ПІД ВИГЛЯДОМ БОРОТЬБИ З КОРУПЦІЄЮ

влада обвалила лісову галузь в Україні

ЛІС І РЕФОРМУВАННЯ

Державні ліси мають покривати свої видатки з власних доходів

Орест ФУРДИЧКО

Таємниці реформування "лісових відносин" в Україні

РЕФОРМАЦІЯ, ДЕГРАДАЦІЯ ЧИ ПРОФАНАЦІЯ?

Як Держлісагентство хоче реформувати лісову галузь

ЧИНОВНИКИ ПРОТИ ЛІСІВНИКІВ

Кому вигідний фінансовий саботаж лісгоспів?

10 листопада 2016

Закарпатські органи державної влади закриті до співпраці із громадськістю


Прес-реліз. 

Саме такий висновок можна зробити після прес-конференції «Правда та не правда про вирубки лісу», яка відбулася 8 листопада у Закарпатському прес-центрі за адресою м. Ужгород, вул. Жупанатська, 15/4.

8 листопада 2016 року після двічі зміни місця її проведення, все таки відбулася прес-конференція, на якій були озвучені факти, які були встановлені екологом ЕПЛ Петром Тєстовим під час вивчення існуючої ситуації з управління та охорони лісами.

Петро Тєстов наголосив, що уряд лише імітує наведення порядку в лісовій галузі і свідомо поширює неправдиву інформацію про «сотні гектар незаконних рубок в Закарпатті виявлені інтерактивною картою рубки лісів». Хоча давно вже існує аналогічна безкоштовна система GlobalForestWatсh і результати роботи якої показали, що за допомогою аналізу супутникових знімків в принципі неможливо виявити законність рубок. І такі дії керівництва Держлісагенства та Мінагрополітики можуть свідчити або про їх повну непрофесійність, або про свідому дискредитацію державного управління в лісовій сфері для подальшої приватизації лісів.

Софія Шутяк, юрист ЕПЛ, розповіла про правові колізії, які спричиняють існуючу ситуацію із «контрабандним лісом», незаконними рубками та використання лісових земель не за цільовим призначенням та як їх виправити.

Після прес конференції відбувся тренінг, на якому активна громадськість здобула практичні навики, як аналізувати закон, на що звертати увагу під час розмови із правоохоронними органами, як фіксувати правильно порушення, методи законної протидії незаконним рубкам.

Всі учасники тренінгу отримали інструкцію із 5 кроків громадського активіста на захист лісів України та взірці процесуальних документів.

Варто відмітити, що актуальність тренінгу відзначили представники WWF, які наголосили на тому, що тренінг узгоджується із їх роботою у рамках проекту «Лісова варта», доповнює його практичною та прикладною інформацією.

«Якщо громадськість буде системо працювати над цієї темою, разом ми зможемо сформувати критичну масу підготовлених активістів, які зможуть реально впливати на покращення ситуації із управлінням лісовою галуззю»,- наголосили експерти.

*********************************************************************************

Прес-конференція і тренінг проводилися за фінансової підтримки Міжнародного фонду «Відродження».МФ «Відродження» є однією з найбільших благодійних фундацій в України, заснований фінансистом і філантропом Джорджем Соросом. Місія фонду – розвивати відкрите суспільство в Україні на основі демократичних цінностей. http://www.irf.ua/

Міжнародна благодійна організація «Екологія-Право-Людина» - це правозахисна організація, яка з 1994 року відстоює екологічні права, здійснює діяльність в сфері охорони довкілля, підтримання, відновлення та покращення його стану; та надає правову допомогу в захисті інших, насамперед дотичних до екологічних прав людини. http://www.epl.org.ua/

09 листопада 2016
http://epl.org.ua/events/2838-zakarpatski-orhany-derzhavnoi-vlady-zakryti-do-spivpratsi-iz-hromadskistiu

АНОНС: «Стале управління лісам як шлях подолання корупції»

Питання рубки лісів у 2016 році стало темою номер один серед екологічних статей, радіоефірів та телесюжетів. У відповідь на це Кабінет Міністрів України розробив інтерактивну карту рубки лісів та затвердив нову редакцію «Санітарних правил в лісах України». 

Чи допоможуть останні дії уряду виправити ситуацію в лісовій галузі? Чи є правдивою інформація про масові незаконні рубки лісів в Україні? Чи є допустимим проведення рубок в природно-заповідному фонді? Чому необхідне бюджетне фінансування неексплуатаційних лісгоспів? Яку інформацію про ліси приховують від громадськості? Чи є перспективи сталого управління лісами в Україні? Чому співпраця між громадськістю, науковцями та лісівниками є необхідною умовою покращення ситуації в лісовій галузі? 

Відповіді на всі ці запитання можна буде отримати під час круглого столу "Стале управління лісами як шлях подолання корупції». 

