04 грудня 2019

Лесопожарную катастрофу заказывали? Ждите - заказ оплачен и будет доставлен через четыре месяца

3 декабря 2019 года официально опубликован федеральный закон от 2 декабря 2019 года № 380-ФЗ "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов". Принятие этого закона делает крупную лесопожарную катастрофу в 2020 году практически неизбежной: финансирование как лесного хозяйства в целом, так и переданных субъектам РФ лесных полномочий, увеличивается всего на 6,3% по сравнению с уровнем 2019 года (чуть больше, чем на официальный уровень инфляции) - а значит, лесное хозяйство останется таким же нищим и неготовым к полноценной охране лесов от огня. Скорее всего, ситуация даже ухудшится просто в силу годами не решаемых хронических проблем - оставшиеся специалисты устали ждать хоть каких-нибудь перемен к лучшему, и многие к началу следующего пожароопасного сезона просто уйдут. А лесных специалистов нельзя без ущерба для охраны лесов подменить кем бы то ни было еще - ни пожарными из региональных противопожарных служб, ни МЧСовцами, ни военными. Новые же специалисты почти не идут в умирающую отрасль, прекрасно понимая, что при таком дурном законодательстве и таком нищенском финансировании рассчитывать им в обозримом будущем не на что.

В целом в нашей стране в полной мере не решена ни одна из крупных проблем, приведших к лесопожарным катастрофам прошлых лет. Финансирование переданных лесных полномочий не позволяет обеспечивать нормативный уровень охраны лесов от пожаров, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке. На "зоны контроля" приходится больше половины земель лесного фонда, и даже если их директивно сократить или отменить, при существующем финансировании тушить в них лесные пожары будет почти не на что и почти некому. Новые методические указания по профвыжиганиям относятся только к землям лесного фонда, а планы и традиционные площади профвыжиганий в части мер безопасности принципиально не соответствуют этим новым указаниям. Угрозы штрафов и изъятия участков за леса на сельхозземлях подталкивают собственников к выжиганию своих участков, особенно в весенний период. Система борьбы с палами сухой травы в стране практически отсутствует, а государственные и муниципальные организации нередко поддерживают эту практику. Искажение информации о лесных пожарах по-прежнему случается: статистическая информация стала почти правдивой, но с оперативной пока есть большие проблемы. Все это вместе взятое в сочетании с нарастающими изменениями климата (ведущими к увеличению продолжительности пожароопасного сезона, частоты и интенсивности засух и периодов аномальной жары) обуславливает неуклонный рост масштабов лесных и вообще ландшафтных пожаров.

Ближайшая крупная катастрофа, связанная с ландшафтными пожарами, возможна уже весной 2020 года. На апрель и май приходится пик горимости прошлогодней сухой травы, стерни и тростника в южных регионах Европейской России, Сибири и Дальнего Востока, причем травяные пожары гораздо чаще переходят на населенные пункты и объекты инфраструктуры, и приводят к гибели людей, чем пожары лесные. В зоне наибольшего риска, как всегда, находятся сибирские и дальневосточные регионы - Хакасия, Красноярский край, Иркутская область, Республика Бурятия, Забайкальский край, Амурская область, Еврейская автономная область, Хабаровский край, Приморский край (но катастрофа может затронуть и другие регионы). Из этой группы в силу как природных, так и культурно-исторических причин выделяется Забайкальский край, где риск развития крупной весенней пожарной катастрофы пока выглядит наиболее высоким. При том уровне финансирования, который предусматривается бюджетом 2020 года, нормально подготовиться к весеннему пику ландшафтных пожаров регионы юга Сибири и Дальнего Востока уже точно не успеют - осталось всего около четырех месяцев, и за это время в условиях тотальной лесной нищеты сделать что-либо значимое будет практически невозможно.

Конечно, можно просто перестать жечь - и тогда никакой весенней катастрофы не будет (весной практически все пожары на природных территориях случаются по вине людей, молнии начинают играть сколько-нибудь заметную роль только при втором, летнем, пике пожаров). Опыт Амурской области показывает, что если жечь сухую траву перестанут хотя бы сами лесники и вообще государственные и муниципальные организации, масштабы весенних пожаров можно снизить в разы. Вот так отказ от проведения "контролируемых профилактических выжиганий" в 2019 году повлиял на масштабы пожаров на природных территориях в Амурской области (при крайне высокой в весенний период нынешнего года пожарной опасности по погодным условиям):




Но традиции ежегодного выжигания сухой травы, в том числе в формате "контролируемых выжиганий" (по факту обычно ничем не отличающихся от обычных хулиганских), настолько сильны, что вряд ли большинство других регионов так просто от них откажется. К тому же планы в лесном хозяйстве гораздо сильнее здравого смысла - а плановые показатели по профвыжиганиям во многих регионах унаследованы с очень давних времен. Чтобы отказаться от этой многолетней дури, намертво укрепившейся в головах многих чиновников, хозяйственников и обычных граждан - нужны очень решительные и здравомыслящие руководители, которых остро не хватает.


Ежегодное выжигание огромных площадей сухой травы на юге Сибири и Дальнего Востока делает когда-то лесные ландшафты все более открытыми, быстро просыхающими и продуваемыми ветром - а это ведет к более быстрому распространению огня на все более обширные территории. Но пока людям не хватает здравого смысла, чтобы решительно отказаться от этой опасной хронической дури. Автор фотографии - Мария Васильева


Ссылки на предыдущие сообщения по этой теме:

Сделан следующий шаг к лесопожарной катастрофе 2020 года: Совет Федерации одобрил федеральный бюджет, который не позволит нормально охранять леса от огня

Государственная Дума приняла решение о повторении крупной лесопожарной катастрофы в России в 2020 году

Бюджет лесопожарной катастрофы 2020 года внесен в Государственную Думу

Правительство сделало первый большой шаг к лесопожарной катастрофе 2020 года

В России может появиться система прогнозирования ЧС за 4 млрд. руб. Но чтобы спрогнозировать лесопожарную катастрофу 2020 года, хватит получаса работы


Федеральный закон от 02.12.2019 № 380-ФЗ "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов"

0 коммент.:

Дописати коментар