Новые требования были утверждены еще 28 октября постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 722. Документ содержит перечень обязательных противопожарных мероприятий, нормы обеспечения пожарной техникой и средствами для тушения лесных пожаров, а также перечисляет требования при наступлении пожароопасного сезона, при проведении рубок леса, а также при заготовке живицы и других лесных ресурсов.
Первое, на что необходимо обратить внимание в работе с новыми требованиями, это изменение в условиях, при которых райисполком принимает решение об ограничении или о введении запрета на посещение лесного фонда.
Так, согласно документу в случаях угрозы возникновения пожара в лесном фонде из-за неблагоприятных погодных условий, когда устанавливается III класс пожарной опасности, райисполком может вводить ограничение нахождения на территории лесного фонда. А вот полный запрет на посещение леса в связи с опасными погодными условиями может вводиться при IV и V классах пожарной опасности. При этом в Минлесхозе подчеркивают, что решение о введении ограничения либо запрета на посещение должно приниматься в каждом лесхозе индивидуально и не создавать социального напряжения среди местных жителей.
К примеру, на тех участках, которые пользуются популярностью у населения в период сбора ягод и грибов либо используются в рекреационных целях, эффективнее будет не запрещать посещение, а ввести усиленный мониторинг за противопожарной обстановкой со стороны государственной лесной охраны. Тогда у населения появится возможность прийти в лес на тихую охоту либо отдохнуть у озера в жаркий день, а лесхозы при этом смогут контролировать территорию и предупредить лесной пожар.
— Раньше в Правилах пожарной безопасности в лесах не было таких четких разграничений по условиям и классам пожарной опасности. И нередко возникали спорные ситуации, при каком же классе можно вводить ограничение на посещение леса, а при каком будет действовать запрет, — отметил Александр Угрин. — Теперь при III классе пожарной опасности можно установить временные ограничения на посещения лесов, к примеру с 12 до 16 часов, а при IV и V классах — полный запрет.
Кроме этого, специфические требования предусматривают в случае ликвидации чрезвычайной ситуации или ее последствий возможность сжигать порубочные остатки не только при I классе пожарной опасности, как это было ранее, но также при II и III классах по условиям погоды в лесах.
— Самым эффективным и действенным способом борьбы с нашествием короеда остается сжигание порубочных остатков. Этот метод широко практикуют и наши страны-соседи, которые также столкнулись с этой бедой, — комментирует специалист. Теперь Специфические требования по обеспечению пожарной безопасности в лесах разрешают проводить сжигание порубочных остатков в соответствии с санитарными нормами и при III классе пожарной опасности. Но, конечно, с соблюдением всех правил пожарной безопасности — после сжигания порубочных остатков кострище необходимо пролить водой и засыпать песком.
Есть в принятом документе и изменения, которые касаются лесопользователей, которые занимаются сбором живицы. Так, 6-я глава Специфических требований уточняет границы мест заготовки живицы, а также второстепенных лесных ресурсов, по которым должна быть проложена минерализованная полоса.
— Что касается сбора живицы, то ранее лесопользователь обязан был прокладывать минерализованную полосу во всех случаях, в независимости от места сбора. И к нам нередко поступали жалобы. К примеру, если участок для сбора живицы примыкает к водному объекту, зачем делать противопожарный разрыв, если там уже существует естественная преграда распространению огня? Такие замечания были учтены и нашли отражение в новом документе.
И, пожалуй, последнее существенное изменение согласно Специфическим требованиям по обеспечению пожарной безопасности в лесах относится к работе пожарно-химических станций. Так, новый документ изменяет требования к пожарным автомобилям и другой технике, приравненной к ним, а также оптимизирует количество документов, составляющих паспорт станции.
— Раньше пожарные автомобили требовалось оснащать насосом мощностью 40 литров воды в секунду. Зачастую такая производительность не нужна, ведь вода при тушении лесных пожаров имеется в ограниченном количестве и при быстром ее расходовании пожарный автомобиль должен по нескольку раз ездить на дозаправку. Нередко это происходило за десятки километров от очага пожара в лесу, когда поблизости не было водоема. Поэтому принято решение уменьшить мощность до 20 литров в секунду. Также новый документ сокращает документацию для ПХС, — подытожил Александр Угрин.
Хотелось бы также обратить внимание работников лесхозов, что в соответствии с постановлением Министерства лесного хозяйства от 18 ноября 2019 г. № 16 Правила пожарной безопасности в лесах Республики Беларусь с 3 февраля 2020 года утрачивают силу.
Автор: Татьяна БИНДА
Дата публикации: 12.12.2019
0 коммент.:
Дописати коментар