Например, можно, как предлагает Счетная палата, "установить ответственность за недостоверность данных лесоустройства" - но пока существует огромный платежеспособный спрос со стороны государства на лесную туфту (не только в лесоустройстве, но и в государственной инвентаризации лесов, государственном мониторинге воспроизводства лесов, ЕГАИС учета древесины и сделок с ней, государственном лесном реестре, всевозможной официальной статистике и т.д.) - туфта будет процветать.
Можно, как предлагает Счетная палата, "предусмотреть единые подходы к определению нормативов патрулирования лесов" - но если денег на охрану лесов почти нет, и людей, которые могли бы обеспечить эту охрану, тоже почти нет, то никакие нормативы патрулирования не помогут. Без людей и денег основная часть лесов так и будет оставаться беспризорной, как сейчас (или даже становиться более беспризорной, поскольку денег будет нужно все больше, чтобы заманить людей в умирающее от глупых законов и правил лесное хозяйство и в пустеющие от безысходности лесные и сельские районы).
Можно, как предлагает Счетная палата, "законодательно закрепить определение «незаконная рубка»" - но непонятно, почему при наличии такого определения в постановлении пленума Верховного суда охранять леса от незаконных рубок не получается, а если определение перекочует в какой-нибудь закон - то вдруг сразу получится. К тому же, как уже много раз отмечалось, главную угрозу нашим лесам представляют отнюдь не незаконные (с точки зрения государства) рубки, а рубки формально законные, проводимые на основании всех соответствующих правил и разрешительных документов, с ведома и разрешения органов государственной власти - но при этом совершенно бесхозяйственные и варварские.
И так далее. По большому счету, набор мер, предлагаемых Счетной палатой - это своеобразная "лесная гомеопатия": выглядит красиво, но в реальности ничему не поможет. Ниже приводится лесная часть отчета с картинками (ссылка).
Эффективность использования лесов
В 2019 году особое внимание Счетная палата уделяла проблеме эффективности использования лесов. По данному направлению совместно с КСО регионов были проведены контрольное и экспертно-аналитическое мероприятия, исследованы причины и факторы, оказывающие влияние на эффективность управления лесными ресурсами, а также оценен масштаб и установлены причины незаконных рубок.
Проверка охватила все регионы, установлены факты финансовых нарушений более чем на 900 млн рублей.
Результатом исследования стали следующие выводы:
• Приоритеты развития лесной политики реализуются не в полной мере.
• Существующая система управления лесами, основанная на децентрализации, определенная вступившим в силу в 2007 году Лесным кодексом, показала свою неэффективность.
• На федеральном уровне практически утрачен полноценный контроль за планированием и управлением лесным хозяйством страны. Так, в регионах установлены различные нормативы патрулирования лесов: на одного лесного инспектора приходится от 0,3 тыс. га (Белгородская область) до 743 тыс. га (Магаданская область). Отсутствуют единые подходы к порядку определения нормативов заготовки древесины для собственных нужд; единообразие правового регулирования вопросов деятельности пунктов приема и отгрузки древесины; дистанционный мониторинг использования лесов неэффективен.
• Формирование целей и направлений развития лесного комплекса осуществляется в настоящее время при отсутствии актуальной информации о лесных ресурсах страны.
• Механизм распределения финансирования переданных лесных полномочий остается непрозрачным.
• Не решается проблема задолженности по неналоговым доходам в части использования лесов. Неуплата платежей на 01.01.2019 составила 10,6 млрд рублей, из которых списано 2,1 млрд рублей как безнадежные к взысканию.
• Отмечается низкое освоение лесного ресурса и, как следствие, недопоступление доходов. На 01.01.2019 площадь лесных участков, переданных в пользование, составила 275,1 млн га, или 24 % общей площади лесов. Процент фактического освоения расчетной лесосеки составляет всего 32,7 % от допустимого объема изъятия по всем видам рубок.
Органы исполнительной власти регионов не обеспечивают эффективное исполнение переданных им лесных полномочий.
Нелегальное использование лесов было выявлено во всех регионах. Принимаемые меры по предотвращению нелегальной заготовки древесины недостаточно эффективны и не оказывают влияния на декриминализацию ситуации в лесной отрасли. Количество случаев незаконных рубок последние 5 лет находится в пределах 16-17 тыс. ед. с объемом 1,3 млн куб. м, а сумма нанесенного ущерба - в пределах 9-12 млрд рублей. Указанная динамика ущерба сохраняется в России на протяжении последних 10 лет. При этом сокращается количество материалов, переданных в следственные органы по фактам незаконных рубок, и количество лиц, привлеченных к уголовной ответственности по данным фактам.
Основные факторы, негативно влияющие на ситуацию:
• низкая заработная плата лесников;
• недостаток лесных инспекторов;
• проблемы контроля за использованием лесов, связанные с коррупцией.
На ситуации существенно сказывается отсутствие информационного обмена между контролирующими органами на основе единой информационной платформы, позволяющей проследить движение леса от его заготовки, транспортировки до таможенного оформления и вывоза за пределы таможенной территории страны.
По результатам проведенных проверок направлены представления объектам контроля, информационные письма в Правительство Российской Федерации, Минприроды России, Администрацию Президента Российской Федерации, ФСБ России, обращение в Генпрокуратуру России.
Также по лесной тематике в Счетную палату на экспертизу в 2019 году поступил законопроект, в котором предлагалось дополнить Лесной кодекс нормой, не допускающей прекращение либо приостановку работ по тушению лесного пожара в зоне их контроля.
В заключении Счетная палата указала, что для реализации предлагаемой нормы необходимо дополнительное финансовое обеспечение, что не было отражено в финансово-экономическом обосновании к законопроекту, а также отметила недостаточную организацию проведения профилактических мероприятий по охране лесов от пожаров, вызванную в том числе их недофинансированием.
Указанный законопроект был рассмотрен в первом чтении Государственной Думой, по результатам которого с учетом замечаний Счетной палаты его предложено отклонить.
В целях изменения ситуации Счетная палата предлагает:
• законодательно закрепить определение «незаконная рубка»;
• предусмотреть единые подходы к определению нормативов патрулирования лесов;
• установить общие требования к порядку организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины;
• пересмотреть нормативы заготовки древесины для собственных нужд;
• установить ответственность за недостоверность данных лесоустройства;
• рассмотреть вопрос об изменении порядка определения размера возмещения ущерба, причиненного лесам.
0 коммент.:
Дописати коментар