02 листопада 2018

Почему "законопроект о дикоросах" (грибах, ягодах, орехах и т.д.) в предложенном авторами виде практически ни на что не повлияет

Государственная Дума готовится к рассмотрению в первом чтении так называемого "законопроекта о дикоросах" (якобы регулирующего вопросы заготовки пищевых и недревесных лесных ресурсов). Законопроект может стать таким же популярным, как принятый чуть больше полугода назад "закон о валежнике" (федеральный закон от 18 апреля 2018 года № 77-ФЗ "О внесении изменения в статью 32 Лесного кодекса Российской Федерации", отнесший валежник к недревесным ресурсам леса). Депутаты, видимо, считают этот законопроект очень важным: к четырем первоначальным авторам, внесшим проект в Думу 17 сентября 2018 года, уже присоединились дополнительно пятьдесят девять новых. Ссылка:

Законопроект № 548919-7 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и в Закон Российской Федерации "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" (в части совершенствования правового регулирования заготовки пищевых и недревесных лесных ресурсов гражданами для собственных нужд)"

Согласно пояснительной записке к законопроекту, он "заложит необходимые правовые основы для развития и реализации потенциала отрасли заготовки и переработки недревесных и пищевых лесных ресурсов, сбора лекарственных растений, а также решения социальных проблем, способствуя развитию самозанятости населения и созданию дополнительных рабочих мест для сельских жителей". Намерение, конечно, благое - вот только составлен законопроект так, что в реальности он в предлагаемом виде практически ни на что не повлияет.


Что говорит по поводу заготовки недревесных и пищевых лесных ресурсов действующее законодательство?

Согласно статье 11 Лесного кодекса РФ, "граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов".

Согласно статьям 33 и 35 Лесного кодекса РФ, порядок заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд и порядок заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора ими лекарственных растений для собственных нужд устанавливаются законами субъектов РФ.

В остальных случаях заготовку и сбор недревесных лесных ресурсов (ст. 32), пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений (ст. 34) Лесной кодекс РФ рассматривает как предпринимательскую деятельность, и предписывает установление соответствующих правил уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно статье 217 Налогового кодекса РФ, "не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц: ... 15) доходы, получаемые от реализации заготовленных физическими лицами дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов и других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), недревесных лесных ресурсов для собственных нужд".

Таким образом, граждане сейчас имеют право свободно и бесплатно собирать в лесах грибы, ягоды, орехи и прочие пищевые и недревесные ресурсы леса (ст. 11 Лесного кодекса РФ), и реализовывать их, не уплачивая никаких налогов с получаемых от этого доходов (ст. 217 Налогового кодекса РФ). Отдельные аспекты сбора пищевых и недревесных лесных ресурсов могут дополнительно регулироваться федеральными (например, по новогодним елкам) и региональными законами и правилами. В целом вопрос сбора и реализации пищевых и недревесных лесных ресурсов гражданами для собственных нужд вполне урегулирован действующим законодательством - и не так уж плохо по нынешним меркам.

Вопрос сбора и реализации пищевых и недревесных лесных ресурсов юридическими лицами и предпринимателями тоже в целом вполне урегулирован - примерно в такой же мере, в какой урегулированы остальные виды лесопользования и аренды лесных участков.

В такой ситуации вопросы приобретения у граждан заготовленных ими для собственных нужд пищевых и недревесных ресурсов леса не нуждаются в каком-то специальном регулировании; тем не менее, кое-что есть в действующем законодательстве и на эту тему. В преамбуле закона РФ от 19 июня 1992 года № 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" сказано, что "основными задачами потребительской кооперации в Российской Федерации являются: ... закупка у граждан и юридических лиц ... дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья с последующей их переработкой и реализацией".

Неурегулированным остается вопрос о взаимодействии лесопользователей, заготавливающих пищевые и недревесные лесные ресурсы в порядке предпринимательской деятельности на основании договоров аренды лесных участков, с гражданами, имеющими право на свободную и бесплатную заготовку тех же самых ресурсов на тех же самых лесных участках для собственных нужд.


Что предлагают авторы "законопроекта о дикоросах"?

Во-первых, они вводят понятие "заготовленные (добытые) лесные ресурсы", и специальную новую статью Лесного кодекса РФ про них. Смысл статьи не очевиден, но, возможно, у авторов есть какой-то гениальный замысел, недоступный простым смертным (в пояснительной записке смысл этой новой статьи не раскрывается). Вот так выглядит эта предлагаемая новая статья:

"Статья 20.1. Заготовленные (добытые) лесные ресурсы

1. Заготовленным (добытым) лесным ресурсом признается лесная продукция, полученная юридическими лицами и гражданами при использовании ими лесов, в том числе в результате их первичной переработки. К указанной лесной продукции не относится продукция, полученная при последующей промышленной переработке.

