Минск. Улица Пономаренко. Завод «Дормаш» ОАО «АМКОДОР» — управляющая компания холдинга». Здесь вовсю кипит работа над новой линейкой машин для лесопромышленного комплекса, создатели которых выдвинуты на получение Государственной премии. «Это вспомогательный завод, который для всего «Амкодора» производит шестерни, коробки передач и другое. Здесь есть цех, который делает лесные машины», — встречает первый заместитель генерального конструктора Андрей Герман (на снимке). Завод небольшой, трудятся 300 рабочих. Тут же находятся все 150 конструкторов «АМКОДОРа». Но над машинами, на которые пришли посмотреть мы, — гордостью отечественного лесопромышленного комплекса — трудилось всего 20 человек!
А машины-то ведь не простые.
— Весь «мозговой центр» на этой площадке, — показывает Андрей Александрович вглубь двора завода, где на наших глазах испытывают новую машину «АМКОДОР 2562» — новый харвестер, который не так давно представлялся на выставке-форуме «Лесэкопром-2016» в Минске. У этой машины новый белорусский двигатель мощностью 300 лошадиных сил. На ней установлены харвестерная головка диаметром распила до 75 сантиметров, новый манипулятор, гидромеханическая трансмиссия и двухнасосная гидросистема. — Этот харвестер предназначен для валки деревьев, удаления сучьев и точной раскряжевки ствола на части по размерам, которые задал оператор. Раньше такой мощной машины у нас не было, но теперь мы можем нормально конкурировать с импортными аналогами в сибирских регионах.
Давайте испытаем? Евгений Густенев — ведущий инженер-конструктор конструкторского бюро лесопромышленных машин предприятия приглашает в кабину «свежеиспеченного» харвестера, который, к слову, с нетерпением ожидают на российском рынке.
— Перспективы разработки таких машин огромные, — говорит он. — Чтобы сделать технику высокого уровня, необходима налаженная работа не только конструкторов, но и всего предприятия. Техническое оснащение играет не последнюю роль. Если 10 лет назад было важно войти на рынок, то сейчас наша цель — закрепиться и удержаться.
Я усаживаюсь в удобное кресло с высокой спинкой. Впереди экран. На него выводится вся информация, система работы машины. Нет руля. Почему?
— Мы сделали более удобный доступ при обслуживании. Работа операторов очень сложная, и не хотелось бы, чтобы они тратили свое время на какие-то неважные мелочи, — показывает и рассказывает Евгений Густенев. — Улучшили систему кондиционирования, систему управления. Тут нет тумблеров, уменьшилось количество рычагов.
Сейчас машину проверяют на соответствие техническим условиям и требованиям безопасности. Позже ее сертифицируют, чтобы выпускать серийно. Пока же направят на приемочные испытания в лес. Сначала в наш, а потом и в российский. Ведь именно туда и собираются ее продавать.
— Мы постоянно анализируем отзывы, чтобы улучшить, — отмечает Евгений Густенев. — Пока же эта 18-тонная машина в единственном экземпляре — опытный образец. Когда она пройдет все проверки, мы можем точно констатировать: наша техника качественная, отвечает всем параметрам, ею можно гордиться и успешно продавать.
Чем же эта машина еще может удивить? Конкуренты просят за свои харвестеры до 500 тысяч евро! Наши машины стоят в два раза дешевле, плюс к этому дешевле и запчасти, и сервис.
Заводим машину и колесим на ней по двору завода. Оператору тут точно будет удобно. Есть подлокотники, на которых стоят джойстики управления с кнопками. Оттого и руль не нужен.
— Одни кнопки отвечают за управление манипулятором, другие позволяют задавать определенные программы для работы в лесу. Вот эта кнопка может отвечать за распиливание дерева на длину, например, по 5 метров, а эта — за обрезание сучьев. Тут же разные задачи для разной древесины: березы, сосны, ели и так далее, — демонстрируют специалисты новинку. — Да, руль нужен для безопасной езды по дорогам общего пользования, а эта машина технологическая. Она не скоростная. Ее скорость максимум 25 км/ч.
Даже если как попало дернуть джойстик, машина плавно повернет в сторону с некоторым опозданием — для безопасности. Все операторы, прежде чем сесть в кабину харвестера, проходят обучение управлению на симуляторе. Амкодоровские инженеры-испытатели умело все покажут и расскажут. Вместе со мной тестирует эту тяжелую машину Андрей Дмитракович, начальник испытательного центра: «Когда мы разрабатывали первые машины для лесного комплекса, не все получалось. Но теперь детские болезни прошли».
К слову, первый форвардер и харвестер на «АМКОДОРе» сделали в 2005 и 2006 годах. Уже в конце 2006-го реализовали первые шесть машин в РФ. А сейчас лесная техника продается в Украину, Россию, Словакию, Литву и другие страны. Замечу, «начинка» машин преимущественно белорусская.
— Наши основные конкуренты — фирмы John Deerе, Ponsse и Komatsu. Их заводы расположены в Америке, Финляндии, Швеции. Они успешно работают по всему миру, — рассказывает первый заместитель генерального конструктора Андрей Герман. — Лесозаготовительные машины подразумевают наличие сервиса рядом — чтобы могли оперативно починить. Условия, в которых они работают, сложные. А это значит, машины могут ломаться. Если будет уходить время на простой — можно потерять большие деньги. У крупных корпораций хорошая система сервиса. Их специалисты и дилеры всюду. Мы же над этим сейчас активно работаем. Еще с 2006 года мы доказывали, что наша лесозаготовительная техника не хуже. Мы постепенно налаживаем сервис и вот какие имеем результаты: в той же России за 2015 год мы заняли третье место по поставкам. John Deerе продал ей 150 машин, Ponsse — 100, а мы — 50. Если остановимся в развитии, нас сметут с рынка. Мы этого не допустим. Я четко помню, как нас спрашивали, зачем пробиваемся на рынок? А теперь посмотрите: лесозаготовители признают, что себестоимость заготовки леса с машинами «АМКОДОР» успешнее, чем с импортными.
А знаете, как вера в себя позволила так быстро вырасти отечественным лесным машинам? В 2011 году Минлесхоз инициировал между однотипными харвестерами Ponsse и «АМКОДОР» соревнования. Как итог: «АМКОДОР» выиграл по всем показателям.
— Мы взяли курс на импортозамещение и не пожалели. Сейчас осваиваем собственную гидравлику, в перспективе заменим немецкие мосты, манипуляторы. Все сделаем сами. Вот уже в этот харвестер установили систему слежения собственной разработки, которая контролирует расход топлива в машине и определяет ее местоположение, передает данные по производительности.
Да, процесс освоения машины мирового класса — дело нелегкое. На разработку и изготовление этого харвестера понадобилось два года. Полный цикл, с испытаниями — три года. Нужно ведь посмотреть, как ведет себя машина и летом, и зимой.
Есть и другая лесопромышленная техника, которая интересует уже сейчас и которую ждут: разнотипные харвестеры, форвардеры, трелевочные машины, измельчители щепы и прочие — всего 17 моделей. Что ж, остается не только поражать возможностями, но и доказывать на практике, что наше — это тоже хорошо. А того гляди, во многом и лучше.
alinakasel@gmail.com
0 коммент.:
Дописати коментар