоррупционные законы были приняты прежде всего благодаря большому вкладу коалиций различных организаций гражданского общества3. В год окончания власти Януковича правительство сформировало Национальное бюро по борьбе с коррупцией или НАБУ, орган власти в обязанности которого входит борьба с коррупцией на высоком уровне. В следующем году Украина приняла закон, который заставил государственных чиновников декларировать свои доходы и активы, что ещё пару лет назад было немыслимо. Правительство в значительной степени преуспело в повышении прозрачности и стало более восприимчиво к запросам общественности, чем правительства многих западноевропейских стран. Множество дел было возбуждено против коррумпированных чиновников и бизнесменов амбициозными прокурорами и правительственными следователями, которыми двигало подлинное желание очистить страну от коррупции. Многие считали, что коррупция в верхних эшелонах власти, с которой общество познакомилось во времена Януковича, в значительной мере уже в прошлом.
Возможно, что с учетом масштабов проблем, это неизбежно, однако и сегодня коррупция присутствует в Украине. Старые схемы и методы вновь начали работать. В 2014 году, через несколько месяцев после бегства Януковича, Петр Порошенко, уже олигарх-миллиардер с огромной конфетной империей, баллотируясь на пост президента поклялся революционерам майдана, что он откажется от своих деловых интересов и «будет честным» после его избрания. Более трех лет спустя он еще не выполнил обещания и даже расширил свою деловую империю. Многие политики в Украине продолжали совмещать политику с бизнесом, что привело к высокому риску наличия конфликтов интересов в официально принятых законах и правительственных решениях. Даже в нынешних условиях, когда нация страдает из-за дорогостоящего конфликта с российско-ориентированными сепаратистами, высокопоставленные военные чиновники воруют миллионы у своих собственных людей.4 Украина остается самой коррумпированной страной в Европе, индекс восприятия коррупции (CPI в которой такой же, как в России и хуже, чем в 130 других странах мира, в том числе таких, как Пакистан, Сьерра-Леоне и Гондурас.5. Слабая судебная система не обеспечивает наказания виновных, что делает бессмысленной работу добросовестных журналистов и государственных следователей. Спустя годы после Януковича украинское правительство не предприняло никаких значимых мер для восстановления активов, которые он украл. Сам Янукович еще не был осужден за коррупцию в Украине.
Коррупция также остается основным препятствием для новых инвестиций в Украину. В отраслевом опросе Американской торговой палаты подавляющее число опрошенных бизнесменов (98%) заявили, что считают, что коррупция широко распространена в Украине, а восемьдесят восемь процентов заявили, что они сами столкнулись с коррупцией при ведении бизнеса в стране6. Управляющий директор Европейского банка реконструкции и развития, выступая в Лондоне в июле 2017 года, сказал, что работать в Украине невозможно без выплаты взятки7. Другие комментаторы отметили, что основная причина неэффективного расследования и судебного преследования коррупции после Майдана заключается не в пробелах законодательства, а отсутствие подлинной политической воли для борьбы с системной коррупцией на высоком уровне ».8 НАБУ имеет низкий КПД своей деятельности, – только в четверти случаев, расследования фактически перешли на стадию судебного разбирательства, причем большинство из них выдерживаются в судах неопределенно долгий период.9
Глава Национального совета безопасности и обороны Украины назвал страну «эпицентром конфронтации между западным демократическим миром и авторитарными тоталитарными государствами».10 Несмотря на высокий уровень коррупции, Украина имеет особенно яркую и удивительно свободную прессу, а также гражданское общество, представители которых упорно разоблачают фальшь политиков и тщательно изучают каждую сделку, выявляя те, цель которых – удовлетворение личных интересов представителей власти. Сохранение этой части общества будет жизненно важно для искоренения коррупции и формирования завтрашней Украины.