Перед початком круглого столу відбудеться брифінг для ЗМІ, де організатори круглого столу розкажуть своє бачення ситуації в лісовій галузі. 

Дата проведення : 11 листопада

Початок заходу: 9:00. 

Місце проведення –м.Київ, вулиця Митрополита Липківського 35, Оргуський центр 

Під час круглого столу будуть розглянуті актуальні питання лісової галузі, зокрема основні порушення у веденні лісового господарства та шляхи їхнього припинення, юридичні та економічні аспекти лісового менеджменту, шляхи переходу до сталого управління лісами з відмовою від масових суцільних рубок, питання збереження старовікових лісів, досвід та можливості співпраці між громадськістю та лісівниками.

У заході візьмуть участь активісти природоохоронних ІГС, представники органів влади та місцевого самоврядування, прокуратури, інспекції, лісівники, науковці, працівники установ природно-заповідного фонду, народні депутати України

За додатковою інформацією звертайтеся:

Тєстов Петро, ЕПЛ
Email:,petro.testov@gmail.com тел.: (032) 225 – 76 – 82

Софія Шутяк, юристконсульт ЕПЛ
Email: sofiya.shutiak@gmail.com, тел.: (032) 225 – 76 – 82

Круглий стіл проводиться за фінансової підтримки Міжнародного фонду «Відродження».

МФ «Відродження» є однією з найбільших благодійних фундацій в України, заснований фінансистом і філантропом Джорджем Соросом. Місія фонду – розвивати відкрите суспільство в Україні на основі демократичних цінностей.

http://www.irf.ua/

Міжнародна благодійна організація «Екологія-Право-Людина» - це правозахисна організація, яка з 1994 року відстоює екологічні права, здійснює діяльність в сфері охорони довкілля, підтримання, відновлення та покращення його стану; та надає правову допомогу в захисті інших, насамперед дотичних до екологічних прав людини.

http://www.epl.org.ua/

09 листопада 2016

У Чорноліському лісгоспі провели випробувальний запуск квадрокоптера




КРОПИВНИЦЬКИЙ. 10 листопада. УНН-Центр. Разом із чорноліськими лісівниками за станом лісових насаджень стежитиме квадрокопетр. У лісгоспі провели випробувальний запуск придбаного безпілотного літального апарату, передає УНН-Центр.

Пристрій може виконувати багато функцій, які полегшать роботу лісової охорони. Його можна використовувати в охороні лісу та плантацій новорічних ялинок, під час проведення ревізій лісових обходів, перевірки якості виконання лісогосподарських заходів, у моніторингу всихання насаджень. Апарат також призначений для фото- і відеозйомки лісових масивів.

Квадракоптер корисний у боротьбі з незаконними рубками, дає змогу розгледіти пожежу з будь-якого місця зльоту та допоможе більш ефективно координувати гасіння пожеж й визначати точну площу охопленої вогнем території.

Під час роботи літального апарату одночасно ведеться зйомка і передача даних на базовий пульт в онлайн-режимі. Максимальна висота польоту 500 метрів, радіус дії дистанційного керування до 3 кілометрів, час польоту до півгодини.

На Херсонщині викрили схему незаконного експорту лісоматеріалів



Як повідомляє прес-служба прокуратури Херсонської області, встановлено, що група осіб, діючи за попередньою змовою, створили на території України ряд фіктивних суб'єктів господарювання, використовуючи які, на підставі підроблених сертифікатів походження та інших обов'язкових супровідних документів, протягом 2015-2016 років здійснювали незаконний продаж деревини.

Трьом особам, які за даними слідства причетні до вищевказаних протиправних діянь, вже оголошено про підозру за ч. 2 ст. 205-1 Кримінального кодексу України. Встановлюються інші співучасники і організатори злочину.

Прокуратурою Херсонської області здійснюється процесуальне керівництво у даному кримінальному провадженні.

09.11.2016

09 листопада 2016

Інтерпол займатиметься незаконною вирубкою лісів на Рівненнщині


62 кримінальні провадження відкрила поліція Рівненщини за фактом незаконною вирубки лісів області. Зокрема, у злочинній діяльності підозрюються два чиновники в лісовому господарстві. Такий ріст кількості зареєстрованих правопорушень пов’язують зі створенням поліцейськими та керуючими органами були створені спеціальні комісії, що слідкують за вирубкою та вивозом лісових ресурсів.

“Скеровані доручення до інтерполу, ми чекаємо відповіді. – на нараді між представниками прокуратури Рівненської області розповів заступник головного прокурора області Мирослав Пацкал. Він каже, що планує звернутись до міднародної поліції, втім і просять про допомогу з районів. – Ми надіємося на вашу підтримку. Ми попросили в рамках кримінальних проваджень залучити ваших працівників, як експертів.”