2. Заготовленными (добытыми) лесными ресурсами являются древесина, живица, пищевые и недревесные лесные ресурсы, а также лекарственные растения, определяемые в соответствии с настоящим Кодексом.

3. Виды заготовленных (добытых) лесных ресурсов определяются в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности".


Во-вторых, они определяют, что закупка у граждан заготовленных ими лесных ресурсов обязательно должна производиться в порядке, установленном вышеупомянутым законом о потребительской кооперации (при том, что никакого порядка закупки этот закон не устанавливает). Вот как выглядит еще одна новая статья, которую предполагается внести в Лесной кодекс РФ:

"Статья 20.2. Закупка у граждан заготовленных (добытых) лесных ресурсов

Закупка у граждан заготовленных (добытых) пищевых и недревесных лесных ресурсов осуществляется в порядке, установленном Законом Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»".


В-третьих, они определяют, что переработка заготовленных пищевых и недревесных лесных ресурсов обязательно должна производиться в соответствии с федеральными законами о развитии сельского хозяйства и о промышленной политике. Вот как выглядит третья новая статья, которую предполагается внести в Лесной кодекс РФ:

"Статья 20.3. Переработка заготовленных (добытых) лесных ресурсов

1. Переработка заготовленных (добытых) пищевых лесных ресурсов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».

2. Переработка древесины и недревесных лесных ресурсов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации»".


В-четвертых, они предлагают изменить преамбулу вышеупомянутого закона о потребительской кооперации, заменив "дикорастущие плоды, ягоды и грибы" на "заготовленные (добытые) пищевые и недревесные лесные ресурсы".


Что фактически изменится от принятия такого закона в предлагаемой редакции?

Права граждан на заготовку пищевых и недревесных ресурсов леса для собственных нужд и на их реализацию в случае принятия этого законопроекта не изменятся никак: он вообще не затрагивает относящиеся к этим правам статьи действующих законов (11, 33 и 35 Лесного кодекса РФ и 217 Налогового кодекса РФ).

Покупать у граждан заготовленные ими пищевые и недревесные ресурсы леса, возможно, будет сложнее. Сейчас никаких требований к покупке этих ресурсов нет, а в случае принятия законопроекта придется руководствоваться древним и сильно не вписывающимся в современную российскую действительность законом о потребительской кооперации. Скорее всего, в большинстве случаев это никак и ни на что не повлияет - но в каких-то ситуациях это может привести к новым конфликтам.

На переработку приобретаемых у граждан пищевых и недревесных ресурсов леса принятие этого законопроекта в предлагаемой редакции не повлияет никак. Федеральные законы "О развитии сельского хозяйства" и "О промышленной политике в Российской Федерации" в той мере, в какой они относятся к этой переработке, должны соблюдаться и сейчас - а в остальном они просто не имеют к этой теме никакого отношения.

Вопрос о взаимодействии лесопользователей, заготавливающих пищевые и недревесные лесные ресурсы в порядке предпринимательской деятельности, с гражданами, имеющими право на свободную и бесплатную заготовку тех же самых ресурсов на тех же самых лесных участках для собственных нужд, по-прежнему останется неурегулированным.

Самое существенное изменение состоит в появлении очередной новой дыры для реализации так называемого "ворлеса" - древесины незаконного или неопределенного происхождения. Предлагаемая авторами новая статья 20.1 Лесного кодекса относит к числу заготовленных (добытых) гражданами лесных ресурсов в том числе древесину, а предлагаемая новая статья 20.2 и новая редакция преамбулы закона "О потребительской кооперации" позволяют закупать у граждан эти лесные ресурсы. Это, впрочем, вряд ли приведет к очень существенным последствиям - поскольку уже имеющиеся дыры в российском лесном законодательстве позволяют легализовывать почти неограниченные объемы ворованной древесины.


Если почти ничего не изменится - зачем вообще нужен такой закон?

Ответ на этот вопрос представляется вполне очевидным: депутатам нужно каким-то образом демонстрировать свою активную деятельность на благо широких народных масс, в том числе в части наведения порядка в российских лесах и лесном хозяйстве. Решать более серьезные лесные проблемы - трудно, а иногда и страшно; а принимать ничего не меняющие поправки по малозначительным для власти и крупного бизнеса вопросам - легко и безопасно. Тем более, что проблемы со сбором грибов, ягод, орехов, папортника, валежника и тому подобных лесных ресурсов - действительно есть, а в детали законопроектов все равно почти никто не вникает.

Добавлено: Сегодня, 16:57 

0 коммент.:

Дописати коментар