Леса Западной Украины включают одни из самых красивых и разнообразных природных ландшафтов в Европе
1.2 УКРАИНСКИЙ ЛЕС: МАСШТАБ, ЗНАЧИМОСТЬ И УГРОЗЫ
В Украине более 100 000 квадратных километров леса, что составляет 17,6 процента территории страны11. Около половины общей площади – искусственные леса.12 Области, имеющие наибольшую лесистость и производящие большую часть древесины находятся в зоне Карпат на юго-западе страны и в зоне Полесья на её севере (см. рис. 1). От 30 до 50 процентов земли в этих двух природных зонах покрыто лесами.13
Леса Западной Украины включают одни из самых красивых и разнообразных природных ландшафтов Европы. Несмотря на то, что страна охватывает менее 6 процентов европейского континента, благодаря своему уникальному расположению на месте встречи разных природных зон и многих типов экосистем, а также маршрутов миграции птиц, Украина сохраняет приблизительно 35 процентов видового разнообразия Европы.15 Огромный участок украинских Карпат находится в центре уникальной горной системы, захватывающей территорию нескольких стран Центральной и Восточной Европы, прежде всего Словакии, Польши, Украины и Румынии. Центральная позиция, занимаемая украинскими Карпатами, делает их ключевым элементом в сети лесных коридоров 16, жизненно важных для выживания самых больших популяций крупных хищников Европы 17, ряда видов, находящихся под угрозой исчезновения, а также последних на континенте девственных лесов, являющихся объектов всемирного наследия.
Карпаты, широко известны как один из самых больших анклавов нетронутой дикой природы в Европе. На их территории произрастает 30% всей европейской флоры18 и обитают жизнеспособные популяции крупных животных 19, в частности – рыси европейского зубра, бурого медведя. В Карпатах находит убежище почти половина популяции волка на континенте 20, а также жизнеспособная популяция европейской норки, находящейся повсеместно под угрозой исчезновения21. Здесь гнездится несколько редких птиц, в том числе перелетных, таких как могильник22.. На территории Украины, Карпаты естественно сужаются, создавая подобие горловины, которая имеет решающее значения для миграции видов по карпатской дуге и соединения экосистем северной Европы с её южной частью. Украинские Карпаты охватывают четыре западные области – Черновицкую, Львовскую, Ивано-Франковскую и Закарпатскую. Почти одна треть древних и первобытных буковых лесов Карпат и других регионов Европы, группа охраняемых ЮНЕСКО объектов, попадает в украинские Карпаты23.
Полесье – территория на севере страны, охватывающая Волынскую, Ровенскую, Житомирскую и Черниговскую области, а также части Сумской и Киевской областей 24. Это еще один уникальный регион, образованный из сосновых, дубовых, ольховых, березовых и смешанных лесов, лугов и болот. Это часть обозначенного ЮНЕСКО трансграничного экологического коридора, соединяющего Польшу, Украину и Беларусь25, а также место пересечения жизненно важных маршрутов птиц, мигрирующих с севера на юг и с востока на запад26. В регионе проживают несколько редких видов растений, а его озера и болота играют важную роль в поддержке различных водоплавающих и болотных перелетных птиц27. В нем также проживают значительные популяции редких млекопитающих, включая волка28, рысь29 и медведя.30
Обезлесение и деградация лесов представляют собой основные угрозы для экосистем Западной Украины. Биоразнообразие Полесья находится под угрозой из-за интенсивной добычи янтаря и незаконных рубок, которые превращают огромные площади этих ценных ландшафтов в бесплодные пустыни31. Увеличение эрозии почв, вызванное обезлесением в Западной Украине, оказало влияние на основные реки и водные экосистемы. Исследование ООН предсказывает, что снижение качества воды, увеличение поверхностного стока и ненадежные речные потоки будут означать, что жизненно важные источники пресной воды для Западной Украины станут все более неустойчивыми.32 Одна из самых важных рек Европы – Днестр – происходит в украинских Карпатах (Львовская область) и течет через западную Украину в Молдову. В бассейне реки Днестр проживает около 7 миллионов человек, и это источник питьевой воды для дополнительных 3,5 миллионов человек, живущих за пределами бассейна33. Площадь, покрытая лесами в районе вокруг украинского участка реки, сократилась вдвое в прошлом веке из-за деятельности человека, включающей широкомасштабные, хаотические рубки и преобразование лесных земель в пашни и другие с.-х. угодья 34.
Многим видам дикой природы, в частности рыси35, в Западной Украине угрожает уменьшение и ухудшение среды обитания, связанное с деятельностью человека. Несмотря на то, что Карпаты защищены различными национальными и международными политическими соглашениями они до до настоящего времени являются каналом для нелегальной торговли древесиной, животными, частями животных и отходами. 36 Отсутствие обновленной информации о лесном покрове и воздействии лесной преступности на эти регионы означают, что трудно измерить степень ущерба, причиненного этим ценным экосистемам, незаконными рубками и другими видами деятельности. Недавно введен в действие запрет на лесозаготовку в старо возрастных лесах в Карпатах, 37однако эффективность этого и подобных методов охраны природы резко снижена, из-за широко распространенных незаконных рубок, покрываемых государственными чиновниками и не получающих должной оценки из-за слабости правоохранительных органов.