Також, посадовець закликав жителів Рівненської області” повідомляти про підозрілі випадки вирубки лісів, щоб запобігти незаконному вивозу дерев якомога ефективніше.

Пєрязєв Влад 
09.11.2016, 19:30

Прокуратурою продовжується робота із недопущення незаконного продажу лісу.










У Херсонській області викрито схему незаконного експорту лісоматеріалів та виготовлених із них пиломатеріалів. Про це Таврія24 повідомили у прес-службі прокуратури Херсонської області.
Встановлено, що група осіб, діючи за попередньою змовою, створили на території України ряд фіктивних суб’єктів господарювання, використовуючи які, на підставі підроблених сертифікатів про походження та інших обов'язкових супровідних документів, протягом 2015-2016 років здійснювали незаконний продаж деревини.
Трьом особам, які за даними слідства причетні до вищевказаних протиправних діянь, вже оголошено про підозру за ч. 2 ст. 205-1 Кримінального кодексу України. Встановлюються інші співучасники та організатори злочину.
Прокуратурою Херсонської області здійснюється процесуальне керівництво у даному кримінальному провадженні.

http://tavria24.net/incidents/1662-na-khersonshchini-vikrito-skhemu-nezakonnogo-eksportu-derevini.html

На Кіровоградщині лісівники провели випробувальний запуск квадрокоптера




У Чорноліському лісгоспі разом з працівниками за станом лісових насаджень стежитиме квадрокопетр. На підприємстві провели випробувальний запуск безпілотного літального апарату.

Пристрій дозволить значно полегшити роботу лісової охорони. Його можна використовувати в охороні лісу та плантацій новорічних ялинок, під час проведення ревізій лісових обходів, перевірки якості виконання лісогосподарських заходів, у моніторингу всихання насаджень. Апарат також призначений для фото- і відео зйомки лісових масивів.

Квадрокоптер допоможу у боротьбі з незаконними рубками і пожежами. Під час роботи літального апарату одночасно ведеться зйомка і передача даних на базовий пульт в онлайн-режимі.

За інформацією прес-служби КОУЛМГ.
09.11.2016

Відповісти за кожне дерево

Чому громадськість пропонує змінити систему покарань за знищення природи

В Україні передбачені дуже незначні санкції за правопорушення у сфері охорони навколишнього середовища, відзначають фахівці. При цьому результат заподіяної шкоди може бути (і нерідко є, як у випадку з незаконною вирубкою лісів) катастрофічним. Штрафи мінімальні — 17-50 гривень або, навпаки, величезні, які підприємство не може оплатити апріорі. Наслідок — безвідповідальність і корупція. Тому представники громадськості, зокрема Міжнародна благодійна організація «Екологія-право-людина» спільно з науковими співробітниками та колегами з державних органів та інших громадських об'єднань пропонують план дій, щоб змінити систему покарань і підвищити екологічну свідомість громадян.

«Нинішня юридична відповідальність у сфері природоохоронного законодавства не стимулює правопорушників до правомірної поведінки. У більшості випадків суб'єктам підприємницької діяльності набагато простіше дати хабар або домовитися, ніж дотримуватися закону. Легше навіть заплатити штраф. Тому міру відповідальності потрібно переглянути: вона повинна стати адекватною, а штрафи повинні спрямовуватися на усунення заподіяної шкоди», — переконана юрисконсульт МБО «Екологія—Право—Людина» Наталія КУЦЬ.

За словами представниці Міністерства екології та природних ресурсів Марини Шимкус, відомство вже робило спроби внесення змін, які б посилювали санкції за правопорушення у сфері довкілля, але вони не увінчалися успіхом. Причина — еколого-правовий нігілізм, коли влада не звертає уваги на важливості природоохоронної політики. Є надія, що це зміниться, так як Україна взяла на себе ряд інших міжнародних зобов'язань, зокрема згідно з Договором про асоціацію з ЄС.

«У нас кримінальною відповідальністю не охоплені ті порушення в екологічній сфері, які повинні були б бути охоплені. Наприклад, Україна є стороною Конвенції про міжнародну торгівлю видами дикої фауни і флори. Згідно із взятими зобов'язаннями, у нас повинні бути ефективні покарання за певні види діяльності. Але наш Кримінальний кодекс не криміналізує такі дії, лише передбачені санкції в Кодексі про адміністративні правопорушення, і максимальна складає всього шість євро. При цьому в Нідерландах за аналогічне правопорушення загрожує шість років позбавлення волі, — каже керівник інформаційно-аналітичного відділу МБО «Екологія—Право—Людина» Єлизавета АЛЕКСЄЄВА. — У нас низька міра покарання за екологічні злочини: максимум — три-п'ять років, крім одного злочини у сфері користування надрами. Тим не менш, наслідки екологічних злочинів можуть призвести до загибелі однієї людини і завдати значної шкоди здоров'ю великої кількості людей, викликати катастрофічні, оскільки невідворотні втрати для навколишнього середовища на сотні років. Що стосується такс і методики визначення шкоди та нарахування штрафів, то від багатьох експертів я чую, що в одних випадках вони занижені, а в деяких завищені. Але всі говорять про їх неадекватності. Оскільки занижені не покривають витрат, пов'язаних з відшкодуванням збитків, а завищені служать інструментами корупції».