Почти все леса Украины находятся в собственности и управляются государством.
1.3 УКРАИНА И ЛЕСНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Лесные ресурсы Украины имеют большое значение для ее экономики, а древесина является самым ценным природным ресурсом страны после угля, нефти и газа38. Считается, что в лесном секторе Украины занято около 350 000 человек, или 500 000, если подсчитать косвенную занятость. 39 Экспорт включает более 1,7 млрд. долл. США (1,4 млрд. Евро) в иностранной валюте.40 Лесная промышленность отвечает за 3,6 процента ВВП страны41.
Почти все леса Украины являются государственными и управляемыми государством. Большинство лесов страны, около 73 процентов, находятся под контролем Министерства аграрной политики и продовольствия через Государственное агентство лесных ресурсов (ДАЛР). Еще 13 процентов находится в пользовании агролесных предприятий, которыми управляют областные и местные органы власти. Еще 6 процентов разделены между Министерством обороны Украины, Государственным агентством Украины по управлению зоной отчуждения, Министерством инфраструктуры и Министерством окружающей среды и природных ресурсов. Семь процентов – леса, официально не зарезервированные в качестве лесных земель и не предназначенные для управления каким-либо конкретным учреждением. Менее 1 процента лесов Украины находятся в частной собственности42.
Центральный офис ДАЛР, расположенная в Киеве, в конечном счете несет ответственность за контроль за работой всех лесных подразделений, которыми она управляет. Осуществление политики ДАЛР на региональном уровне обеспечивается его региональными представителями – Областными Управлениями Лесного и Охотничьего Хозяйства (украинская аббревиатура (ОУЛМГ). Помимо прочего они отвечают за выдачу ключевых документов, таких как разрешения на рубку и сертификаты происхождения, которые необходимы для экспорта древесины. ОУЛМГ являются координирующим органом для государственных лесных предприятий своего региона, являющихся самостоятельными производственными единицами. ДАЛР и Министерство экологии ежегодно утверждают ежегодный размер рубок (расчетную лесосеку) для каждого отдельного лесхоза, которая определяет объем заготовки, место и время проведения рубок, сколько древесины будет собираться, а также где и когда должна быть проведена рубка. ДАЛР контролирует в общей сложности 306 государственных лесных предприятий Украины через 24 различных ОУЛМГ.43 Эти лесхозы производят 83 процента всех бревен, собранных в Украине.44 В среднем 92 процента доходов этих лесхозов происходит от реализации древесины.45
Большая часть экспорта древесины из Украины – это сырьевые продукты, такие как бревна, пиломатериалы, дрова и древесный уголь
Двумя основными видами заготовки древесины в Украине являются сплошные и выборочные рубки. Сплошные рубки, при которых деревья на лесосеках вырезаются полностью является наиболее распространённым видом главного пользования лесосека46. При выборочной рубке выбираются отдельные деревья или их группы.
Санитарная рубка относится к практике сбора мертвых или поврежденных деревьев, чтобы предотвратить распространение болезни или вредителей в другие части леса; она может быть сплошной, либо выборочной.47 Заготовка может осуществляться собственным персоналом или подрядчиками. Лесные предприятия сами используют часть заготовленной древесины, а остальное должно продаваться на открытых аукционах, хотя на самом деле значительные объемы продаются без аукционов – по прямым договорам.(см. Раздел 2.4.1 ниже).
Все бревна, заготовленные в лесных предприятиях, управляемых ДАЛР должны маркироваться пластиковыми бирками с уникальным штрих-кодом. Этот штрих-код содержит подробную информацию о происхождении древесины и типе заготовки и должен быть прикреплен к бревну сразу после вырубки.48 Для маленьких (менее 16 см) бревен, классифицированных как «топливная древесина», индивидуальные бирки не требуются: биркой маркируется отгружаемая партия такой древесины. Происхождение бирок можно найти в онлайн базе данных с открытым исходным кодом, что теоретически должно позволить ДАЛР отслеживать места и объемы заготовленной древесины по всей Украине. Эта система мечения и отслеживания не охватывает древесину, заготовленную в лесах других субъектов хозяйственной деятельности, не контролируемых ДАЛР (ОДА, Минобороны и т.п) 49
Сертификат происхождения является основным документом, необходимым для экспорта необработанной древесины, а также другой продукции из Украины. В нем содержится информация о том, в каком государственном предприятии приобретена древесина, которая подтверждает легальность её происхождения и соответствие всем требованием закона50. Каждый экспортер, будь то лесхоз, частная компания или лесохозяйственные фирмы, находящиеся под контролем других правительственных ведомств, должен иметь действующий сертификат происхождения, выданный ОУЛМГ, для осуществления экспорта пиломатериалов, топливных бревна и другой древесной продукции.
В последние годы объем древесины, собранной в Украине, значительно возрос, достигнув 22,6 млн куб. м в 2016 году, тем самым на 27% превысив средний уровень заготовки за последние десять лет.51
Деревоперерабатывающая промышленность Украины слаборазвита, и лишь небольшая часть бревен перерабатывается в продукцию более высокого порядка внутри страны. Значительная часть украинского экспорта продукции из древесины представлена товарами с малой добавленной стоимостью: бревнами, дровами, пиломатериалом, древесным углем52 Самыми значительными продуктами с высокой степенью переработки, производимыми в Украине и экспортируемыми из Украины, являются древесные плиты разного типа, шпон и фанера, производимые небольшим числом крупных предприятий. В 2015 году экспорт необработанных бревен был запрещен, частично для содействия развитию отечественных перерабатывающих производств, а также для защиты лесов страны от чрезмерных рубок, которые провоцировались возможностью неограниченного экспорта (см. Вставной текст ниже).
МОРАТОРИЙ НА ЭКСПОРТ УКРАИНСКИХ БРЕВЕН 2015 ГОДА
В апреле 2015 года парламент Украины принял закон № 325-VIII, запрещающий экспорт необработанных бревен (определяемых как товары, подпадающие под таможенный код 4403) из Украины сроком на 10 лет.53 Запрет вступил в силу на 1 ноября 2015 года для всех видов древесины, кроме сосны, и вступил в силу для сосновых бревен с 1 января 2017 года.54 Сторонники законопроекта сослались на ряд причин вынудивших его принятие , в частности необходимость стимулировании отечественной деревоперерабатывающей промышленности и необходимость решения серьезной проблемы неконтролируемого обезлесения в Украине, которое, как они заявили, подпитывается неизбирательным экспортом сырых бревен и вызывает растущую озабоченность граждан Украины.55 Запрет не распространяется на бревна, предназначенные для использования в качестве топлива, которые подпадают под другой таможенный код , 4401. Столкнувшись со свидетельством широко распространенного обхода запрета путем ошибочной классификации бревен в соответствии с этим кодексом, 12 января 2017 года глава Государственного агентства лесных ресурсов – Кристина Юшкевича – подписала приказ, согласно которому лесхозы ограничивали максимальную длину любой древесины, экспортируемой в качестве топливной древесины, двумя метрами.56
Литература к главе
1 The Economist, ‘Ukraine is struggling with corruption, sometimes successfully’, 25th May 2017, https://www.economist.com/europe/2017/05/25/ukraine-isstruggling-with-corruption-sometimes-successfully
2 Reuters, ´Toppled ‘mafia’ president cost Ukraine up to $100 billion, prosecutor says´, 30th April 2004, https://www.reuters.com/article/us-ukraine-crisisyanukovich/toppled-mafia-president-cost-ukraine-up-to-100-billion-prosecutorsays-idUSBREA3T0K820140430 3 OECD, Anti-Corruption Reforms in Ukraine: Round
3 Monitoring of the Istanbul Anti-Corruption Action Plan, 24th March 2015, https://www.oecd.org/corruption/ acn/Ukraine-Round-3-Monitoring-Report-ENG.pdf
4 Kyiv Post, ´Top officials stealing from nation at war?’, 13th October 2017, https://www.kyivpost.com/ukraine-politics/top-officials-stealing-nation-war.html? utm_content=buffer9b897&utm_medium=social&utm_source=twitter.com&utm_ campaign=buffer
5 Transparency International, Corruption Perceptions Index 2016
6 American Chamber of Commerce in Ukraine, Corruption Perception Survey 2015, http://www.chamber.ua/Content/Documents/-436507952Corruption-perceptionsurvey-report-ENG.pdf
7 Chatham House Ukraine Forum, ‘Ukraine’s transformation: Assessments and solutions,’ 5th July 2017, London. Statement by the Managing Director for Eastern Europe and the Caucasus for the European Bank for Reconstruction and Development
8 OECD, Anti-Corruption Reforms in Ukraine: Round 3 Monitoring of the Istanbul Anti-Corruption Action Plan, 24th March 2015, https://www.oecd.org/corruption/ acn/Ukraine-Round-3-Monitoring-Report-ENG.pdf
9 See for example Atlantic Council, ‘What Ukraine’s Anticorruption Warriors Forget, And Why It May Weaken the State,’ June 2018 and Kyiv Post, ‘NABU’s future uncertain amid Kholodnytsky scandal,’ 6th April 2018.