Фахівці вважають, що створення нової законодавчої бази, встановлення нових штрафів — це довгий кропіткий процес. За словами юристів-екологів, зараз вони працюють над створенням «Зеленої книги» — документа, який буде описувати проблеми та їх причини. Також планують зробити «Білу книгу», в якій запропонують політичні рішення для законодавців. І вже потім почнеться написання нормативно-правових актів, які б регулювали сферу відповідальності за злочини проти довкілля.

«У рамках контролю за транскордонними переміщеннями ми багато спілкувалися з Інтерполом та Європолом. Інтерпол визначає екологічні злочини як одні з найбільш прогресуючих і небезпечних, їх ставлять в один ряд з торгівлею зброєю і наркотиками, тому що вони приносять надприбутки, а ризики при цьому мінімальні. У таких злочинах задіяні і чиновники, і бізнес, і приватні особи, — розповідає головний експерт групи Реанімаційного пакету реформ — навколишнього середовища, експерт проекту ЄС «Підтримка України у наближення до законодавства ЄС у сфері навколишнього середовища» Дмитро СКРИЛЬНІКОВ. — Створюючи документ про відповідальність за злочини в сфері охорони навколишнього середовища, потрібно взяти до уваги те, що вони можуть бути суміжними з іншими. Грибовичская звалище є одним з прикладів: на її території були гудронні озера, які належали Львівському дослідному нафтомаслозаводу. Після банкрутства його управління взяла на себе компанія, яка взяла кредит під заставу небезпечних відходів. Тобто цей надали кредит під заставу того, від чого власник повинен позбутися... Я кажу про складні злочини, і ми повинні розуміти, що в цих питаннях встановлення причинного зв'язку між наслідками і діями — складне».

Оксана МИКОЛЮК, «День»

9 листопада, 2016 - 10:57
https://day.kyiv.ua/ru/article/obshchestvo/otvetit-za-kazhdoe-derevo

Чернігівська прокуратура просить населення допомогти боротися з незаконною вирубкою лісу

Чернігівська прокуратура просить населення допомогти боротися з незаконною вирубкою лісу


На прес-конференції, присвяченій трьом місяцям з дати призначення на посаду, прокурор Чернігівської області Володимир Комашко заявив, що незаконна вирубка лісу - пріоритетне завдання прокуратури. Однак істотних результатів у цій сфері чернігівські прокурори поки не домоглися.
На даний момент прокуратура області здійснює процесуальне керівництво восьми кримінальних проваджень в даній сфері.

Щоб посилити боротьбу з незаконним вирубуванням лісу створили спеціальну слідчу групу, а також інтерактивну карту з усіма виявленими локаціями вже ставшихся правопорушень.

Проводяться роботи і з керівництвом лісових господарств і пилорам.
Проте, реальних результатів це поки не дало: як і раніше прокуратура йде по слідам вже вчиненого злочину, а знайти «деревних браконьєрів» постфактум - завдання не з легких.

Правопорушники в цій області знаходять все нові хитрощі, що стопорить наслідок, так, наприклад, на пнях джгут шини, щоб приховати сліди зрізу бензопили, маскують сліди злочину гілками і сухими листям і ін.

Так що в цьому питанні прокуратура вважає великі надії на небайдужих жителів області.

– На сайті прокуратури відкрита гаряча лінія, на яку можна звернутися щодо незаконних порубок лісу. В чому полягає основна ідея? Після отримання інформації та індентифікації особи, ці дані передаються безпосередньо до конкретного відділу поліціі та місцевої прокуратури, – пояснив Владимир Комашко.

– Я надіюся, що люди стануть активнішими в цьому плані, тому що виїзд прокурора на місце подій і складення процесуального документа – протоколу обстеження місця події, буде гарантувати те, що, якщо люди укриють цей факт, то дії таких посадових осіб будуть містити ознаки злочину.