10 New York Times, ´Schooled in Scandal: What makes Ukraine a hotbed of intigue´, 7th October 2017, https://www.nytimes.com/2017/10/07/world/europe/ukrainerussia-manafort-corruption.html
11 Interpol, ‘Forestry crime in Ukraine – A threat and risk assessment,’ 31st December 2016
12 Lopatin, E. et al., ‘Atlas of the forest sector in Ukraine with the focus on wood fuels’, Working Papers of the Finnish Forest Research Institute, 2011, http://www.metla.fi/julkaisut/workingpapers/2011/mwp211.pdf
13 As of 2004. Zibtsev, S. and Tarasenko, V., Ukraine Country Report, Trends in Forest Use and Conservation- Policy Options for Action, FAO, 2004, http://www.fao.org/docrep/MEETING/007/AD744E/AD744E14.htm
14 Pavelko and Skrylnikov, ‘Illegal logging in Ukraine: A fact-finding study,’ Regional Environment Centre Grey Paper, June 2010, http://www.envsec.org/publications/ fact_finding_study_illegal_logging_eng_feb_11.pdf
15 Government of the Republic of Ukraine, Global Environmental Facility and UNDP, Strengthening Governance and Financial Sustainability of the National Protected Area System in Ukraine, 2008, https://info.undp.org/docs/pdc/Documents/UKR/ 00048804_Project_Document.pdf
16 Webster R, Holt S, Avis C (eds) (2001) The status of the Carpathians. A report developed as a part of the Carpathian Ecoregion initiative. WWF, Vienna
17 Regional Environmental Centre and EURAC, Handbook on the Carpathian Convention, The Regional Environmental Centre for Central and Eastern Europe, 2007, http://www.carpathianconvention.org/tl_files/carpathiancon/Downloads/ 04%20Publications%20-%20Press%20-%20Gallery/Documents%20and%20 Publications/4.1.2.8%20Carpathian%20Handbook.pdf
18 CCIBIS, Heritage in the Carpathians, 2014. Available: http://www.ccibis.org/carpathian-values/82-heritage-in-the-natural-environment.
19 Regional Environmental Centre and EURAC, 2007, op cit.
20 Ibid.
21 Maran, T., et al., 2010. Mustela lutreola. The IUCN Red List of Threatened Species 2010: e.T14018A4381596. http://www.iucnredlist.org/details/14018/3
22 BirdLife International. 2017. Aquila heliaca (amended version of 2016 assessment). The IUCN Red List of Threatened Species 2017: e.T22696048A117070289., http://dx.doi.org/10.2305/IUCN.UK.2017-3.RLTS.T22696048A117070289.en
23 Calculated from areas in hectares listed for all individual sites listed by UNESCO at https://whc.unesco.org/en/list/1133/multiple=1&unique_number=2152, as of July 2018
24 Alina Yakymchuk, Taras Mykytyn and Andriy Valyukh (2017). Management of the nature conservation areas of Ukraine’s Polissya region based on the international experience. Problems and Perspectives in Management (open-access), 15(1-1), 183-190, https://businessperspectives.org/images/pdf/applications/publishing/ templates/article/assets/8702/PPM_2017_01cont_Yakymchuk.pdf
25 UNESCO, West Polesie Transboundary Biosphere Reserve, September 2012, http://www.unesco.org/new/en/natural-sciences/environment/ecologicalsciences/biosphere-reserves/europe-north-america/belaruspolandukraine/ west-polesie-transboundary-biosphere-reserve/
26 ibid.
27 Breymeyer and Noble, Biodiversity Conservation in Transboundary Protected Areas, National Research Council 1996
28 See for example distribution map at Mech, L.D. & Boitani, L. (IUCN SSC Wolf Specialist Group). 2010. Canis lupus. The IUCN Red List of Threatened Species 2010: e.T3746A10049204. http://dx.doi.org/10.2305/IUCN.UK.2010-4.RLTS. T3746A10049204.en.
29 Breitenmoser, U., et al., Action Plan for the conservation of the Eurasian Lynx (Lynx lynx) in Europe, Figure 2
30 Kora/LCIE, 2007, ‘Distribution of the Brown Bear in Europe’, shows small populations in Ukraine’s Polissia – http://www.kora.ch/uploads/pics/344_Monitoring_Baer_ Europa_2007_Sp-ois_gr_01.jpg
31 See for example National Geographic, ‘The dramatic impact of illegal amber mining in Ukraine’s wild west,’ January 2017, at https://news.nationalgeographic.com/2017/01/illegal-amber-mining-ukraine/
32 UNECE and OSCE, Transboundary Diagnostic Study for the Dniester River Basin, OSCE/UNECE Project: Transboundary Co-operation and Sustainable Management of the Dniester River, November 2005, https://www.osce.org/eea/38320? download=true 33 Ibid.
34 Ibid.
35 Breitenmoser, U., et al., 2015. Lynx lynx (errata version published in 2017). The IUCN Red List of Threatened Species 2015: e.T12519A121707666, http://www.iucnredlist.org/details/12519/0
36 United Nations Environment Programme, ‘Combatting wildlife and forest crime in the Danube-Carpathian region,’ 2017, https://wedocs.unep.org/bitstream/ handle/20.500.11822/22225/Combating_WildlifeCrime_Danube.pdf?sequence
=1&isAllowed=y
37 WWF, ´Moratorium on logging in Carpathian old-growth forests of Ukraine´, 22nd January 2018, http://wwf.panda.org/?321210/Moratorium-on-logging-inCarpathian-old-growth-forests-of-Ukraine
38 Zibtsev, S. and Tarasenko, V., 2004. Ukraine Country Report, in: FAO/Czech Republic Forestry Policy Workshop;Trends in Forest Use and Conservation – Policy Options for Action, 21 – 26 March 2004, http://www.fao.org/docrep/MEETING/007/ AD744E/AD744E14.htm
39 World Bank/Profor, Ukraine Forestry Sector Note, March 2006, https://www.profor.info/sites/profor.info/files/UkraineForestSectorNote 2006_0.pdf
40 UN COMTRADE export data for for 2017 total exports of HS44 (timber), HS47 (pulp), HS48 (paper) and wood furniture (HS940169, 940330, 940340, 940350, 940360)
41 Regional Environment Center, ‘Illegal Logging in Ukraine: Fact-funding Study’, June 2010
42 Better Regulation Delivery Office, ‘Green Book´, Timber Market Regulation, March 2017 – https://regulation.gov.ua/book/17-reguluvanna-rinku-derevini
43 Interpol, 2016, op cit.
44 Better Regulation Delivery Office, ‘Green Book´, Timber Market Regulation, March 2017 – https://regulation.gov.ua/book/17-reguluvanna-rinku-derevini
45 Ibid.
46 Zibtsev, S. and Tarasenko, V., 2004. Ukraine Country Report, in: FAO/Czech Republic Forestry Policy Workshop; Trends in Forest Use and Conservation – Policy Options for Action, 21 – 26 March 2004, http://www.fao.org/tempref/docrep/fao/006/ AD744E/AD744E13.pdf
47 Interpol, 2016, op cit.
48 According to interviews by Earthsight with Ukrainian forestry experts, 2017
49 Ibid.
50 Forest Stewardship Council, FSC National Risk Assessment of Controlled Wood for Ukraine, 2017, https://ua.fsc.org/preview.fsc-national-risk-assessment-ofcontrolled-wood-for-ukraine.a-367.pdf
51 Ukrstat, Main indicators of the forestry management (1990-2017), https://ukrstat.org/en/operativ/operativ2014/sg/lis/lis_e/lgd2016_e.htm
52 UN COMTRADE, 2017
53 Verkhovna Rada of Ukraine, Про внесення змін до Закону України “Про особливості державного регулювання діяльності суб’єктів […] Верховна Рада України; Закон від 09.04.2015 325-VIII´, 2015, http://zakon0.rada.gov.ua/laws/show/325-19
54 Ibid.
55 EXPLANATORY NOTE to the Bill “On Amendments to the Law of Ukraine” On peculiarities of state regulation of business entities associated with the sale and export of timber “(on the moratorium on the export of timber in forest technology and raw form)”
56 GOV.UA, ´Держлісагентство унеможливило експорт ділової деревини під виглядом дров´, January 12, 2017, https://www.kmu.gov.ua/ua/news/249651370
https://www.lisportal.org.ua/102700/
0 коммент.:
Дописати коментар