Автор:samarsky
Сегодня, 12:00

Ответы на вопросы Счетной палаты

1. Оценка современного состояния управления лесами Украины
На данном этапе развития страны управление лесами нельзя признать эффективным и устойчивым. Доказательством этого являются следующие факты:
• Украина – единственная европейская страна не имеющая национальной лесной политики (лесной стратегии) и лесной программы;
• Лесное право страны содержит многочисленные недостатки и корруционные риски. Систематическая работа над его совершенствованием в последнее пятилетие прекращена;
• Многие важные положения Государственной программы Леса Украины до 2015 года и действующей Концепции развития лесного хозяйства не реализованы.
• В стране отсутствует полноценная лесная администрация, отвечающая за состояние и конроль всех лесов страны;
• Не завершен процесс оформления правоустанавливающих документов государственными лесными предприятиями (акты на право постоянного пользования выданы менее чем на 50% территории, управляемой Гослесагентством).
• Периодические государственные учеты лесов не проводятся. Породно-возрастная струкутра и состояние лесов неуклонно ухудшаются, в том числе в связи с отсутствием адекватных управленческих решений, регулирующих лесопользование, охрану и защиту лесов;
• Бюджетное финансирование ведения лесного хозяйства прекращено. На грань банкротства поставлены более 70 бюджетнозависимых лесных предпрятий, ведущих лесное хозяйство в неблагоприятных почвенно-климатических условиях а также обеспечивающих выполнение функций, направленных на поддержку эффективного управления лесами (сбор и анализ информации, охрана и защита леса);
• Нарушен баланс между внутренней и внешней торговлей древесиной, что явилось основной пречиной многолетней стагнации в развитии деревообрабатывающего сегмента лесного сектора;
• Многочисленные и разноплановые конфликты, связанные с использованием лесов и лесных ресурсов, статистика лесных нарушений и преступлений, а также информация правоохранительных органов, свидетельствуют о несбалансированности интересов в лесной сфере, высокой коррумпированности и тенизации лесного сектора.
Государственное управление лесами
Основная тенденция при формировании системы государственного управления лесами, сложившаяся в процессе административной реформы последних лет – это искусственное перераспределение полномочий среди различных центральных органов власти, при отсутствии надлежащей оценки качества их выполнения.
Согласно изменений, внесенных в Лесной Кодекс в 2012 году, основные полномочия в сфере управления лесами распределены следующим образом:
1. Минагрополитики – формирует лесную политику и совершенствует лесное законодательство;
2. Минприроды - осуществляет государственное управление в сфере охраны, защиты, использования и возобновления лесов;
3. Гослесагентство реализует лесную политику в области лесных отношений.
Фактически ни одно из профильных Министерств должным образом не выполняет возложенных на него функций, либо делегируя их Гослесагентству, либо игнорируя их. В то же время Гослесагентсво, несмотря на снижение статуса и формальное сокращение сферы ответственности, продолжает действовать как и до административной реформы, совмещая выполнение законодательно-административных и хозяйственных функций, причем в большинстве случаев только в границах территории, переданной в постоянное пользование подведомственным предприятиям.
Сложившееся положение дел нельзя считать нормальным. Безусловно требуется функциональное обледование органов власти, задействованных в управлении лесами, оценка и оптимизация выполняемых ими функций.
Ведение хозяйства в государственных лесах
Базовые проблемы лесного хозяйства в государственных лесах заложены в законодательно закрепленной модели хозяйственного управления, которая разрывает право собственности на леса (государство) и древесину (постоянный пользователь). Подобное решение:
• порождает конфликт интересов между государством и постоянными пользователями;
• вызывает огромное изначальное различие в возможности получения дохода от реализации древесины постоянными пользователями при полном отсутствии, каких-либо компенсаторных, выравнивающих механизмов.
Долгое время последствия названных недостатков модели управления удавалось минимизировать путем соответствующего распределения бюджетных средств, выделяемых на ведение лесного хозяйства и административного регулирования.
За последние пять лет ситуация кардинально ухудшилась. Преобразование Государственного комитета лесного хозяйства в Государственное агентство лесных ресурсов, с подчинением Минагрополитики, сказалось на приоритетах деятельности лесного ведомства, - в число которых вошли заготовка и торговля древесиной, а также деятельность с ними связанная, в частности, кадровая политика, закупки, строительство лесных дорог, внедрение электронного учета древесины.
Следствиями изменения статуса и приоритетов Гослесагентства стали: с одной стороны, - наращивание объема рубок и экспорта древесины, ускорение дифференциации государственных лесных предприятий по финансовым и материально-техническим возможностям, внедрение коррупционных схем, связанных с регулированием торговли; а с другой, - снижение качества государственного управления лесами прежде всего в части, связанной с государственным контролем за соблюдением лесного законодательства, лесоразведением, сбором информации о лесах, законодательно-нормативным обеспеченем ведения лесного хозяйства, лесной наукой, подготовкой и проведением реформ.
Важными признаками, характеризующими качество лесоуправления в последние 2-3 года являются:
• передача функций распоряжения средствами, выделяемыми на ведение лесного хозяйства, в Минагрополитики и прекращение в 2015 году бюджетной поддержки государственных предприятий, не имеющих возможностей самофинансирования за счет продажи древесины;
• принятие закона о моратории на экспорт древесины в круглом виде;
• отсутствие видимых результатов более чем двухлетней работы по подготовке и проведению реформы управления лесами;
• неспособность Правительства сформировать профессиональное и эффективное руководство ЦОВВ в сфере лесных отношений.
В ходе выполнения проекта ФЛЕГ многократно рассматривались как перечисленные, так и многие иные вопросы, связанные с оценкой управления лесами в Украине. Наиболее полно они представлены в прилагаемых отчетах:
М.Попков.Лесная политика и стратегия Украины: оценка, проблемы и пути их решения. 2014
В.Сторожук.Загальна оцінка стану управління лісами в Україні , 2016
2. Оценка правового обеспечения контроля в лесном хозяйстве, в частности функционирования контроля системы движения лесопродукции в Украине.
Основными недостатками правового обеспечения контроля в сфере лесных отношений являются:
1. Дублирование функций государственного контроля разными органами власти;
2. Конфликт интересов в деятельности структур, наделенных функциями государственного контроля;
3. Нечеткая формулировка и декларативность ряда положений, регулирующих государственный контроль;
4. Громоздкость, излишняя детализация и ошибочность норм соответствующего законодательства;
5. Неравные возможности постоянных пользователей в части обеспечения контроля на территории, переданной для ведения лесного хозяйства;
6. Неравномерный контроль за ведением лесного хозяйства в лесах разных пользователей.
Полноценный правовой фундамент государственного контроля движения древесины в стране отсутствует. Гослесагентство и подчиненные ему структуры широко рекламируют систему электронного учета в качестве эффективного средства контроля, позволяющего отслеживать движение древесины, тем самым противодействуя нелегальным рубкам и теневому обороту лесопродукции. Однако, в действующем правовом поле не существует норм, позволяющих контролирующим органам использовать элементы системы ЕОД в своей практической деятельности, что минимизирует её значимость, как средства контроля:
• законы, регулирующие движение транспорта в Украине, не дают полицейским право сверять характеристики перевозимой древесины с данными, указанными в товарно- транспортной накладной и шифрами на бирках;
• действующие законы и нормативы не дают экологической инспекции право контроля заготовленной древесины, являющейся собственностью постоянного пользователя, материальным имуществом и товаром;
• государственная лесная охрана не относится к контролирующим органам и не наделена правом проверять транспортные средства и контролировать законность происхождения древесины вне зоны своего влияния (территория лесного фонда собственного, либо подведомственных предприятий);
• Действующая «Тимчасова інструкція з електронного обліку продукції лісозаготівель, лісопиляння і деревообробки на підприємствах Державного агентства лісових ресурсів України», утвержденная приказом Гослесагентсва, не зарегистрирована Минюстом, носит рекомендательный характер и распространяется только на подчиненные Гослесагентству предприятия.
• Законодательно не урегулированы такие важные аспекты контроля с использованием ЕОД, как порядок проведения проверки соответствия фактических характеристик древесины данным, указанным на бирках и в ТТН; порядок изъятия, хранения и использование древесины неизвестного происхождения; ответственность за несоответствие фактических характеристик древесины характеристикам, указанным в сопроводительных документах и зашифрованным на бирках.
Эти и многие другие недостатки не дают оснований утверждать, что в Украине в настоящее время существует надежная система контроля движения лесопродукции.
Более подробно позиция проекта ФЛЕГ по данной проблеме и вариантах её решения изложена в следующих работах:
О.Банчук. Недоліки та проблеми правового регулювання діяльності державної лісової охорони. 2010
В.Сторожук. Короткий огляд умов забезпечення легальності походження деревини в Україні. 2010
О.Сторчоус. Удосконалення організаційно-правового забезпечення контролю в лісовому господарстві. 2014
О.Сторчоус. Удосконалення юридичної відповідальності за порушення лісового законодавства та протидія обігу незаконно добутих лісових ресурсів: рекомендації щодо внесення змін у законодавство. 2016
3. Оценка фактического функционирования системы контроля движения (учета) древесины в Украине
Задачи учета и контроля движения древесины в Украине возлагаются на систему электронного учета древесины (ЕОД). Согласно изначально поставленной задаче данная система должна быть государственной и единой для всех постоянных пользователей и собственников леса. Однако фактически система ЕОД создавалась без учета конечной цели, путем агрегирования систем учета отдельных государственных лесных предприятий до уровня Гослесагентства. Проектирование «снизу–вверх» определило основные недостатки системы, в частности:
• полное отсутствие правового фундамента, позволяющее использовать ЕОД на государственном уровне и как систему учета, и как систему контроля;
• отсутствие связи ЕОД с системой определения легальности древесины, подтверждением которой является сертификат происхождения;
• использование системой устаревших нормативов для классификации и оценки качества древесины;
• ориентацию на существующие технологии заготовки и реализации древесины, без учета возможности их замены на более современные;
• лучшую реализацию функций ЕОД, обеспечивающих учет древесины по сравнению с функциями, обеспечивающими контроль за её поставками;
• снижение значимости и степени использования системы при продвижении от уровня предприятий, к уровню ОУЛМГ и Гослесагентства.
Важным препятствием для широкого внедрения системы ЕОД является неоправданно высокая стоимость её внедрения и сопровождения. По экспортным оценкам стоимость оборудования, приобретаемого лесхозами на этапе внедрения ЕОД была в 2-3 раза выше рыночной. Технология использования ЕОД изначально разрабатывалась таким образом, чтобы максимизировать использование бирок, стоимость которых также была значительно завышена. До настоящего времени, многие лесхозы, согласно отчетов, внедрившие технологию ЕОД, фактически используют её со значительными нарушениями, что вызвано нехваткой оборудования и персонала, плохой связью или практической нецелесообразностью.
Обоснованные сомнения вызывает целесообразность использования бирок при:
• заготовке древесины харвесторами, производящими её автоматическое измерение;
• внутрихозяйственной транспортировке древесины с лесосеки на нижний склад или цеха переработки, где производится раскряжовка стволов и измерение сортиментов;
• отпуске древесины с нижнего склада в вагонах и контейнерах, что связано как с разрушением бирок при торцовке древесины, так и их недоступностью с целью контроля;
• продаже древесины целлюлозным и лесопильным производствам, технология которых требует отсутствия инородных добавок в сырье, поступающем в переработку.
Наиболее распространенным нарушением технологии ЕОД является внесение данных о бирке в базу данных без фактического её крепления к соответствующей колоде. При этом у продавца остаются неучтенные бирки, которые можно использовать для «легализации» (придания законного вида) неучтенной древесине. С той же целью можно использовать бирки от ранее приобретенной древесины, остающиеся в распоряжении покупателя.
Опыт применения ЕОД свидетельствует о том, что данная технология не в состоянии препятствовать коррупционным нарушениям, совершаемым самими лесниками, которые всегда имеют лесорубочный билет и, в отсутствие постоянного внешнего контроля, могут беспрепятственно искажать данные учета, занижая размеры и сортность сортиментов, а также маркировать «сэкономленными» бирками неучтенную древесину.
Как средства противодействия самовольным рубкам ЕОД мало эффективен, о чем свидетельствует значительное увеличение нелегальных рубок в лесах предприятий Гослесагентства, где по свидетельству ответственных лиц достигнут почти 100% электронный учет заготовленной древесины.
Информация, зашифрованная на бирке, не содержит сведений о покупателе древесины, в связи с чем в отсутствии ТТН, по бирке нельзя судить о направлении поставки древесины. Несоответствие информации на бирке реальным характеристикам сортимента к которому она прикреплена или сведениям, указанным в ТТН может быть вызвано рядом причин, что затрудняет возможность использовать сам факт несоответствия в качестве доказательства нарушений и предъявления претензий к продавцу или покупателю.
В последние 5 лет руководство Гослесагентства постоянно рекламирует ЕОД, стремиться навязать его другим пользователям и расширить использование бирочного учета на подотчетных предприятиях (при маркировке растущих деревьев фанерного качества, реализации новогодних елок и посадочного материала). Подобная стратегия является безответственной. Предварительно необходимо провести комплексный аудит системы ЕОД, определить её реальную стоимость и эффективность для государства, внести необходимые изменения в технологию учета, а главное создать правовую базу, позволяющую трансформировать систему ЕОД, в настоящее время являющуюся «условно-добровольной» инициативой лесных предприятий Гослесагентства, в элемент единой системы государственного учета древесины.
О.Сторчоус. Удосконалення організаційно-правового забезпечення контролю в лісовому господарстві. 2014
О. Сторчоус. Удосконалення юридичної відповідальності за порушення лісового законодавства та протидія обігу незаконно добутих лісових ресурсів: рекомендації щодо внесення змін у законодавство. 2016
4. Оценить эффективность существующих процессов реализации необработанной древесины в Украине
В Украине нет цивилизованного рыночного механизма продажи необработанной древесины. Его заменяет псевдо-рыночный механизм распределения, реализуемый на государственном и областном уровне. Данный механизм разрабатывался в тесной связи с внедрением централизованных коррупционных схем, что предопределило его характерные особенности.
Существующая система экспортной торговли древесиной внедрена в системе Гослесагентства в 2011 году. Она сводится к ручному отбору покупателей по принципу «древесину получает тот, кто оплачивает маркетинговые услуги». Список согласованных контрагентов, вид и объемы отпускаемой продукции, цены и сроки отгрузки доводятся до предприятий –продавцов. Состав покупателей определяется не столько объемом ресурсов и ценами, сколько количеством, согласных платить за маркетинг. Экспортные поставки приоритетны и их выполнение жестко контролируется. Древесина на внутренний рынок поставляется по остаточному принципу. Существование данной схемы в 2011-2014 годах доказано правоохранительными органами. Её организаторы уведомлены о подозрении, их имущество арестовано.
По свидетельствам участников рынка, в несколько измененном виде, данная схема применяется до настоящего времени. Это утверждение косвенно подтверждается следующими фактами:
• Правила регулирования экспортной торговли предприятиями Гослесагентства до настоящего времени отсутствуют, процедура подбора покупателей и определение условий контракта не прозрачна и осуществляется в ручном режиме, исходя их неизвестных критериев и соображений;
• Основные объемы экспортных поставок древесины сконцентрированы на трех направлениях, наименее чувствительных к проявлениям коррупции, -- Румыния, Китай, Турция;
• Основной объем поставок конечным потребителям осуществляется через посреднические фирмы, зарегистрированные в странах с упрощенными условиями регистрации и ведения бизнеса;
• Цена экспортируемой древесины не обосновано занижена;
• Государственные предприятия - собственники экспортируемой древесины, согласованно меняют покупателей и регулируют цены отпускаемой продукции, что возможно только при наличии внешнего управления и/или согласования.
Торговля необработанной древесиной на внутреннем рынке регламентируется «Положением об организации и проведении аукционов по реализации необработанной древесиной», введенным в действие приказом ГК ЛХУ № 42 от 19.02.2007г. Данное положение рекламируется Гослесагентством, как гарантия справедливой и прозрачной торговли древесиной, однако факты свидетельствуют о том, что это утверждение не соответствует действительности:
• вопреки положению, на аукционы выставляется не вся древесина, а только её часть, оставшаяся после выполнения экспортных контрактов;
• значительные объемы выставленной древесины снимаются с торгов из-за необоснованного повышения цен и/или не выкупаются покупателем, что дает возможность реализовать их по прямым договорам, в том числе на экспорт;
• в ходе организации и проведения торгов не принимаются эффективные меры борьбы с перекупщиками-спекулянтами, а также «клонированием» покупателей (допуск к торгам «подставных» участников, представляющих интересы одного покупателя), что позволяет перевести в теневой оборот значительные объемы древесины;
• организаторы аукционов стремятся обеспечить продукцией всех покупателей, среди которых преобладают мелкие фирмы и физические лица предприниматели. Это с одной стороны, лишает аукционы изначального смысла, а с другой оставляет крупных и средних производителей без необходимых объемов сырья.
Следует особо подчеркнуть, что действующая в Украине система классификации и оценки качества древесины, используемая при заключении торговых сделок, противоречит практике цивилизованных стран и максимально облегчает многообразные нарушения, связанные с пересортицей и занижением цен на продукцию, минимизацией рентных платежей, нарушением таможенных правил. Её пересмотр является необходимым элементом в комплексе мер, направленных на формирование в Украине цивилизованного рынка древесины.
Фактически действующая система торговли древесиной является тормозом для развития легального деревообрабатывающего бизнеса, фундаментом теневого лесопиления и коррупции в лесном секторе. Согласно планам правительства, она должна была бы быть изменена до июня 2014 года. Однако данное задание не выполнено до настоящего времени. Отсутствие реальных шагов в наведении порядка на рынке древесины, послужило основной причиной принятия ВР закона о моратории на экспорт необработанной древесины, который затрудняет взаимодействие Украины с торговыми партнерами ЕС и международными кредиторами. Отсутствие реальных изменений к лучшему и сегодня является причиной многочисленных нарушений, преступлений, конфликтов и противостояний.
Проект ФЛЕГ постоянно работал над различными аспектами, связанными с торговлей древесиной. Основные отчеты, содержащие информацию касающуюся, анализа рынка, совершенствованию правил торговли, создания системы классификации и оценки качества древесины, борьбы с коррупцией, оценки моратория на экспорт древесины приведены ниже.
В.Подкорытов. Проблемы лесного рынка Украины, связанные с торговлей древесиной в круглом виде. 2012
В.Подкорытов Проект правил сортиментаціі та оцінки якості деревини в круглому вигляді. 2013
М. Попков. Лесная политика и стратегия Украины: оценка, проблемы и пути их решения. 2014
В.Подкорытов. Первоочередные меры по совершенствованию правил торговли круглым лесом в Украине. 2014
В.Подкорытов. Проект правил продажи необработанной древесины. 2014
В.Подкорытов Посібник по вимірюванню та оцінці якості деревини в круглому вигляді. 2015
М. Попков. Запрет на экспорт древесины в Украине: причины, последствия, альтернативы. Рабочая записка. 2016
 
Автор: М.Попков